Автор: Назаров Александр Викторович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДП СШОР
Населённый пункт: Г.Лянтор Сургутского района ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: особенности организации учебно-тренировочного процесса по лыжным гонкам
Дата публикации: 27.09.2025
Раздел: дополнительное образование
Особенности организации учебно-тренировочного процесса по
лыжным гонкам
Назаров А.В. тренер-преподаватель по лыжным гонкам
МАУ ДО СШОР Спортивная школа олимпийского резерва
Сургутского района Лянторский филиал
Лыжные гонки – это циклический вид спорта, который входит в программу
олимпийских игр с 1924 года. В большинстве районов нашей страны, где зима
продолжительная и снежная, занятия лыжными гонками – один из самых доступных и
массовых видов физической культуры и спорта.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с
преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы
мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных
систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так
и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического
воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической
подготовленности.
Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на
определенные дистанции различными способами. Все способы передвижения на лыжах в
зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на
следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с
хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.
В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов,
среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают
лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковые.
Как классические, так и коньковые способы передвижения на лыжах технически
сложны. Чтобы достичь высоких результатов в гонках, спортсмены должны овладеть всеми
способами передвижения на лыжах и уметь рационально чередовать их при изменении
рельефа трассы.
Основные виды лыжных гонок:
1. Соревнования с раздельным стартом.
При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в
определённой последовательности. Как правило, интервал составляет 30 сек (реже — 15 сек
или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением
спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный
старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус
«стартовое время».
2. Соревнования с масс-стартом.
При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с
наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат
совпадает с финишным временем спортсмена.
3. Гонки преследования.
Гонки преследования (персьют, англ. pursuit — преследование) представляют собой
совмещённые соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение
спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих
этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых
спортсмены бегут классическим стилем, а другой – коньковым стилем.
Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в
несколько часов. Первая гонка проходит обычно с раздельным стартом. По её итоговым
результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка
проходит с гандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует
первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй
гонки.
Гонка преследования без перерыва (дуатлон; в июне 2011 г. лыжебежный Комитет
ФИС официально переименовал «дуатлон» в «скиатлон») начинается с общего старта. После
преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально
оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим
стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным
временем спортсмена.
4. Эстафеты.
В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырёх спортсменов (реже — трёх).
Лыжные эстафеты состоят из четырёх этапов (реже — трёх). Эстафеты могут проходить
одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или
двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы —
свободным стилем). Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места
на старте определяются жеребьёвкой, или же их получают команды, занявшие наиболее
высокие
места
на
предыдущих
аналогичных
соревнованиях.
Передача
эстафеты
осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды,
в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат
эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды»
минус «стартовое время первого члена команды» (обычно равное нулю).
5. Индивидуальный спринт.
Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации (пролог), которая
организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены
соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с
массстартом из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в
финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы
и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в
таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов,
не прошедшие квалификацию участники.
6. Командный спринт.
Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух
спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый.
При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых
равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с
масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.
На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 50 км. При
этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов (для зрелищности).
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней
подготовки определяется с учетом сенситивных (чувствительных) периодов развития
физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических
качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать
соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех
качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы. Оптимальными
периодами для развития физических качеств у мальчиков являются: аэробные возможности
организма – возраст от 8 до 10 лет и после 14 лет; анаэробногликолитические возможности –
возраст 15-17 лет, анаэробно-алактатный механизм энергообеспечения – 16-18 лет. У девочек
сенситивные периоды формирования физических качеств наступают приблизительно на один
год раньше.
Организация занятий в рамках предпрофессиональной программы осуществляется по
следующим этапам и периодам подготовки:
-
этап начальной подготовки – до 3 лет;
-
тренировочный этап (период начальной специализации) – до 2 лет;
-
тренировочный этап (период углубленной специализации) – до 3 лет.
Соответственно, утверждены наименования групп юных и квалифицированных
спортсменов,
занимающихся
спортивной
подготовкой
в
физкультурно-спортивных
организациях на всей территории Российской Федерации – группы начальной подготовки
(НП), тренировочные группы (Т).
Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются лица,
желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие
письменное разрешение врача). На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная
и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и
овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и
выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.
Основные задачи этапа:
-
улучшение состояния здоровья и закаливание;
-
устранение недостатков физического развития;
-
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям
лыжными
гонками,
формирование
у
них
устойчивого
интереса,
мотивации
к
систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
-
обучение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
-
приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие
аэробной
выносливости,
быстроты,
скорости,
силовых
и
координационных
возможностей;
-
воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного
характера;
-
выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Тренировочный этап (Т). Тренировочные группы формируются на конкурсной основе
лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими
переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Этот этап состоит из двух периодов:
-
начальной специализации (2 года обучения); - углубленной специализации (3
года обучения).
В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и
практически здоровые обучающиеся, прошедшие не менее одного года необходимую
подготовку, при выполнении ими требований по общей и специальной физической
подготовке.
Основные задачи этапа:
-
укрепление здоровья, закаливание;
-
устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
-
повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
-
углубленное изучение и совершенствование основных элементов техники
лыжных ходов;
-
приобретение и накопление соревновательного опыта;
-
планомерное
повышение
уровня
общей,
специальной
физической
подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических качеств с
акцентом на развитие анаэробной выносливости;
-
формирование
интереса
к
целенаправленной
многолетней
спортивной
подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки; -
воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; - профилактика вредных
привычек.
Общий срок обучения по Программе – 8 лет.
Для
детей,
планирующих
поступление
в
образовательные
организации
профессионального
образования,
реализующих
основные
профессиональные
образовательные программы в области физической культуры и спорта срок освоения
программы может быть увеличен на 1 год.
Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные
сроки в случае усвоения программного материала обучающимися.
Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 8 лет.
Максимальный возраст – не ограничен, если обучающийся удачно справляется с
минимальными требованиями Программы.
Основное содержание этапов спортивной подготовки утверждено федеральным
стандартом спортивной подготовки и раскрывается в последующих разделах данной
Программы.