Автор: Когодеева Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Степновский детский сад "Колосок" филиал №1"Карапуз"
Населённый пункт: п.Степной, Назаровский район,Красноярский край
Наименование материала: проект
Тема: "Разноцветные недельки"
Дата публикации: 28.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Разноцветные недели»
Автор проекта: Когодеева Наталья Александровна
Воспитатель младшей группы
Паспорт проекта
Тема проекта: «Использование малых форм фольклора в развитии речи
детей младшего дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.
Тип проекта: кратковременный
Время реализации: 2 недели
Участники проекта: дети младшего возраста, воспитатель, родители
воспитанников, музыкальный руководитель.
Возраст участников: дети младшего дошкольного возраста (3-4).
Образовательная область: проект реализуется в рамках программы «От
рождения до школы»
Проект основан на принципе комплексно-тематического планирования
в ДОУ.
Актуальность проекта.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск
новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается
задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь
является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она
позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично
вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста
выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно
фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью,
яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем
знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на
то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои
мысли, свои эмоции.
Малые
формы
фольклора
являются
первыми
художественными
произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей
раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок,
потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности
восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное
и
систематическое
использование
произведений
фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в
дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет
собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в
непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Цель:
привлечение родителей в
развитие речи воспитанников младшей
группы средствами малых форм фольклора.
Задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе
ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2.
Развитие
слухового
внимания,
понимания
речи,
звукоподражания,
активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование
способности к целостному восприятию произведений разных жанров,
усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного
отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
Проблема.
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые
формы фольклора (народные потешки).
Содержание проекта:
-Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для
реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Чтение и рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных
произведений.
- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных
произведений.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
- Открытое занятие «Как у матушки в дому». (Приложение 1)
- Выпуск памятки для родителей «Потешки , заклички, дразнилки»
(Приложение2)
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и
лексической стороны речи.
2. Словарь детей пополнится новыми словами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной
литературе. (Приложение 3)
4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
5. У родителей сформируется понимание необходимости использования
малых форм фольклора в развитии речи детей.
6. У родителей повысится общий культурный уровень
Приложение1
Конспект занятия «Как у матушки в дому» (младшая группа)
Цель:
формировать у детей знания произведений малых фольклорных форм
(потешки, заклички, дразнилки).
Знакомить детей с предметами русского народного быта, воспитывая
бережное отношение к ним.
Развивать у дошкольников любовь к русским сказкам, потешкам, интерес к
народной культуре и ее традициям.
Материал:
чугунок, деревянные ложки, колыбелька, кукла младенец,
игрушка-кот, деревянные лавки и стол, колодец, ведро.
Зал оформлен в русском стиле с наличием предметов народного быта: вы
шитых полотенец, самовара, прялки, ухвата, чугунка, туесов, короба.
Ход.
Воспитатель и дети, одеты в русские костюмы, входят в зал, взявшись
за руки, «цепочкой», напевая русскую народную песню «Ой, вставала я
ранёшенько», приветствуют гостей традиционным поясным поклоном.
- Детки мои милые! Как я рада видеть вас у себя в доме. Я ваша матушка, а
вы мои детушки. В доме у нас работы по хозяйству много, давайте на
помощь позовем солнышко, чтобы оно нам помогло и обогрело.
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
(Повторяются слова заклички, руки подняты к окну.)
Солнце показалось, смотрите, как стало светло.
Ребята, посмотрите, кто это у нас здесь спит, спит и усами шевелит?
Правильно, это кот Васька. Вставай, Вася, вставай, лежебока, а мы тебе
песенку споем:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
(Во время пения дети гладят игрушку)
Иди, Вася, погуляй, а нам теперь нужно умыться и причесаться. (Дети
провожают кота).
Одному ребенку предлагается сходить с ведерком на колодец за водой.
Остальным – «причесать» друг друга, приговаривая:
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки,
Расти коса до пояса,
Не вырани ни волоса.
(Дети поглаживают друг друга по голове и приговаривают слова потешки,
Можно повторить несколько раз).
А вот нам водичку из колодца принес Ванечка. Подставляйте ладошки, будем
умываться.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки горели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Все умылись, все красивые, чистые, опрятные, молодцы ребятушки.
Ой, ой, ой – слышите, кто-то плачет, Это наш малыш, Давайте его успокоим.
Как можно его успокоить? Он, наверное, есть хочет, надо кашу сварить.
(Дети предлагают взять деревянные ложки и «сварить» кашу – они мешают
ложками в чугунке.)
Сорока, сорока, печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Вот и сварили кашу, пробуем. Ох, каша хороша! Поели, давайте малыша
покормим.
А теперь пора нам и поиграть.
Витя, титя, карапуз - стоят руки в боки.
Съел у бабушки арбуз. - показывают арбуз,
Бабушка ругается, - пальчиком грозят,
Витя отпирается. – руки за спину, живот вперед.
(Игра повторяется 2-3раза).
Вот мы кашу поели, поиграли, а теперь нашему малышу спать пора. Давайте
уложим его и колыбельную песенку споем.
Баю, баю, баю, бай.
Не ходи, серый бабай,
Не ходи, серый бабай,
Нашу детку не пугай.
Будет глазки закрывать.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.
(Дети сидят на лавках, держа руку на руку, «укачивают» своих малышей и
подпевают колыбельную.)
Уснул малыш, Положим его спать (кладу в колыбельку). А пока он спит, я
вам сказку расскажу.
Рассказываю сказку «Курочка ряба», предлагая детям рассказать ее вместе со
мной: «Жили-были дед и баба…» и так до конца сказки (заканчивают дети).
Вот как много мы сегодня в доме дел переделали.
Подводится итог, дети называются по именам. Ванечка воду носил, Ксюша
малыша качала, все помогали кашу варить, молодцы, какие помощники
растут! Спасибо вам. Все дела по хозяйству переделали, теперь нам гулять
пора.
Прощаемся с гостями, уходим.