Автор: Гузелия Рафиковна Родионова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Языковский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Ульяновская область Карсунский район р.п. Языково
Наименование материала: публикация
Тема: Конспект интегрированного занятия по пластилинографии «Зимний вечер» в старшей группе.
Дата публикации: 27.12.2024
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по пластилинографии «Зимний вечер» в
старшей группе.
Образовательная деятельность: «Художественное творчество»
Цель: Развитие художественно - творческих способностей нетрадиционными
средствами рисования - пластилинография, создание лепной картины на
горизонтальной поверхности.
Задачи: 1. Освоение нового приема работы с пластилином –
пластилинографией.
2. Создание картины с помощью нового способа.
3. Закреплять формирование навыков работы с пластилином.
4. Учить самостоятельно определять объект для выполнения работы.
5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
6. Развитие мелкой моторики рук, координации движения рук.
7. Развитие положительных эмоций от выполненной работы.
8. Познакомить со старинными названиями зимних месяцев, с пословицами.
9. Воспитывать умение работать в коллективе детей дружно.
10. Воспитывать интерес и доброе отношение к окружающему.
Материалы и оборудование: ватман, набор пластилина, вырезанные из
картона елочки и домик, деревья; салфетки для рук, клеенка на стол, стеки,
аудиозаписи: «Времена года – декабрь» П.И. Чайковский; Г.В. Свиридов
«Метель», иллюстрации с изображением зимнего пейзажа.
Методы и приемы: 1. Практический: физкультминутка, игра.
2. Наглядный: наблюдение за действиями воспитателя, рассматривание.
3. Словесный: загадка, беседа, рассуждение, обобщение, вывод. Ввести в
речь детей слова: студень, студеный, хмурый, сечень, лютый, лютовей,
снеговей.
Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок на территории
детского сада природу; беседа о времени года, о зимних забавах, чтение
стихов и рассказов о зиме; рассматривание выставки иллюстраций зиме;
дидактическая игра «Приметы зимы».
Ход занятия: звучит аудиозапись «Времена года - декабрь» П.И. Чайковского
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и образуем круг, улыбнемся
соседям, кто рядом с вами стоит, а теперь закройте глаза. Представьте себе,
что каждый из вас сейчас гуляет на улице. Вы чувствуете тепло рук вашего
товарища, а на ваше личико падают снежинки, дует ветер и вот уже их
много, пора открывать глазки.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы прослушали композицию нашего
знаменитого композитора П.И. Чайковского «Времена года – декабрь»
У декабря полно забот
Как все успеть не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!
Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все
зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые
длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. День длится около
8 часов. В устном народном творчестве много пословиц о временах года.
Вот, что говорят о зиме поэты:
Художник картину всю ночь рисовал,
Трудился на совесть, покоя не знал.
И вот на окошках уже забелели
Высокие сосны, пушистые ели.
Потом мы увидели там небосвод,
Где звезды веселый вели хоровод,
Снежинки порхали одна за другой
Так окна мороз разукрасил зимой (А.Мельников)
«В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»
Говорит русская пословица, как вы думаете, о чем эта пословица? (ответы
детей) В декабре реки покрываются льдом. Обычно выпадает много снега.
Декабрь в старину назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?(ответы
детей). Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко
проглядывает солнышко, хмурый месяц, без солнышка, дни короткие, ночи
длинные, рано темнеет.
А вот январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему?
(ответы детей). Да, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами
скрипит снег.
А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? – в это месяце метели и
вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле
снежную поземку.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы с вами много рассматривали иллюстраций
на зимнюю тему, даже рисовали красками, а сегодня я предлагаю создать
одну общую картину. А рисовать ее мы будем новым для ва способом
пластилином, и называется это – пластилинография.
Для этого нам нужно дружно и слажено поработать, сначала распределим кто
что будет делать – это будут елочки, домик, дерево и раскрасить
пластилином сам фон.
Воспитатель: Для тех, кто делает елочку, берут кусочек пластилина зеленого
цвета – мы погреем его в ладошках, когда он станет мягким, отщипываем
пластилинновые шарики, которые получаются при скатывании двумя
пальчиками, затем примазываем его к основе, получается пластилиновая
капелька, аккуратно рядами распределяем их – снизу вверх по всей елочке до
макушки. Для украшения нашей елочки «снегом», нам нужен пластилин
белого цвета.
Для тех, кто делает домик, берут коричневый пластилин, отщипываем
небольшой кусочек пластилина, кладем его на изображение, надавливаем
подушечкой пальца и размазываем, так, чтобы закрасить всю поверхность
ровным слоем. Таким приемом оформляем и домик и сам фон картины. Для
фона берем различный пластилин от белого до темно-фиолетового.
Для создания дерева и оформления окон домика нужны будут пластилиновые
жгуты из коричневого пластилина, которые скатываем между ладоней,
лишнюю длину пластилиновой колбаски срезаем стекой.
Физкультминутка: «Пингвин»
Дети скользят по паркету со словами:
Скользкий лед, скользкий лед
А по нем пингвин идет.
Скользкий лед, скользкий лед
Но пингвин не упадет!
Воспитатель: Подходим к столу и договариваемся, кто что будет делать.
Ребята, у кого пластилин готов, уже мягкий могут приступать к работе.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись Г. Свиридов «Метель»
Дети предварительно располагают на фоне силуэты елочек, деревьев и
домика, решают, где их расположит, как будет лучше. Воспитатель помогает
приклеивать составляющие части на ватман и закрепляет картину на
мольберте.
Рефлексия: Какие вы все молодцы, как настоящие художники. У нас
получилась красивая картина.
Воспитатель: С какой техникой работы с пластилином мы познакомились?
Дети: Пластилинографией.
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, нашу картину со стороны.
Посмотрите,
как
у
вас
замечательно
получилось.
Дети
делятся
впечатлениями, рассказывают друг другу, что им больше всего понравилось
во
время
образовательной
деятельности,
а
какие
моменты
вызвали
затруднения.