Автор: Ефремова Ирина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СЭЛ № 45"
Населённый пункт: г. Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как инструмент реализации ФГОС"
Дата публикации: 27.05.2023
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации "Системно-деятельностный подход на уроках русского
языка и литературы как инструмент реализации ФГОС"
"Великая цель образования – это не знания, а действия".
Г.Спенсер
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он
должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально
развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна
заниматься современная школа.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет
такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок
интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию
успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы
ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на
максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление
учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как
самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного
образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой
цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться,
совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного
образования.
На преподавателя сейчас возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом
возрастает количество информации, которую приходится усваивать и учителю, и
учащимся. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в
прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют
обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в
образовательном процессе (способности быть автором, творцом, активным созидателем
своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к
свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои
способности). То есть, важно направить одарённого ребёнка не на получение
определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность
мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его
внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, созидателем своей
жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному
выбору и нести ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Поэтому для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
1. Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся
всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских
умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой
деятельности осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая
субъективно новый результат.
2. Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся
отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует
учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - ученик.
3. К активным технологиям обучения относится проблемное обучение. В его основе лежит
решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный
теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке –
противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении
каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее
разрешения. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе
которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения
творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего,
большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации
мышления, активизации познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность,
ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме
того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых
знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, а также, здесь срабатывает
известный в психологии «эффект неоконченного действия».
4. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных
и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных
группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения); развивают системное мышление.
Учитывая психологические особенности одаренных детей, я чаще пользуюсь проблемным
изложением материала, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного
затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно
воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными
операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией.
Проектной деятельностью можно заниматься в любом классе и на любом предмете.
Например, в 5 классе обучающиеся прекрасно справляются с проектными работами при
изучении басен И.А. Крылова: изучают историю возникновения басни, готовят
презентации о баснописцах, рисуют иллюстрации и показывают инсценировки.
В 6 классе традиционно проходит конкурс проектов по русскому языку. Интересные
работы были представлены по темам "Паспорт слова "голова"; "Энциклопедия слова
"Родина"; Грамотным быть - модно!"; "Что в имени тебе моём? Какую тайну хранят наши
имена?"
В 7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, и могут сами выбрать себе тему
для проекта. Но руководство учителя всё равно должно присутствовать при формулировке
темы, корректировке задач, рекомендации литературы. В конце учебного года предлагаю
учащимся мини-проект "Памятник литературному герою".
Обязанности распределяем таким образом:
- подбор материала для надписи;
- рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа);
- составление речи на открытии памятника;
- подготовка мини – презентации.
Проектные задания по литературе и русскому языку в 5-7 классах вызывают живой
интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей
искусства.
В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи. Примером
этого служит проект "Герб литературного героя".
Творческий проект «Герб литературного героя»
Литература как учебный предмет – замечательная, плодотворная почва для проектной
деятельности. Мы, учителя-словесники, часто сталкиваемся с проблемой снижения
читательского интереса среди учащихся, кроме того, наблюдается отсутствие навыка
анализа и обобщения, узкий кругозор, скудный словарный запас. Интересная работа в
группе по созданию совместного творческого продукта даёт возможность учащимся
«почувствовать» предмет, получить новые знания, опыт. А знания по смежным
дисциплинам, например, по истории, помогут в разработке и презентации литературного
проекта.
Проектная деятельность – одна из основных технологий современного образования.
Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа обучающихся. Участие в
создании проекта для обучающегося – это возможность почувствовать себя в новом
качестве – первооткрывателя, исследователя. Всё это позволяет развивать творческие
способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
При этом реализуются метапредметные умения:
1.
Умение строить свою деятельность;
2.
Умение результативно мыслить и работать с информацией;
3.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, планировать общие
способы взаимодействия;
4.
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнёров;
5.
Умение самостоятельно ставить цели, определять задачи и прогнозировать
результат деятельности;
6.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и
сделать выбор;
Личностные результаты:
1.
Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор;
2.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей;
3.
Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
4.
Реализация потребности в самовыражении, социальном признании;
5.
Уважение к ценностям семьи, к истории России;
6.
Уважение к личности, её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим.
Паспорт проекта
1.Название проекта
Герб литературного героя
2.Руководитель проекта
Учитель русского языка и литературы
Ефремова И.Ю.
3.Цель проекта
1.Узнать, что такое герб и что обозначают
геральдические символы и цветовая палитра;
2.Выяснить, как можно представить героя литературного
произведения посредством определенного символа;
3.Изучить характеры героев и особенности семейных
традиций в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
4.Исследовать возможность использования
определенного символа для отражения внутреннего
состояния литературного героя и его морально-
нравственного содержания.
4.Задачи проекта
1. Изучить литературу о геральдике;
2. Проанализировать повесть А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»;
3.Создать эскиз герба семьи литературного героя;
4.Подготовить презентацию-защиту готового продукта.
5.Педагогические цели
1.Развитие у обучающихся познавательных творческих
навыков, умение ориентироваться в информационном
пространстве;
2.Развитие умения планировать свою деятельность, дать
возможность использовать собственный опыт и знания;
3.Развивать умение аргументировать мысль, принимать
решение, создавать конечный продукт;
4.Совершенствование навыка работы в команде;
6.Воспитательные задачи
1.Формировать у обучающихся систему компетенций,
которые способствуют развитию творческих
способностей, инициативы и самостоятельности;
2.Повышать самооценку обучающихся благодаря
достижению поставленной цели и полученных
результатов;
3.Обеспечить условия для развития у обучающихся
вдохновения и творчества;
4.Создавать условия для развития творческой личности,
её самореализации и самоопределения.
7.Сроки реализации
Ноябрь-декабрь: 7 часов
1 урок – изучение символических образов геральдики;
4 урока – изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»;
1 урок – создание эскиза герба литературного героя;
1 урок – презентация продукта
8.Этапы работы над проектом.
1 этап. Погружение в проект.
1. Постановка общей задачи;
2. Определение этапов работы;
3. Работа в группах; решение конкретно-
практических заданий;
4. Рефлексия (заполнение оценочного листа):
самооценка и взаимооценка.
2 этап. Организация деятельности.
1.Определение источников, способов сбора и
анализа информации;
2.Работа в группах; рассмотрение способов и
форм решения учебной задачи;
3.Рефлексия (заполнение оценочного листа):
самооценка и взаимооценка.
3 этап. Осуществление деятельности.
1. Разбор и анализ выполненных заданий;
2. Выбор формы конечного результата;
3. Работа в группах; взаимодействие и
распределение заданий для реализации конечного
результата;
4. Рефлексия (работа с оценочным листом).
4 этап. Презентация результатов.
1. Презентация проекта;
2. Обоснование группы выбора практического
решения и применения продукта;
3. Работа с оценочным листом: самооценка,
взаимооценка и оценка компетентного человека.
9.Проблемный вопрос
Как посредством герба представить нравственный облик
литературного героя?
10. Учебный предмет, в
рамках которого проводится
работа над проектом
Литература
11.Учебные дисциплины,
близкие к теме проекта
История, ИЗО
12.Возраст учащихся, на
которых рассчитан проект
14-15 лет
13.Состав проектной группы
Обучающиеся 8 класса. Групповая работа.
14.Тип проекта
Творческий
15.Актуальность проекта
Создание герба – форма работы, которая требует
глубокого знания литературного материала, особого
внимания к деталям. Кроме того, она даёт возможность
заострить внимание на главном, типичном,
трансформировать текст в образную форму. Данная
форма творческого проекта даёт возможность проявить
творчество, воображение, креативность.
16.Предполагаемый продукт
проекта
Эскиз герба литературного героя; составление текста-
презентации проекта
Проекты, представленные восьмиклассниками, показывают глубину изучения материала,
творческий подход в создании продукта, способность работать в команде, умение
систематизировать и структурировать наработанный материал, а также аргументировать
свою точку зрения. Кроме того, презентация продукта показала, что обучающиеся
владеют навыками самоанализа и рефлексии, целеполагания и планирования
деятельности.
1 группа: Мы представили герб семьи Гринёвых, на котором изобразили щит,
разделённый на четыре части. Символика герба говорит о том, что в этом дворянском
роду храбрость и отвага являлась нравственным началом – это символ кинжал; звезда –
символизирует веру, веру в добро, веру в будущее, веру в победу добра над злом.
Цветовая символика – это красный цвет, что означает смелость, зелёный – вечная
молодость духа, жёлтый – благородство помыслов и поступков. Кроме того, шлем,
представленный в гербе, - это символ рыцарства и преклонение перед женственностью. А
девиз этого рода восходит к народной пословице: «Береги честь смолоду».
Работа над созданием герба семьи Гринёвых нам помогла лучше разобраться в
исторической ситуации России 18 века, посмотреть на героев повести с разных точек
зрения.
2 группа: Мы представляем герб семьи Мироновых. В центре герба мы изобразили
солнце как символ мудрости и готовности защищать свою семью и Родину.
Символические образы герба распределены на четырех частях. Звезда – это символ
благородства и чистоты. Топор как созидательность и трудолюбие семьи. Знак вопроса –
это загадочность и таинственность души героев. Рука как искренность и справедливость.
Цвет, который представлен на нашем гербе, тоже имеет определённую символику.
Например, красный – это готовность вступить в бой и защищать близких и страну;
жёлтый – мудрость; зелёный – плодородие и богатство; синий – знатность и благородство.
3 группа: Мы создали эскиз герба семьи Гринёвых. Наш выбор остановился именно на
семье этого героя, потому что Пётр Андреевич Гринёв показан в повести, как настоящий
дворянин, человек слова и дела, заслуживающий уважения.
На гербе в самом верху изображено солнце, что символизирует справедливость. А орёл в
центре гербового щита – это символ силы и власти, так как благодаря силе духа героям
удалось преодолеть все жизненные трудности; и именно власть в лице императрицы
Екатерины II помогла главному герою избежать жестокого наказания. Дуб в центре
композиции указывает на стойкость и непреклонность по отношению к жизненным
принципам, на основе которых воспитывался Петр Андреевич Гринёв. Цветовое
оформление тоже имеет свою символику: зелёный – цвет надежды, свободы, радости;
коричневый – цвет земли, цвет скромности; голубой – правдивость, вера; красный – цвет
храбрости, мужества, смелости, и, конечно, цвет любви; белый – символ чистоты,
правдивости, невинности.
Нашей группе было интересно работать над составлением эскиза герба литературного
героя. Каждый из нас проявил себя в творчестве и в знании произведения А.С. Пушкина.
Учащиеся старших классов - это уже самостоятельные люди, способные не только
придумывать темы проектов, но и добиваться поставленной цели. В 9, 10, 11 классах по
литературе предлагаю проект "Жизнь замечательных людей". Реализация проектов по
данной теме помогает ученикам создать свой образ писателя или поэта, сделать его
близким и даже "родным".
Формы продуктов проектной деятельности:
WEB-сайт
Анализ данных социологического опроса
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Журнал
Игра
Коллекция
Макет
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в …
Праздник
Инсценировка
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Статья
Сценарий
Учебное пособие
Экскурсия
Паспорт проектной работы:
1. Название проекта
2. Руководитель проекта
3. Консультант(ы) проекта
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект
7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)
8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий,
практико-ориентированный, ролевой)
9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)
10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)
11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые
необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
12. Необходимое оборудование
13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,
личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)
14. Предполагаемые продукты проекта
15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и
место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта,
предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав проектной папки входят:
1. Паспорт проекта;
2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3. Промежуточные отчеты группы;
4. Вся собранная информация по теме проекта;
5. Результаты исследований и анализа;
6. Записи всех идей, гипотез и решений;
7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»;
8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и
способов их преодоления;
9. Эскизы, чертежи, наброски продукта;
10. Материалы к презентации (сценарий);
11. Другие рабочие материалы.
Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в
воспользоваться шаблоном.
Введение:
Тема моего проекта......
Я выбрал эту тему, потому что.....
Цель моей работы ......
Проектным продуктом будет......
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так
как.......
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия ;
Сбор информации (где и как искал информацию);
Изготовление продукта (что и как делал);
Написание письменной части проекта (как это делал);
Основная часть:
Я начал свою работу с того, что...
Потом я приступил к.....
Я завершил работу тем, что.....
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.....
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я....
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график
работы)
План моей работы был нарушен, потому что.....
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так
как.....
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что......
Заключение:
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось,
например, .....
Это произошло, потому что .....
Если бы я начал работу заново, я бы......
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того,
чтобы .....
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так
как....
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой
работал)....
Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок
проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и
глубокими.
Критерии оценивания проекта:
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта;
2. Планирование путей ее достижения;
3. Глубина раскрытия темы проекта;
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы;
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;
8. Соответствие требованиям оформления письменной части;
9. Качество проведения презентации;
10. Качество проектного продукта.
Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся
познавательные навыки и способность к самообразованию, способность ориентироваться
в современном информационном пространстве, целеустремленность и настойчивость,
способность взять на себя инициативу и ответственность, критичность мышления,
способность к анализу и обобщению информации.
Список литературы
1.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации
и эффективности управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005;
2.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М. Аркти, 2005;
3.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. –
Волгоград. Учитель, 2008;
4.
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта.
М., 2000;
5.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М., 2005