Напоминание

Счастливая семья


Автор: Исаченко Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №135 детский сад "Радужный" г.Брянска
Населённый пункт: Г. Брянск
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: Счастливая семья
Дата публикации: 27.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по познавательному развитию "Дружная семья"

(подготовительная группа)

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут

вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Задачи:

Образовательные: расширять представления о родовых корнях семьи; совершенствовать

диалогическую и монологическую речь; продолжать формировать умение вести

координированный диалог между воспитателем и ребёнком. Формировать умение

рассказывать связно о членах своей семьи (их характере, привычках, учитывая их

характерные особенности).

Развивающие: развивать понимание логико-грамматических конструкций; закреплять

знания о родственных связях слов.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание

высказывать свои чувства близким людям; формировать представление о семье, как о людях,

которые живут вместе.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы. Создание выставки «Моя

семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем» и др. Рисование на тему

«Моя семья». Дидактическая игра «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, давайте и друг другу улыбнемся. Мне очень приятно, что у вас

хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение

всего дня!

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны догадаться, о чём мы

сегодня будем говорить на занятии.

Кто стирает, варит, шьёт,

На работе устаёт.

Просыпается так рано?

Лишь заботливая…

Дети: мама.

Воспитатель: молодцы!

Кто научит гвоздь забить

Даст машину порулить,

И подскажет, как быть смелым

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете ребята,

Это наш любимый…

Дети: папа

Воспитатель:

Правильно, молодцы!

Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки,

Это наша…

Дети: Бабушка.

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый…

Дети: Дед.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда.

Это моя дружная… (семья)

Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?

Дети: Это родные нам люди, которые живут с нами вместе.

Воспитатель: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные

люди: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры , те, кого мы любим, с кого берем

пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье всегда уютно, тепло и

спокойно.

Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья,

дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете «А почему именно семь «я»?»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Воспитатель:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки,

мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но

семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка

с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д.

Воспитатель: Ребята а, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается

назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека

есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то

отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и

фамилию.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является

родственником?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?

Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.

Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?

Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о

друге.

Воспитатель: В семье родители и дети чем-то радуют друг друга.

Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому,

стремятся помогать взрослым и т. д.)

А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.)

Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель: Ребята, а кто в семье может быть старше дедушки и бабушки? (Ответы детей.)

Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так

же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос,

и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и

дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья;

возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку,

папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были

их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите

нам.

Воспитатель: Люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ

генеалогического древа) где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким

образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на

многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно

действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Заполнять их нужно

по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то

несколько. Это вы и ваши братья, и сестры.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа - строгий, умный, сильный:

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Итог занятия:

Воспитатель: итак, ребята, о чем мы сегодня говорили? Говорили о семье. Семья – это самые

близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Если в семье все заботятся

друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь!

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

В детском саду у нас тоже есть дружная семья – это мы с вами. Я хочу пожелать, чтобы

у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.

.



В раздел образования