Автор: Романова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад № 121
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с применением современных педагогических технологий".
Дата публикации: 28.02.2025
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 121
МБДОУ – детский сад № 121
ИНН/КПП 667901001 ОГРН 1026605761368
620085, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Братская, 16/а, ул. Титова,
13а;
Телефон/факс: (343)297-20-14, 289-00-43.
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад № 121
Протокол от
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующим
МБДОУ – детский сад № 121
О.В. Фатуллаева
Приказ №
от
Программно-методическое сопровождение
по экологическому воспитанию
с использованием современных
педагогических технологий с детьми
дошкольного возраста
Составитель: Романова Н.А., воспитатель МБДОУ № 121
Екатеринбург
2025
Программно-методическое сопровождение по экологическому
воспитанию с использованием современных педагогических
технологий с детьми дошкольного возраста
Актуальность.
Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
–
это
важный
аспект
формирования
личности,
который
способствует развитию ответственного отношения к природе и окружающей
среде. В современном мире, где экологические проблемы становятся всё
более актуальными, необходимо уделять особое внимание экологическому
воспитанию с самого раннего возраста.
Программно-методическое
сопровождение
по
экологическому
воспитанию позволяет систематизировать работу в этом направлении и
обеспечить эффективное формирование у детей экологических знаний,
умений и навыков. Использование современных педагогических технологий
делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, что
способствует лучшему усвоению материала.
Актуальность
программно-методического
сопровождения
по
экологическому воспитанию обусловлена следующими факторами:
-
рост
экологических
проблем:
загрязнение
воздуха
и
воды,
исчезновение видов животных и растений, изменение климата и т.д.;
-
формирование экологической культуры: формирование бережного
отношения к природе, понимание её ценности и необходимости сохранения;
-
развитие
личности
ребенка:
развитие
любознательности,
ответственности, умения принимать решения и действовать в интересах
природы.
В связи с этим, возникла необходимость обратить особое внимание на
программно-методическое
сопровождение
по
экологическому
воспитанию с использованием современных педагогических технологий
детьми дошкольного возраста.
Цели и задачи методической деятельности
Цель методической деятельности заключается в том, чтобы повышать
качество образовательного процесса и профессиональный уровень педагогов
через внедрение современных педагогических технологий и методов
экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Разрабатывать и внедрять методические материалы, которые
помогут воспитателям эффективно использовать современные технологии в
работе с детьми;
2.
Организовывать консультации и семинары для воспитателей по
вопросам
экологического
воспитания,
чтобы
повышать
их
профессиональный уровень;
3.
Анализировать и распространять передовой опыт в области
экологического образования дошкольников, чтобы воспитатели могли
использовать лучшие практики в своей работе;
4. Создавать условия для обмена опытом между воспитателями, чтобы
они могли делиться своими наработками и находить новые идеи для занятий
с детьми;
5.
Оказывать методическую поддержку воспитателям в разработке и
реализации проектов по экологическому воспитанию, чтобы помочь им
внедрять инновационные подходы в свою работу.
Создание условий для реализации методического
сопровождения
Для научно-методического обеспечения образовательного процесса
было
организовано
систематическое
ознакомление
с
методической
литературой по экологическому образованию дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО, мы
используем следующие программы и методические, учебные и наглядно-
дидактические пособия:
-
парциальные программы «Наш дом – природа», «Юный эколог»,
«Ребенок открывает мир природы», «Мы земляне», «Зеленая планета»;
-
программы
дополнительного
образования
«Экологическая
разведка»,
«Эколята – дошколята», «Молодые защитники природы»,
«Эколята», «Тропинка в экологию», «Планета Земля», «Экология человека»,
«Практическая экология», «Мир природы», «Экологическая мозаика»;
-Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников – для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика- Синтез, 2012.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду детей
2-7 лет. Программа и методические рекомендации. - М: Мозаика-
синтез, 2010
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром (3-7 лет).
- Серия «Мир в картинках» (мир природы). – М.: Мозаика-Синтез,
2015;
2015
-
Серия «Времена года». – М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Овощи. Наглядно-дидактические пособия. – М.: Мозаика-Синтез,
-
- Фрукты.
Наглядно-дидактические
пособия.
–
М.:
Мозаика-
Синтез, 2015
Дополнительно используются пособия:
1.Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре.
Методическое пособие. ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2015
2. Лыкова
И.А.
Интеграция
эстетического
и
экологического образования в детском саду. – М.:
Цветной мир, 2014
3. Миронов
А.В.
Экологическое
образование
дошкольников
в контексте ФГОС ДО. –
Волгоград, Учитель, 2016
4. Николаева
С.Н.
Юный
эколог.
Программа
экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-
Синтез, 2010
Разработчики ФОП ДО не выделяют экологическое воспитание как
отдельное направление воспитания. Но задачи экологического воспитания
интегрированы в содержание других направлений: патриотического и
познавательного (п. 29.2.2.1, 29.2.2.24 ФОП ДО). В основе патриотического
направления лежит ценность – Родина и природа, в основе познавательного –
познание.
Также в рамках трудового направления воспитания педагоги приучают
детей к труду в природе (п. 29.2.2.6. ФОП ДО). В процессе у дошкольников
формируется уважительное отношение к окружающем у миру и животным,
повышается уровень ответственности за свои действия на природе.
Целевые ориентиры экологического воспитания
Патриотическое
направление
Познавательное
направление
Трудовое
воспитание
Целевые ориентиры к трем годам
-
Проявлять
привязанность
к
близким людям;
- бережно относиться к
живому.
-
Проявлять интерес к
окружающему миру;
-
Проявлять
любознательность
, быть
активным
в поведении
и
деятельности
-
Поддерживать
элементарный порядок
в
окружающей
обстановке;
-
Стремиться помогать
старшим в доступных
трудовых действиях;
-
Стремиться
к результативности,
самостоятельности,
ответственности
в самообслуживании,
в быту,
в
игровой
и
других
видах
деятельности.
Например,
конструирование,
лепка, художественный
труд, детский дизайн
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения
программы
- Любить свою
малую родину и иметь
- Проявлять
любознательность,
- Понимать ценность
труда в семье
представление о своей
стране – России;
- Испытывать
чувство привязанности
к родному дому, семье,
близким людям
наблюдательность;
- Испытывать
потребность
в
самовыражении,
в
том
числе
творческом;
- Проявлять активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной
и продуктивных видах
деятельности
и в самообслуживании;
- Обладать первичной
картиной
мира
на
основе
традиционных
ценностей
и в обществе
на основе уважения
к людям труда,
результатам
их деятельности;
- Проявлять
трудолюбие при
выполнении
поручений
и в самостоятельной
деятельности
Патриотическое
и
познавательное
направления
соотносятся
с
образовательными областями «Познавательное развитие» (п. 29.3.4 ФОП
ДО).
Трудовое направление соотносится с «Социально-коммуникативным
развитием» (п. 29.3.4 ФОП ДО). Однако задачи экологического воспитания
решаются и в рамках других образовательных областей. Например, в рамках
художественно-эстетического
развития
педагоги
должны
формировать
гуманное отношение к людям и окружающей природе, желание созерцать
красоту
окружающего
мира.
Содержание
работы
по
экологическому
воспитанию педагогов с детьми определены в двух документах – ФГОС и
ФОП ДО.
Содержание деятельности по экологическому воспитанию
ФОП ДО
ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие
1.
Педагог обогащает представления
детей
о
действиях
и
поступках
людей,
в
которых
проявляются
доброе отношение и забота о членах
семьи,
близком
окружении,
о
животных, растениях; знакомит с
произведениями,
отражающими
отношения между членами семьи.
1.
Педагог
формирует
основы
социальной
навигации
и
безопасного поведения в быту и
природе,
социуме
и
медиапространстве.
2.
Педагог
развивает
эмоциональную
отзывчивость
и
сопереживание, социальный и
2.
Демонстрирует
эмоциональную
отзывчивость
на
красоту
родного
края,
восхищается
природными
явлениями
эмоциональный
интеллект,
воспитывает гуманные чувства и
отношение
Познавательное развитие
1.
Педагог расширяет и уточняет
представления
детей
о
богатстве
природного мира в разных регионах
России и на планете, о некоторых
способах приспособления животных
и растений к среде обитания, их
потребностях, образе жизни живой
природы и человека в разные сезоны
года,
закреплять
умения
классифицировать объекты живой
природы.
2.
Педагог расширяет и углубляет
представления
детей
о
неживой
природе
и
ее
свойствах,
их
использовании человеком, явлениях
природы, воспитывает бережное и
заботливое
отношение
к
ней,
формирует
представления
о
профессиях, связанных с природой и
ее защитой
1.
Педагог формирует целостную
картину
мира,
представления
об
объектах
окружающего
мира,
их
свойствах и отношениях.
2.
Педагог
формирует
основы
экологической культуры, знания об
особенностях
и
многообразии
природы родного края и различных
континентов, о взаимосвязи внутри
природных
сообществ
и
роли
человека
в
природе,
правилах
поведения
в
природной
среде,
воспитывает гуманное отношение к
природе.
Речевое развитие
1.
Педагог
формирует
у
детей
умение
использовать
в
речи
названия живых существ и сред их
обитания,
некоторые
трудовые
процессы.
2.
Педагог
формирует
у
детей
умение использовать в речи слова,
обозначающие
части
предметов,
объектов и явлений природы, их
свойства
и
качества:
цветовые
оттенки, вкусовые качества, степени
качества объектов, явлений
Педагог
развивает
у
детей
способность
владеть
речью
как
средством коммуникации, познания
и творческого самовыражения
Художественно-эстетическое развитие
1.
Педагог
развивает
у
детей
эстетическое
восприятие,
умение
видеть
красоту
и
своеобразие
окружающего
мира,
вызывать
у
детей
положительный
эмоциональный
отклик
на
красоту
1.
Педагог развивает предпосылки
ценностно-смыслового восприятия и
понимание
мира
природы
и
произведений
искусства:
словесного,
музыкального,
изобразительного.
природы.
2. Педагог формирует становление
2.
Педагог
формирует
гуманное
отношение к людям и окружающей
природе
эстетического
и
эмоционально-
нравственного
отношения
к
окружающему
миру,
воспитывает
эстетический вкус
Физическое развитие
1 Педагог формирует представление
Педагог
приобщает
к
здоровому
о
туризме
как
виде
активного
образу жизни и активному отдыху
отдыха
и
способе
ознакомления
с
природой и культурой родного края.
2
Педагог
учит
преодолевать
несложные
препятствия
на
пути,
наблюдать
за
природой
и
фиксировать
результаты
наблюдений,
ориентироваться
на
местности,
оказывать
помощь
товарищу,
осуществлять
страховку
при
преодолении
препятствий,
соблюдать
правила
гигиены
и
безопасного
поведения
во
время
туристской прогулки
Как оформить РППС в ДОУ?
1.
РППС
должна
включать
элементы,
которые
отражают
экологичность, безопасность и природосообразность (п.29.3.6. ФОП ДО).
Например, деревянные игрушки, глиняные горшки, льняные ткани – всё это
помогает
детям
познакомиться
с
природными
материалами,
развить
тактильные ощущения, мелкой моторики и воображения.
2.
Специалисты РАО рекомендуют включить в среду элементы
природы (приложение 4 к Методическим рекомендациям, направленным
письмом Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). Например, живые
растения не только украшают пространство, но и способствуют улучшению
качества воздуха в помещении. Они также могут стать объектами изучения:
дети узнают о разных видах растений, об их потребностях и особенностях
ухода.
Помимо живых комнатных растений, можно разместить тематические
предметы и пособия:
- муляжи овощей и фруктов;
- наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых;
-
материалы для
труда:
фартуки,
леечки,
лопатки,
палочки
для
рыхления, тряпочки, метелочки и совочки – для поддержания чистоты;
- рисунки детей о природе и поделки из природного материала;
- альбомы «Времена года», «Животные Урала» и т.п.;
- книги с иллюстрациями, на которых изображены животные;
- репродукции картин известных художников.
Не следует размещать в группах аквариумы, животных и птиц (п.6.6.
МР 2.4.0259-21 от 28.09.2021).
3.
Организуйте пространство для экспериментирования. Специальные
зоны, где дети могут проводить эксперименты с водой, песком, камнями и
другими материалами, помогают лучше понять природные явления и
процессы. Это развивает любознательность, наблюдательность и критическое
мышление.
Все материалы и оборудование должны быть безопасными для детей.
Они не должны содержать острых краёв, мелких деталей, токсических
веществ и т.д. Также необходимо обеспечить безопасность при проведении
экспериментов.
Пространство должно быть доступно для всех детей, включая детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Необходимо
предусмотреть
специальные
приспособления,
которые
помогут
детям
с
особыми
потребностями в экспериментах.
В пространстве должны быть представлены разнообразные материалы
и инструменты для проведения экспериментов. Это могут быть природные
материалы (камни, песок, вода, растения), (бытовые предметы (посуда,
ткани, бумага), научные приборы (лупы, микроскопы, весы) и т.п.
Пространство
должно
быть
функциональным
и
удобным
для
проведения экспериментов.
Также в уголке должны быть размещены правила безопасности по
нахождению в пространстве для экспериментов (Приложение 1).
Все вещества педагоги представляют только во время специальных
занятий и строго под контролем. Если размещены сыпучие материалы, то
необходимо подобрать индивидуальные контейнеры.
Запрещено
оставлять
в
свободном
доступе
вещества
для
экспериментирования, которые могут нанести вред здоровья ребенку.
Варианты наполнения пространства экспериментирования в
возрастных группах
Возрастная
группа
Материалы
Инструменты и
ёмкости
Приборы
Младшая
Природные
материалы
(песок,
вода,
камни,
шишки,
листья);
Бытовые
предметы
(ложки,
чашки,
Пластиковые
контейнеры,
ведёрки,
формочки
для
песка, лейки
Лупы,
магниты,
песочные часы
миски, ситечки);
Игрушки (куклы,
машинки,
фигурки
животных)
Средняя
Глина,
пластилин,
бумага,
ткань,
крупы
Ножницы, стеки,
кисти,
стаканчики,
мерные ложки
Увеличительные
стёкла,
термометры,
весы
Старшая
Семена
растений,
коллекции
минералов,
образцы
почвы,
наждачная
бумага
Микроскопы,
пробирки, колбы,
пинцеты
Компасы,
бинокли,
шумомеры
Подготовительная
Наборы
для
химических
опытов,
конструкторы,
головоломки,
мох,
веревки,
нитки,
гайки,
болты,
крахмал,
уксус, зеленка
Защитные
очки,
перчатки,
фартуки
Телескопы,
датчики
температуры
и
влажности,
осциллографы
4.
Добавьте элементы природы региона. Макет местной экосистемы,
коллекции минералов, гербарии и другие материалы, отражающие природу
региона, знакомят с окружающей средой и её особенностями. Это
способствует формированию чувства принадлежности к родному краю и
уважения к его природе.
5.
Предусмотрите трансформацию пространства. Модульная мебель,
передвижные ширмы, мягкие маты – всё это позволят быстро изменять
пространство в зависимости от потребностей детей и образовательной
программы. Это обеспечивает гибкость и адаптивность РППС.
6.
Организуйте экологическую тропу. Помимо РППС групп педагоги
должны использовать образовательный потенциал территории детского сада
(п. 3.3.1. ФГОС ДО). Чтобы решить задачи экологического воспитания на
прогулочном участке, педагоги могут создать экологическую тропу. На
экологическом маршруте дошкольники могут познавать окружающий мир,
наблюдать и взаимодействовать со объектами живой и неживой природы.
Маршрут должен быть безопасным, интересным и познавательным для
детей.
На
маршруте
необходимо
установить
информационные
стенды,
таблички, указатели и другие элементы оформления. Они должны содержать
информацию о природных объектах, правилах поведения на экологической
тропе и другую полезную информацию.
На маршруте нужно создать условия для проведения наблюдений и
экспериментов. Для этого можно оборудовать специальные площадки, где
дети смогут проводить опыты с водой, песком, камнями и другими
материалами.
Для
работы
на
экологической
тропе
необходимо
разработать
методически материалы: конспекты занятий, дидактические игры, наглядные
пособия и т.п. Они помогут педагогам организовать работу с детьми на
маршруте.
Примеры объектов, которые можно включить в экологическую тропу:
-
деревья и кустарники (можно рассказать детям о разных видах
деревьев и кустарников, их особенностях и значении для природы);
- цветы и травы (можно познакомить детей с разными видами цветов и
трав, научить их различать по цвету, форме и запаху);
-
камни и минералы (можно показать детям разные виды камней и
минералов, рассказать об их свойствах и применении);
- водоемы (можно создать небольшой искусственный водоем/озеро);
-
муравейники (можно понаблюдать за жизнью муравьев и других
насекомых, рассказать о значении насекомых в природе);
-
другие
объекты
(в
зависимости
от
природных
условий
и
возможностей детского сада, можно включить и другие объекты, которые
будут интересы и полезны детям).
7.
Организуйте пространство для сохранения природы. Одна из задач
ФОП ДО – воспитать у детей бережное и ответственное отношение к
природе родного края, родной страны, побудить к действиям по сохранению
природы (п. 29.3.4. ФОП ДО). В этом пространстве педагоги могут
представить в виде схемы с охраняемыми объектами на территории детского
сада и запрещающими знаками: «Выбрасывать мусор запрещено», «Рвать
цветы
запрещено»,
«Нельзя
ловить
бабочек»,
«Нельзя
разрушать
муравейники». На теплый период года пространство оформляется на одной
из боковых стен здания детского сада, либо на заборе (Приложение 2).
Как работать с детьми
Работа с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию
включает в себя различные формы и методы, направленные на формирование
у детей любви и бережного отношения к природе. Вот несколько примеров
того, как можно организовать эту работу:
1.
Тематические
недели.
Проведение
тематических
недель,
посвящённых определённым аспектам природы, например, «Неделя леса»,
«Неделя воды» или «Неделя животных». В рамках таких недель можно
проводить занятия, игры, конкурсы и другие мероприятия, связанные с
темой.
Цели и задачи тематических недель по экологии:
Цель
–
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
основ
экологической культуры, развитие ответственного отношения к природе и
окружающей
среде,
воспитание
бережного
отношения
к
природным
ресурсам.
Задачи:
1. Расширять знания детей о природе родного края;
2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования;
3. Развивать любознательность и творческое мышление;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
5.
Вовлекать
родителей
в
образовательный
процесс,
повышать
их
экологическую культуру.
План мероприятий Недели экологии
День недели
Содержание
Группа
Понедельник
Открытие Недели
экологии
Все группы
Беседа с детьми о
значении
природы в жизни
человека
Чтение рассказов и
стихотворений о
природе
Вторник
Занятия по теме
«Природа
родного края»
Младшая
Игры-
эксперименты с
водой, песком,
камнями
Средняя
Просмотр обучающих
видеофильмов о природе
Старшая и
подготовительная
Среда
Конкурс рисунков на
асфальте «Мир
природы»
Старшая и
подготовительная
Прогулки и
экскурсии на
территории детского
сада
Все группы
Сбор природного
материала для поделок
Все группы
Четверг
Викторина «Знатоки
природы»
Старшая,
подготовительная
Мастер класс по
изготовлению поделок из
природного материала,
собранного на прогулке в
среду
Все группы
Закрытие Недели
экологии
Пятница
Все группы
Концерт «Песни о
природе»
Награждение
участников
конкурсов и викторин
2.
Акции. Организация акций, направленных на сохранение природы,
например, сбор макулатуры, пластиковых бутылок или батареек. Акции
могут быть приурочены к определённым датам, таким как День Земли или
День окружающей среды.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста ответственного
отношения к природе и окружающей среде через участие в экологических
акциях
Задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
2. Формировать навыки экологически грамотного поведения;
3. Развивать интерес к участию в природоохранной деятельности;
4.
Вовлекать
родителей
в
образовательный
процесс,
повышать
их
экологическую культуру.
Темы экологических акций (по возрастным группам)
Возрастная группа
Тема акции
Младшая
«Сохраним природу
чистой»
(сбор пластиковых
бутылок)
Средняя
«Батарейки сдавайтесь!»
(сбор батареек)
Старшая
«День Земли»
(субботник по уборке территории
детского сада)
Подготовительная
«Зеленый патруль»
(посадка деревьев и
кустарников)
3.
Экскурсии и прогулки.
Регулярные экскурсии и прогулки на
природу помогают детям лучше понять её красоту и ценность. Во время
таких мероприятий можно проводить наблюдения, собирать природные
материалы для поделок и исследований.
Цель: формирование у детей уважительного отношения к природе и
понимание её ценности через активно взаимодействие с окружающей средой
Задачи:
1. Познакомить детей с различными элементами природы (растениями,
животными, природными явлениями);
2. Развивать навыки наблюдения и описания окружающего мира;
3. Способствовать развитию любознательности и интереса к экологии;
4.
Развивать
творческие
способности
через
создание
поделок
из
природных материалов;
5. Воспитывать бережное отношение к природе и желание заботиться о
ней;
6. Формировать навыки работы в команде и уважение к окружающим.
Экскурсия – это организованное путешествие или выход на природу с
целью изучения и наблюдения за природными явлениями, объектами и
процессами.
Экскурсии могут быть как познавательными, так и развлекательными,
и они позволяют детям не только получать новые знания, но и активно
взаимодействовать с окружающей средой.
Виды экологических экскурсий:
1. пешеходные экскурсии (прогулка по лесам, паркам);
2.
тематика «сбор природных материалов» (экскурсии, во время
которых дети собирают листья, шишки, камни и другие природные
материалы);
3. экологические тропы.
4. Проекты. Разработка и реализация проектов, связанных с природой,
позволяет детям глубже изучить интересующие их темы. Например, проект
«Мой любимый цветок» может включать в себя изучение различных видов
цветов, их особенностей и значения для природы.
Цель: формирование у детей экологической грамотности и понимания
важности сохранения природы через активное участие в проектной
деятельности
Задачи:
1. Изучение разнообразия флоры и фауны, их роли в экосистеме.
2.
Развитие навыков исследовательской деятельности и критического
мышления.
3.
Стимулирование
творческого
подхода
к
решению
экологических
задач.
4. Развитие коммуникативных навыков через работу в группе.
5. Воспитание чувства ответственности за окружающую среду.
6. Формирование уважительного отношения к природе и её ресурсам.
Темы экологических проектов по возрастным группам
Возрастная группа
Тема акции
Средняя
«Цветы вокруг нас»
«Лесные жители»
«Время года»
Старшая
«Мой любимый цветок»
«Друзья природы»
«Путешествие в мир природы»
Подготовительная
«Экология нашего двора»
«Сказочный лес»
«Забота о природе»
5.
Конкурсы и выставки. Организация конкурсов рисунков, поделок
или фотографий на тему природы стимулирует творческое мышление и
интерес к экологии. Выставки работ участников конкурса могут стать
дополнительным стимулом для развития интереса к природе.
Цель – формирование у детей интереса и уважения к природе через
творческое самовыражение и осознание важности экологических проблем.
Задачи:
1.
Стимулировать творческое мышление и художественные навыки у
детей через создание рисунков, поделок и фотографий на тему природы.
2.
Развивать наблюдательность и умение анализировать окружающий
мир.
3. Обучить детей основам экологии и значению сохранения природы.
4.
Познакомить с различными видами природных объектов (растения,
животные, экосистемы) через создание творческих работ.
5. Воспитать у детей чувство ответственности за окружающую среду.
6. Формировать уважительное отношение к природе и её ресурсам.
7.
Создать условия для сотрудничества между детьми, родителями и
педагогами в процессе подготовки к конкурсу и выставке.
8.
Способствовать развитию коммуникационных навыков и умения
работать в команде.
9.
Организовать
выставку
работ
участников
конкурса,
чтобы
продемонстрировать результаты творческой деятельности.
10.
Создать атмосферу праздника и поощрения для всех участников,
включая награждение победителей и участников.
6.
Чтение книг и просмотр фильмов.
Чтение книг о природе и
просмотр документальных фильмов помогают детям расширить кругозор и
узнать
больше
о
мире
вокруг
них.
Обсуждение
прочитанного
и
просмотренного способствует развитию критического мышления и анализа
информации.
Технология
экологического
воспитания
детей
подготовительной
группы построена на использовании книги В. Танасийчука «Экология в
картинках».
Работа с детьми старшей группы построена на произведениях В.
Бианки. Аналогично и с произведениями Е. Черушина – дети средней группы
знакомятся не только с его рассказами о животных, но и иллюстрациями
автора. На примере творчества В. Бианки и Е. Черушина дошкольники видят,
как человек, умеющий видеть природу, любящий ее, наблюдательный и
внимательный, может рассказывать о природе, животных, рисовать их.
Например, хорошо иметь на полке в группе альбом репродукций Е.
Черушина «Зверята».
Экологическое воспитание младших дошкольников построено на
использовании
героев
классических
русских
народных
сказок
(«Репка»,
«Курочка Ряба», «Колобок» и др.).
Кроме перечисленной литературы в детском саду нужны, конечно, и
периодические издания экологического содержания. В журналах «Свет
(человек и природа)», «Свирель» и «Свирелька», «Семь гномов», Муравей»
(Приложение к журналу «Маша»).
Фильмы киностудии «Кварт-О» (Центрнаучфильм, Леннаучфильм),
которые можно рекомендовать на занятиях в ДОУ:
1 «Животные отвечают» (фильм 2-й «Роль игры и самостоятельных
исследований в жизни детенышей», фильм 9-й «Дрессировка животных),
2.
«Жизнь растений» (фильм 1-ый «Удивительные путешественники»
(о семенах), фильм 5-й «Осень в лесу»),
3. «Природные сообщества»,
4. «Природоведение» (фильм 6-й «Муравей – красная точка», фильм 8-
й «Чей это пень?»),
5. «Увлекательная природа» (фильм 2-ой «В мире муравьев», фильм 3-
й «Живая пустыня», фильм 6-й «Хомяк такой, какой он есть»),
6. «Экологические системы»
7.
Игры и развлечения. Использование игр и развлечений на тему
природы
помогает
детям
легче
усваивать
новые
знания
и
навыки.
Дидактические игры, викторины и квесты могут стать увлекательным
способом изучения экологии.
Самостоятельная игра детей – это отражение их отношения к тем
явлениям и событиям, которые в ней изображаются. Она очень ценна и
показательна. Чтобы дети чаще играли на природоведческие темы, им нужны
наборы игрушек, изображающие домашних животных, обитателей зоопарка,
лесных зверей. С этими игрушками дети смогут поиграть после интересных
занятий и экскурсий. В настоящее время имеются в продаже комплекты
цветных деревянных фигурок «Подворье и зоопарк», в которые входят не
только животные, но и деревья, кустарники. Игра с таким комплектом весьма
увлекает старших дошкольников.
8.
Сотрудничество с родителями. Вовлечение родителей в процесс
экологического воспитания способствует укреплению семейных ценностей и
повышению
экологической
культуры
всей
семьи.
Родители
могут
участвовать в акциях, экскурсиях и других мероприятиях вместе с детьми.
Семья
–
это
своеобразный
микроколлектив,
который
играет
определенную роль в воспитании личности.
Задача воспитателей ДОУ – грамотно выстроить работу с родителями
по экологическому воспитанию в семье.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то
же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного
учреждения.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным
процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают
родителям, лично значимой для них. Большое внимание должно уделяться
совместной
деятельности
детей
и
взрослых,
так
как
именно
через
деятельность человек воздействует на окружающий мир.
Маршруты
выходного
дня
могут
выступать
как
средство
взаимодействия с семьей в приобщении дошкольников к природе родного
края. Такой поход в природу: на дачу, к реке, за город способствует
сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей
и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а
взрослому – лучше понять мир ребенка.
Маршруты выходного дня разрабатываются посезонно, по возрастам и
по различной тематике. В маршрут выходного дня входят:
- цели маршрута;
- полезная информация об объекте;
- пословицы, поговорки, приметы, загадки, стихи;
- опытно экспериментальная деятельность;
- подвижные и дидактические игры.
Кроме маршрутов выходного дня можно предложить родителям
буклеты с опытно-экспериментальной деятельностью, в которой содержатся
описание опытов, которые взрослые могут проводить совместно с детьми в
домашних условиях.
В феврале-марте можно объявить конкурс «Урожай». Родители
совместно с детьми должны посадить рассаду, ухаживать за ней в течение
лета и к сентябрю принести на ярмарку выращенные овощи.
В весенне-летний период совместно с родителями можно организовать
трудовой десант, который проводил бы работы по следующим направлениям:
«Зеленая аптека», «Посади дерево», «Зеленый патруль».
В течение года родители могут принимать активное участие в
природоохранительных акциях, помогать детям в подготовке мероприятий
экологической направленности, участвовать в качестве жюри в КВН и
викторинах.
9.
Технология ТРИЗ.
Развитие с одной стороны таких качеств
мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с
другой стороны – поисковой активности, стремления к новизне, развитие
речи и творческого воображения.
Она
позволяет
формировать
единую,
гармоничную,
научно
обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха,
идет
взаимообмен
результатами
решения,
решение
одного
ребенка
активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует
его развитие.
Например, много зайцев это хорошо или плохо?
- Хорошо: хищники могут питаться ими;
- Плохо: погрызут много деревьев;
-
Хорошо, что в лесу будет много животных, лес не будет казаться
пустым;
- Плохо: погубят посевы;
-
Хорошо: можно будет ими любоваться. И в то же время хорошее
свойство может оказаться отрицательным: волкам будет чем питаться, но
жалко зайцев.
10.
Майнд-карты. Отображают мышление с помощью древовидных
схем,
отражающих
некоторый
объект,
его
элементы,
взаимосвязи,
зависимости, основные и дополнительные характеристики.
Работа с майнд-картами способствуют развитию памяти, мышления,
воображения,
речи,
что
крайне
необходимо
при
исследовательской
деятельности.
11.
Секретный разговор,
как один из методов экологического
воспитания.
Первый этап — прогулка в парк, где каждый ребенок выбирает себе
собеседника из числа окружающих растений (дерево, цветок, веточку
кустарника, травинку, листок, бутон…) и «по секрету» разговаривает с ним.
Вернувшись с прогулки, дети рассказывают друг другу о своих новых
друзьях
в
природе.
Примером
такого
общения
может
служить
следующий диалог с цветком:» Я гуляла по лесу. Вдруг увидела мой люби-
мый цветок Иван-да-марья. Этот цветок красив тем, что у него есть мои
любимые цвета — фиолетовый и желтый. Я спросила его: «Что ты любишь?
» Он мне ответил: «Я люблю свет, и воду. «Я спросила: «А где твой дом?»
Он ответил: «Лес… «, «Жалобная книга» природы.
На первом этапе дети наблюдают за деревьями на участке и
зарисовывают в книгу «жалобы», поступающие от деревьев.
Второй этап — обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы
можем сделать, чтобы исправить положение?» ~ ответ на этот вопрос
натолкнет ребят на практическую природоохранную деятельность.
12.
Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая,
деловая
игра.
Главное
ее
предназначение
–
развивать
способность
анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение
работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных
компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа
на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут
соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в
совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Это один из
основных принципов ФГОС ДО. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация
«Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».
13.
Технология экологической идентификации — отождествление
себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым
приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их
имени; Например, «Долго не было дождя, деревья и цветы стали плохо себя
чувствовать? Как? Саша – ирис: «Мои цветочки начали увядать (показывает
руками), листочки опадают (показывает в движении), Наташа — яблонька –
наклонила свои веточки, стала сбрасывать яблочки и листочки и пр.
14.
Метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие
природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы
предлагает
воспитатель
или
придумывают
дети.
Педагог
зачитывает
телеграмму из леса:
«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют
все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а
сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь:
их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Ваш дятел».
И дети начинают думать, что делать? Получают представление о
взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.
Предложить дятлу найти себе побольше друзей. Чем больше будет
дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными
растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на
деревьях ….
15.
Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие
эмоциональной сферы ребенка, чувствительности, что также является важной
задачей ФГОС ДО. Диалоги осуществляются в различных вариантах –
«секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные
обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов,
средств изобразительного искусства, музыки, танца). Задания: «Поговори с
березкой, спроси у нее о ее здоровье, спроси, как ей живется, спроси, есть ли
у нее какое-нибудь желание». Поговори с цветком, сделай ему комплименты,
расскажи, за что ты его любишь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКИ ДЛЯ ПРОСТРАНСТВА
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА (ОПЫТА)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРЫ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ НА
ТЕРРИТОРИИ ДОУ