Автор: Вилисова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нягани "Д/с №9 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Бисер в жизни народов Севера"
Дата публикации: 28.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Организация образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе
по теме
«Бисер в культуре народов Севера»
Автор конспекта НОД:
Вилисова Наталья Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ г.Нягани «Д/с №9
«Белоснежка»
(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)
Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие:
- углубить знания детей о значении бисера у народов Севера;
- познакомить детей с культурой народов Севера;
- рассказать о значении бисера в традиционном ремесле.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: развивать умение детей отвечать полным ответом; пополнять активный и пассивный словарь дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие:
обогащать представление дошкольников о национальных орнаментах народов ханты и манси
посредством рассматривания национальных украшений.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение работать в малых группах посредством коллективных заданий.
Физическое развитие:
развитие крупной и мелкой моторики воспитанников посредством физкультминуток и работы с контурными
изображениями.
Предпосылки учебной деятельности:
умение выполнять работу в малых группах по заданному образцу;
работа по формированию
познавательных процессов и становлению логического мышления.
Оборудование для педагога: ноутбук, интерактивная панель, презентация Power Point.
Оборудование для детей: карточки с заданиями.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовател
ьные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель: У меня для вас есть необычный
предмет.
Его называют:
тун по-хантыйски,
нодяку по-ненецки,
бусра по-египетски,
реси
по-еврейски,
бисьръ по-древнеславянски...,
а
еще «сак» и «сёк»,
что означает камень.
Они
напоминают слезинки,
маленькие,
круглые,
с
отверстием
посередине.
Ими
вышивают
одежду и картины,
из них плетут украшения
и различные аксессуары.
Догадались,
о чем
Речевое развитие
Сюрпризный
момент,
наводящие
вопросы
Слово,
коробочка
с бисером
Развитие
навыков
общения и
взаимодейств
ия детей со
взрослым и
сверстниками
Овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет
инициативу и
самостоятельность
в общении.
речь?
Дети: Ответы детей.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовател
ьные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель: Конечно, о бисере. Появился он
шесть тысяч лет назад и до наших дней не
только
не
утратил
своей популярности,
а
наоборот,
с
каждым годом становится
все
востребованней.
Как
бисер
«пришел»
на
Север
и
какие
изделия
из
него
мастерят
рукодельницы, мы узнаем сегодня.
Как вы думаете как бисер появился на Север?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Бисер
на
Севере
появился
несколько
веков
назад
благодаря
купцам,
которые
«осваивали»
малоизученные
суровые
земли в поисках новых торговых
путей
и
возможности
легкой
наживы –
обмена товара на пушнину. Много чего везли
купцы в северные края – оружие,
предметы
быта,
ткани,
и,
возможно,
кто-то случайно
прихватил экзотический товар.
Предлагаю вам как купцам пройти маршрут -
Познавательное и
речевое развитие
Беседа с
детьми
Слово
Закрепить
знания детей
о появлении
бисера на
Севере.
Овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет
инициативу и
самостоятельность
в общении.
Строит логически
законченные
высказывания.
Динамическая пауза «Ровным кругом ..»
Физическое
развитие
Динамическая
пауза
Слово,
действия
Развитие
крупной
моторики.
Показывает
действия согласно
словесному и
наглядному
образцу.
Как вы думаете
из
чего могли изготовить
бисер?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Разноцветные мелкие бусины,
вытачивали
из
раковин.
Позже
появился
Познавательное и
речевое развитие
Беседа с
детьми
Слово
Обогащение
знаний
дошкольнико
в о бисере.
Овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
фарфоровый бисер с большим разнообразием
цветов.
Сейчас
бисер
изготавливают
из
пластика на специальных фабриках.
Старинный бисер,
который меняли купцы на
меха,
был необыкновенно разнообразен по
размерам
и
расцветкам.
Хранили
бисер
разными способами. Как вы думаете какими?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
На
самом деле
хранили его
особым
образом.
Полученный
бисер
нанизывали на нить и в таком виде хранили в
коробке или сумке.
проявляет
инициативу и
самостоятельность
в общении.
Строит логически
законченные
высказывания.
Узоры
и
орнаменты
появлялись
и
создавались на основе того,
что ежедневно
окружало
жителей
тундры.Что
это
могло
быть?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Это
сами
люди,
растения,
природные явления и, конечно же, животные,
в
первую
очередь,
олени.
Посмотрите
внимательно на узоры, какие геометрические
фигуры в них спрятаны?
Главные
элементы
узора
–
ромб,
треугольник,
квадрат,
крест
и
зигзаг,
которые,
благодаря
фантазии
мастериц,
соединялись
один
с
другим,
образовывая
красивые
и
сложные
геометрически
построенные
традиционные
орнаменты:
«оленьи рога»,
«головки»,
«след
медведя»,
«локоть
лисы»,
«уши
зайца»,
«березовая
ветвь»,
«зима»
-
вариаций
элементов и узоров множество,
и названий
тоже. И все они нашли отражение в бисере.
Познавательное и
речевое развитие
Рассматриван
ие совместно
с детьми
узоров ханты
и манси
Слово,
карточки с
узорами.
Развитие
логического
мышления
посредством
рассматриван
ия узоров и
нахождения в
них
геометрическ
их фигур.
Определяет
знакомые
геометрические
фигуры в рисунке,
строит логические
высказывания.
Сейчас мы узнаем сможете ли вы соединить
узор с его автором.
Познавательное
развитие.
Рассматриван
ие карточек с
узорами и их
Карточки к
упражнени
ю
Развивать
знания детей
об
Строит логические
выводы
посредством
«прототипами
».
«Узорное
лото»
орнаментах
ханты и
манси.
соотнесения
фрагмента
орнамента с
изображением.
Воспитатель:
Как вы думаете каким должен
был быть бисер для рукоделия?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Бисер
для
своих
изделий
мастерицы
предпочитают
непрозрачный,
ярких
насыщенных
расцветок.
Самые
главные
цвета
–
контрастные:
белый,
красный и черный;
с ними также сочетают
желтые,
голубые,
синие
и зеленые
цвета.
Работают
с
бисером
двумя
основными
способами – пришивают иглой «вприкреп» к
ткани или плетут ажурную сетку.
Испокон
веков
северные
жители
шили
одежду
и
предметы быта
специально обработанными
для этого нитями из оленьих жил. Вышивали
бисером и плели из него украшения – тоже.
Поэтому
плетеные
бисерные
изделия
получались
жесткими,
неровными,
со
множеством узелков,
так как нитка из жил
выходила
короткой
и
ее
постоянно
приходилось удлинять. Благодаря появлению
ниток
из
хлопка
и
синтетики,
а
также
рыболовной лески вариаций узоров бисерной
«мозаики» стало намного больше,
настолько,
что
теперь
не
у
всех
орнаментов
есть
названия.
Познавательное и
речевое развитие.
Беседа с
детьми.
Слово
Обогащать
знания
дошкольнико
в об
использовани
и бисера в
жизни ханты
и манси.
Овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет
инициативу и
самостоятельность
в общении.
Воспитатель:
Что
могли
изготавливать
из
бисера северные жительницы?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Из
бисера
изготавливают
нагрудные
и
налобные
украшения,
плетеными
полосками
с
национальными
Познавательное
речевое развитие.
Беседа с
детьми,
рассматриван
ие предметов
обихода
ханты и
Слово,
предметы
обихода
ханты и
манси.
Обогащать
знания
дошкольнико
в о предметах
обихода
ханты и
Овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет
орнаментами
украшают
подолы,
рукава,
полы традиционных шуб из оленьего меха -
ягушек,
меховую обувь
-
кисы,
головные
уборы,
изготавливают
пояса.
Оформляют
сумки
для
рукоделия
–
тучанги,
плетут
кошельки,
косметички,
женские
сумочки и
многое другое.
Воспитатель:
Вы помните,
как
поступали
жители Севера с износившейся одеждой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
После
обветшания
одежды
бисерную нашивку спарывали и переносили
на другую одежду.
Споротые от вышедшей
из употребления одежды хранились в особых
сумочках и передавались по наследству.
Это
способствовало сохранению старых форм и
мотивов
орнаментов.
Менее
популярно
–
сетчатое
плетение.
Ажурные
ленты такого
плетения
женщины
носили
в
качестве
налобных,
нагрудных,
шейных украшений,
а
также прикрепляли к косам.
Бисеру
приписывали
свойства
оберега.
Считается,
что он оберегает дом от нечистой
силы.
манси.
манси.
инициативу и
самостоятельность
в общении.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образова
тельные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Что вас больше всего удивило в истории и
использовании бисера на Севере?
Какой
момент
занятия
вам больше
всего
запомнился? Почему?
Если бы вы могли задать
один вопрос
о
бисере,
который не был освещен на занятии,
что бы вы спросили?
Социально-
коммуникативное
развитие.
Общение.
Слово.
Формиров
ание
позитивн
ых
установок
Достаточно хорошо
владеет устной речью,
может выражать свои
мысли и желания.