Автор: Трегубова Елена Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: г.Шахты Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения гимнастическим и акробатическим упражнениям учащихся начальных классов
Дата публикации: 27.08.2021
Раздел: начальное образование
Методика обучения гимнастическим и акробатическим упражнениям
учащихся начальных классов
Трегубова Елена Ивановна – преподаватель
ГБПОУ РО «ШПК»
В школьной программе начальной школы ведущим разделом является
гимнастика,
включающая
строевые
упражнения,
общеразвивающие
упражнения (ОРУ) без предметов и с предметами, прикладные упражнения,
акробатические
упражнения.
При
обучении
необходимо
соблюдать
следующие общие требования:
1) к изучению нового упражнения можно приступать лишь после того,
как ученики освоили предшествующее;
2) освоение упражнений нужно регулярно повторять, использовать его в
подвижных играх и эстафетах, либо при развитии физических способностей.
Строевые упражнения
С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования
навыков коллективных действий (в строю), воспитание дисциплины и
организованности. Выработки чувства темпа и ритма, развитие правильной
осанки.
Строевые упражнения – это действия, занимающихся в том или ином
строю.
Строй – это установленное размещение занимающихся для совместных
действий.
Построение – первоначальное размещение занимающихся в том или
ином строю (команда «Становись!»).
Перестроение – изменение строя или размещения занимающихся
(команда «Стройсь!»).
Размыкание – перестроение с увеличением интервалов или дистанций.
Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле
другого на одной линии.
Интервал – расстояние между занимающимися в шеренге.
Колонна – строй в котором занимающиеся расположены в затылок друг
другу.
Дистанция – расстояние между занимающимися в колонне.
Направляющий – занимающийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы:
1)
строевые приемы (табл. 2.1.);
2)
построения и перестроения (табл. 2.2.);
3)
передвижения (табл. 2.3.);
4)
размыкания и смыкания (табл. 2.4.);
Таблица 2.1. Строевые приемы
Название
Команда
Порядок выполнения
О. с. (основная
стойка)
«Смирно!»
Пятки вместе, носки
разведены
Строй
«Становись!»
Встать в шеренгу, в
колонну
Равнения
«Равняйсь!», «Налево
равняйсь!», «Равнение на
середину!»
Смотреть налево на
середину
Отмена действия
«Отставить!»
Принять положение,
предшествующее этой
команде
Свободная стойка
«Вольно!», «Правый
вольно!»
Свободная стойка без
напряжений. Шаг правой
ногой в сторону, руки за
спину
Расчет
«По порядку
рассчитайсь!», «На первый,
второй рассчитайсь!»,
«По три рассчитайсь!»,
«На 9-6-3 на месте
рассчитайсь!»
Повернуть голову при
сообщении номера и
вернуться в и.п.
Повороты
«Нале-во!», «Напра-во!»,
«Кру-гом!», «Пол-борота
нале-во (напра-во!)
Команда делиться на две
фазы: предварительная –
«нале» и исполнительная
– «во»
Свободное
размещение по залу
«Разойдись!»
Свободное размещение
занимающихся
Таблица 2.2. Построения и перестроения
Название
Команда
Порядок выполнения
Из одной шеренги в
две
«В две шеренги стройсь,
раз, два, три!». Обратное
перестроение: «В одну
шеренгу стройсь, раз, два,
три!»
Расчет на первый,
второй. Первый
остается на месте,
второй идет в затылок
первому. Все
вышедшие из строя
занимают исходное
положение
Из одной шеренги в
три
«В три шеренги стройсь!»
Обратное перестроение: «В
одну шеренгу стройсь!»
Расчет по три. Второй
остается на месте,
первый идет назад,
третий идет вперед.
Все вышедшие из строя
занимают исходное
положение
Перестроение из
одной шеренги
уступами
«По расчету шагом марш!»
Обратное перестроение:
«На свои места шагом
марш!»
Расчет на 9-6-3 на
месте, Девятые номера
делают - 9 шагов
вперед, шестые номера
- 6 шагов вперед,
третьи номера - 3 шага
вперед, на месте –
остаются на месте
Вышедшие из строя
делают поворот кругом
и возвращаются в строй
(на свои места)
Перестроение из
колонны по одному
в колонну по три
(четыре, пять,
шесть) в движении
«Налево в колонну по три
марш!» Обратное
перестроение: «Налево в
колонну по одному в обход
шагом марш!»
Команда подается в
середине зала
Поворот направо.
Смыкание к
направляющему
Перестроение в круг
«По кругу марш!»
Обратное перестроение:
«Налево в обход шагом
марш!»
Подается на боковой
середине зала
Таблица 2.3. Передвижения
Название
Команда
Порядок выполнения
Ходьба
«Шагом марш!»
«Обычным шагом
марш!»
Команды подаются под
левую ногу
Движение на месте
«На месте шагом
(бегом) марш!»
«Направляющий на
месте!»
Команда подаётся под
левую ногу
Остановка
«Класс стой!»
Команда подаётся под
левую ногу
Бег
«Бегом марш!»
Команда подаётся под
левую ногу
Переход от движения
на месте к
передвижению
«Прямо!», «Два, три..
шага вперед (шагом
марш!»
Команда подаётся под
левую ногу, считать до
трех
Движение в обход
«Налево в обход шагом
марш!»
Команда «марш!»
подается в углу зала
под левую ногу
Движение по диагонали
«По диагонали марш!»
Команда «марш!»
подается в углу зала
Движение змейкой
«Змейкой марш!»
Команда «марш!»
подается в углу зала
Таблица 2.4. Размыкания и смыкания
Название
Команда
Порядок выполнения
Размыкание в шеренге
«От середины на руки в
стороны разомкнись!»
«От направляющего на
два шага разомкнись!»
Одновременное
передвижение
приставными шагами
Смыкание
«К середине
(направляющему)
сомкнись!»
Одновременное
передвижение
приставными шагами
Общеразвивающие упражнения
В младшем школьном возрасте ОРУ имеют большое значение для
разностороннего физического развития детей, укрепление опорно-
двигательного аппарата, совершенствования сердечно-сосудистой,
дыхательной и нервной систем. Выполняя простейшие упражнения для рук,
ног и туловища, школьники учатся управлять своими движениями, получают
представления об амплитуде, ритме и темпе. ОРУ включают различные
стойки, положения туловища, седы.
Правила составления комплекса ОРУ
Правила подбора упражнений
1.
Рекомендуется чередовать упражнения по схеме руки – ноги –
туловище. Эти три составляют одну серию. В комплексе может быть 3-
5 серий. Если в первой серии должны участвовать мышцы-разгибатели,
то во второй серии должны участвовать мышцы сгибатели. Серии
скоростно-силовых упражнений сменяются силовой, затем идет серия
на развитие гибкости. Заканчивается комплекс упражнениями на
расслабление.
2.
ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие
отдельных групп мышц или физических качеств.
3.
Нужно соблюдать правило прогрессирования, когда эффект нарастает
за счет увеличения амплитуды и скорости, степени напряжения,
количества повторений. Например, наклоны туловища вперед, назад
или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх,
использованием отягощения, пружинящими движениями.
4.
Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой
регламентацией движений, которая достигается четким указанием на
исходные и конечные положения, это влияет на точность воздействия и
дозировку. Необходимо определить и указать способы выполнения
упражнения и характер движений.
Основа комплекса ОРУ
1. Потягивание с выпрямлением и прогибанием.
2. Круговые и рывковые движения руками.
3. Приседания.
4. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
6. Поднимание ног в положении сидя и лежа.
7. Махи ногами вперед, назад и в сторону.
8. Прыжки (подскоки) многократные.
9. Упражнения на восстановления дыхания.
В графе «Содержание» записывается:
исходное положение – и. п.;
напротив, каждого счета – определенное положение тела (с учетом
стороны, ноги, руки);
После каждого упражнения нужно пропустить одну строчку.
Регулирование нагрузки осуществляется за счет:
количества упражнений (в комплексе гигиенической гимнастики – 8 –
12, в комплексе ритмической гимнастики – 50 – 70);
содержание упражнений в зависимости от одновременного участия
групп мышц;
интервалов отдыха между упражнениями;
количества повторений. На счет 1 – 4 или 1 – 8 каждое упражнение
повторяют 4; 8; 12 или 16 раз;
темпа (быстрый, медленный, умеренный);
исходных положений.
рекомендуется включать в запись графическое изображение
упражнений. Оно способствует быстрому восприятию упражнений,
пониманию сложных двигательных действий; освоению упражнения.
В графе «Организационно-методические указания (ОМУ)» отмечают
следующие аспекты:
как правильно выполнять упражнение, особенно если оно сложное;
каков темп упражнения;
каких ошибок избегать, при его выполнении.