Напоминание

Бисер в жизни народов Севера"


Автор: Вилисова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нягани "Д/с №9 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Бисер в жизни народов Севера"
Дата публикации: 28.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе

по теме

«Бисер в культуре народов Севера»

Автор конспекта НОД:

Вилисова Наталья Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ г.Нягани «Д/с №9

«Белоснежка»

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие:

- углубить знания детей о значении бисера у народов Севера;

- познакомить детей с культурой народов Севера;

- рассказать о значении бисера в традиционном ремесле.

Задачи ОО в интеграции:

Речевое развитие: развивать умение детей отвечать полным ответом; пополнять активный и пассивный словарь дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие:

обогащать представление дошкольников о национальных орнаментах народов ханты и манси

посредством рассматривания национальных украшений.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение работать в малых группах посредством коллективных заданий.

Физическое развитие:

развитие крупной и мелкой моторики воспитанников посредством физкультминуток и работы с контурными

изображениями.

Предпосылки учебной деятельности:

умение выполнять работу в малых группах по заданному образцу;

работа по формированию

познавательных процессов и становлению логического мышления.

Оборудование для педагога: ноутбук, интерактивная панель, презентация Power Point.

Оборудование для детей: карточки с заданиями.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовател

ьные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: У меня для вас есть необычный

предмет.

Его называют:

тун по-хантыйски,

нодяку по-ненецки,

бусра по-египетски,

реси

по-еврейски,

бисьръ по-древнеславянски...,

а

еще «сак» и «сёк»,

что означает камень.

Они

напоминают слезинки,

маленькие,

круглые,

с

отверстием

посередине.

Ими

вышивают

одежду и картины,

из них плетут украшения

и различные аксессуары.

Догадались,

о чем

Речевое развитие

Сюрпризный

момент,

наводящие

вопросы

Слово,

коробочка

с бисером

Развитие

навыков

общения и

взаимодейств

ия детей со

взрослым и

сверстниками

Овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

инициативу и

самостоятельность

в общении.

речь?

Дети: Ответы детей.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовател

ьные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Конечно, о бисере. Появился он

шесть тысяч лет назад и до наших дней не

только

не

утратил

своей популярности,

а

наоборот,

с

каждым годом становится

все

востребованней.

Как

бисер

«пришел»

на

Север

и

какие

изделия

из

него

мастерят

рукодельницы, мы узнаем сегодня.

Как вы думаете как бисер появился на Север?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Бисер

на

Севере

появился

несколько

веков

назад

благодаря

купцам,

которые

«осваивали»

малоизученные

суровые

земли в поисках новых торговых

путей

и

возможности

легкой

наживы –

обмена товара на пушнину. Много чего везли

купцы в северные края – оружие,

предметы

быта,

ткани,

и,

возможно,

кто-то случайно

прихватил экзотический товар.

Предлагаю вам как купцам пройти маршрут -

Познавательное и

речевое развитие

Беседа с

детьми

Слово

Закрепить

знания детей

о появлении

бисера на

Севере.

Овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

инициативу и

самостоятельность

в общении.

Строит логически

законченные

высказывания.

Динамическая пауза «Ровным кругом ..»

Физическое

развитие

Динамическая

пауза

Слово,

действия

Развитие

крупной

моторики.

Показывает

действия согласно

словесному и

наглядному

образцу.

Как вы думаете

из

чего могли изготовить

бисер?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Разноцветные мелкие бусины,

вытачивали

из

раковин.

Позже

появился

Познавательное и

речевое развитие

Беседа с

детьми

Слово

Обогащение

знаний

дошкольнико

в о бисере.

Овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

фарфоровый бисер с большим разнообразием

цветов.

Сейчас

бисер

изготавливают

из

пластика на специальных фабриках.

Старинный бисер,

который меняли купцы на

меха,

был необыкновенно разнообразен по

размерам

и

расцветкам.

Хранили

бисер

разными способами. Как вы думаете какими?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

На

самом деле

хранили его

особым

образом.

Полученный

бисер

нанизывали на нить и в таком виде хранили в

коробке или сумке.

проявляет

инициативу и

самостоятельность

в общении.

Строит логически

законченные

высказывания.

Узоры

и

орнаменты

появлялись

и

создавались на основе того,

что ежедневно

окружало

жителей

тундры.Что

это

могло

быть?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Это

сами

люди,

растения,

природные явления и, конечно же, животные,

в

первую

очередь,

олени.

Посмотрите

внимательно на узоры, какие геометрические

фигуры в них спрятаны?

Главные

элементы

узора

ромб,

треугольник,

квадрат,

крест

и

зигзаг,

которые,

благодаря

фантазии

мастериц,

соединялись

один

с

другим,

образовывая

красивые

и

сложные

геометрически

построенные

традиционные

орнаменты:

«оленьи рога»,

«головки»,

«след

медведя»,

«локоть

лисы»,

«уши

зайца»,

«березовая

ветвь»,

«зима»

-

вариаций

элементов и узоров множество,

и названий

тоже. И все они нашли отражение в бисере.

Познавательное и

речевое развитие

Рассматриван

ие совместно

с детьми

узоров ханты

и манси

Слово,

карточки с

узорами.

Развитие

логического

мышления

посредством

рассматриван

ия узоров и

нахождения в

них

геометрическ

их фигур.

Определяет

знакомые

геометрические

фигуры в рисунке,

строит логические

высказывания.

Сейчас мы узнаем сможете ли вы соединить

узор с его автором.

Познавательное

развитие.

Рассматриван

ие карточек с

узорами и их

Карточки к

упражнени

ю

Развивать

знания детей

об

Строит логические

выводы

посредством

«прототипами

».

«Узорное

лото»

орнаментах

ханты и

манси.

соотнесения

фрагмента

орнамента с

изображением.

Воспитатель:

Как вы думаете каким должен

был быть бисер для рукоделия?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Бисер

для

своих

изделий

мастерицы

предпочитают

непрозрачный,

ярких

насыщенных

расцветок.

Самые

главные

цвета

контрастные:

белый,

красный и черный;

с ними также сочетают

желтые,

голубые,

синие

и зеленые

цвета.

Работают

с

бисером

двумя

основными

способами – пришивают иглой «вприкреп» к

ткани или плетут ажурную сетку.

Испокон

веков

северные

жители

шили

одежду

и

предметы быта

специально обработанными

для этого нитями из оленьих жил. Вышивали

бисером и плели из него украшения – тоже.

Поэтому

плетеные

бисерные

изделия

получались

жесткими,

неровными,

со

множеством узелков,

так как нитка из жил

выходила

короткой

и

ее

постоянно

приходилось удлинять. Благодаря появлению

ниток

из

хлопка

и

синтетики,

а

также

рыболовной лески вариаций узоров бисерной

«мозаики» стало намного больше,

настолько,

что

теперь

не

у

всех

орнаментов

есть

названия.

Познавательное и

речевое развитие.

Беседа с

детьми.

Слово

Обогащать

знания

дошкольнико

в об

использовани

и бисера в

жизни ханты

и манси.

Овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

инициативу и

самостоятельность

в общении.

Воспитатель:

Что

могли

изготавливать

из

бисера северные жительницы?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Из

бисера

изготавливают

нагрудные

и

налобные

украшения,

плетеными

полосками

с

национальными

Познавательное

речевое развитие.

Беседа с

детьми,

рассматриван

ие предметов

обихода

ханты и

Слово,

предметы

обихода

ханты и

манси.

Обогащать

знания

дошкольнико

в о предметах

обихода

ханты и

Овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляет

орнаментами

украшают

подолы,

рукава,

полы традиционных шуб из оленьего меха -

ягушек,

меховую обувь

-

кисы,

головные

уборы,

изготавливают

пояса.

Оформляют

сумки

для

рукоделия

тучанги,

плетут

кошельки,

косметички,

женские

сумочки и

многое другое.

Воспитатель:

Вы помните,

как

поступали

жители Севера с износившейся одеждой?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

После

обветшания

одежды

бисерную нашивку спарывали и переносили

на другую одежду.

Споротые от вышедшей

из употребления одежды хранились в особых

сумочках и передавались по наследству.

Это

способствовало сохранению старых форм и

мотивов

орнаментов.

Менее

популярно

сетчатое

плетение.

Ажурные

ленты такого

плетения

женщины

носили

в

качестве

налобных,

нагрудных,

шейных украшений,

а

также прикрепляли к косам.

Бисеру

приписывали

свойства

оберега.

Считается,

что он оберегает дом от нечистой

силы.

манси.

манси.

инициативу и

самостоятельность

в общении.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образова

тельные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Что вас больше всего удивило в истории и

использовании бисера на Севере?

Какой

момент

занятия

вам больше

всего

запомнился? Почему?

Если бы вы могли задать

один вопрос

о

бисере,

который не был освещен на занятии,

что бы вы спросили?

Социально-

коммуникативное

развитие.

Общение.

Слово.

Формиров

ание

позитивн

ых

установок

Достаточно хорошо

владеет устной речью,

может выражать свои

мысли и желания.



В раздел образования