Напоминание

"Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как инструмент реализации ФГОС"


Автор: Ефремова Ирина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СЭЛ № 45"
Населённый пункт: г. Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как инструмент реализации ФГОС"
Дата публикации: 27.05.2023
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации "Системно-деятельностный подход на уроках русского

языка и литературы как инструмент реализации ФГОС"

"Великая цель образования – это не знания, а действия".

Г.Спенсер

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он

должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально

развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна

заниматься современная школа.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет

такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок

интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию

успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы

ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на

максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и

новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление

учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как

самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного

образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой

цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться,

совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного

образования.

На преподавателя сейчас возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом

возрастает количество информации, которую приходится усваивать и учителю, и

учащимся. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в

прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют

обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в

образовательном процессе (способности быть автором, творцом, активным созидателем

своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к

свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои

способности). То есть, важно направить одарённого ребёнка не на получение

определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность

мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его

внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, созидателем своей

жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному

выбору и нести ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Поэтому для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:

1. Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся

всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских

умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой

деятельности осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая

субъективно новый результат.

2. Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся

отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует

учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - ученик.

3. К активным технологиям обучения относится проблемное обучение. В его основе лежит

решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный

теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке –

противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении

каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее

разрешения. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе

которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения

творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего,

большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации

мышления, активизации познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность,

ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме

того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых

знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, а также, здесь срабатывает

известный в психологии «эффект неоконченного действия».

4. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых

учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных

и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных

группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора

информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,

обобщения); развивают системное мышление.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, я чаще пользуюсь проблемным

изложением материала, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного

затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно

воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными

операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией.

Проектной деятельностью можно заниматься в любом классе и на любом предмете.

Например, в 5 классе обучающиеся прекрасно справляются с проектными работами при

изучении басен И.А. Крылова: изучают историю возникновения басни, готовят

презентации о баснописцах, рисуют иллюстрации и показывают инсценировки.

В 6 классе традиционно проходит конкурс проектов по русскому языку. Интересные

работы были представлены по темам "Паспорт слова "голова"; "Энциклопедия слова

"Родина"; Грамотным быть - модно!"; "Что в имени тебе моём? Какую тайну хранят наши

имена?"

В 7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, и могут сами выбрать себе тему

для проекта. Но руководство учителя всё равно должно присутствовать при формулировке

темы, корректировке задач, рекомендации литературы. В конце учебного года предлагаю

учащимся мини-проект "Памятник литературному герою".

Обязанности распределяем таким образом:

- подбор материала для надписи;

- рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа);

- составление речи на открытии памятника;

- подготовка мини – презентации.

Проектные задания по литературе и русскому языку в 5-7 классах вызывают живой

интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей

искусства.

В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи. Примером

этого служит проект "Герб литературного героя".

Творческий проект «Герб литературного героя»

Литература как учебный предмет – замечательная, плодотворная почва для проектной

деятельности. Мы, учителя-словесники, часто сталкиваемся с проблемой снижения

читательского интереса среди учащихся, кроме того, наблюдается отсутствие навыка

анализа и обобщения, узкий кругозор, скудный словарный запас. Интересная работа в

группе по созданию совместного творческого продукта даёт возможность учащимся

«почувствовать» предмет, получить новые знания, опыт. А знания по смежным

дисциплинам, например, по истории, помогут в разработке и презентации литературного

проекта.

Проектная деятельность – одна из основных технологий современного образования.

Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа обучающихся. Участие в

создании проекта для обучающегося – это возможность почувствовать себя в новом

качестве – первооткрывателя, исследователя. Всё это позволяет развивать творческие

способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

При этом реализуются метапредметные умения:

1.

Умение строить свою деятельность;

2.

Умение результативно мыслить и работать с информацией;

3.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками, определять цели и функции участников, планировать общие

способы взаимодействия;

4.

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнёров;

5.

Умение самостоятельно ставить цели, определять задачи и прогнозировать

результат деятельности;

6.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и

сделать выбор;

Личностные результаты:

1.

Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор;

2.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей;

3.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию;

4.

Реализация потребности в самовыражении, социальном признании;

5.

Уважение к ценностям семьи, к истории России;

6.

Уважение к личности, её достоинству, доброжелательное отношение к

окружающим.

Паспорт проекта

1.Название проекта

Герб литературного героя

2.Руководитель проекта

Учитель русского языка и литературы

Ефремова И.Ю.

3.Цель проекта

1.Узнать, что такое герб и что обозначают

геральдические символы и цветовая палитра;

2.Выяснить, как можно представить героя литературного

произведения посредством определенного символа;

3.Изучить характеры героев и особенности семейных

традиций в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;

4.Исследовать возможность использования

определенного символа для отражения внутреннего

состояния литературного героя и его морально-

нравственного содержания.

4.Задачи проекта

1. Изучить литературу о геральдике;

2. Проанализировать повесть А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»;

3.Создать эскиз герба семьи литературного героя;

4.Подготовить презентацию-защиту готового продукта.

5.Педагогические цели

1.Развитие у обучающихся познавательных творческих

навыков, умение ориентироваться в информационном

пространстве;

2.Развитие умения планировать свою деятельность, дать

возможность использовать собственный опыт и знания;

3.Развивать умение аргументировать мысль, принимать

решение, создавать конечный продукт;

4.Совершенствование навыка работы в команде;

6.Воспитательные задачи

1.Формировать у обучающихся систему компетенций,

которые способствуют развитию творческих

способностей, инициативы и самостоятельности;

2.Повышать самооценку обучающихся благодаря

достижению поставленной цели и полученных

результатов;

3.Обеспечить условия для развития у обучающихся

вдохновения и творчества;

4.Создавать условия для развития творческой личности,

её самореализации и самоопределения.

7.Сроки реализации

Ноябрь-декабрь: 7 часов

1 урок – изучение символических образов геральдики;

4 урока – изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская

дочка»;

1 урок – создание эскиза герба литературного героя;

1 урок – презентация продукта

8.Этапы работы над проектом.

1 этап. Погружение в проект.

1. Постановка общей задачи;

2. Определение этапов работы;

3. Работа в группах; решение конкретно-

практических заданий;

4. Рефлексия (заполнение оценочного листа):

самооценка и взаимооценка.

2 этап. Организация деятельности.

1.Определение источников, способов сбора и

анализа информации;

2.Работа в группах; рассмотрение способов и

форм решения учебной задачи;

3.Рефлексия (заполнение оценочного листа):

самооценка и взаимооценка.

3 этап. Осуществление деятельности.

1. Разбор и анализ выполненных заданий;

2. Выбор формы конечного результата;

3. Работа в группах; взаимодействие и

распределение заданий для реализации конечного

результата;

4. Рефлексия (работа с оценочным листом).

4 этап. Презентация результатов.

1. Презентация проекта;

2. Обоснование группы выбора практического

решения и применения продукта;

3. Работа с оценочным листом: самооценка,

взаимооценка и оценка компетентного человека.

9.Проблемный вопрос

Как посредством герба представить нравственный облик

литературного героя?

10. Учебный предмет, в

рамках которого проводится

работа над проектом

Литература

11.Учебные дисциплины,

близкие к теме проекта

История, ИЗО

12.Возраст учащихся, на

которых рассчитан проект

14-15 лет

13.Состав проектной группы

Обучающиеся 8 класса. Групповая работа.

14.Тип проекта

Творческий

15.Актуальность проекта

Создание герба – форма работы, которая требует

глубокого знания литературного материала, особого

внимания к деталям. Кроме того, она даёт возможность

заострить внимание на главном, типичном,

трансформировать текст в образную форму. Данная

форма творческого проекта даёт возможность проявить

творчество, воображение, креативность.

16.Предполагаемый продукт

проекта

Эскиз герба литературного героя; составление текста-

презентации проекта

Проекты, представленные восьмиклассниками, показывают глубину изучения материала,

творческий подход в создании продукта, способность работать в команде, умение

систематизировать и структурировать наработанный материал, а также аргументировать

свою точку зрения. Кроме того, презентация продукта показала, что обучающиеся

владеют навыками самоанализа и рефлексии, целеполагания и планирования

деятельности.

1 группа: Мы представили герб семьи Гринёвых, на котором изобразили щит,

разделённый на четыре части. Символика герба говорит о том, что в этом дворянском

роду храбрость и отвага являлась нравственным началом – это символ кинжал; звезда –

символизирует веру, веру в добро, веру в будущее, веру в победу добра над злом.

Цветовая символика – это красный цвет, что означает смелость, зелёный – вечная

молодость духа, жёлтый – благородство помыслов и поступков. Кроме того, шлем,

представленный в гербе, - это символ рыцарства и преклонение перед женственностью. А

девиз этого рода восходит к народной пословице: «Береги честь смолоду».

Работа над созданием герба семьи Гринёвых нам помогла лучше разобраться в

исторической ситуации России 18 века, посмотреть на героев повести с разных точек

зрения.

2 группа: Мы представляем герб семьи Мироновых. В центре герба мы изобразили

солнце как символ мудрости и готовности защищать свою семью и Родину.

Символические образы герба распределены на четырех частях. Звезда – это символ

благородства и чистоты. Топор как созидательность и трудолюбие семьи. Знак вопроса –

это загадочность и таинственность души героев. Рука как искренность и справедливость.

Цвет, который представлен на нашем гербе, тоже имеет определённую символику.

Например, красный – это готовность вступить в бой и защищать близких и страну;

жёлтый – мудрость; зелёный – плодородие и богатство; синий – знатность и благородство.

3 группа: Мы создали эскиз герба семьи Гринёвых. Наш выбор остановился именно на

семье этого героя, потому что Пётр Андреевич Гринёв показан в повести, как настоящий

дворянин, человек слова и дела, заслуживающий уважения.

На гербе в самом верху изображено солнце, что символизирует справедливость. А орёл в

центре гербового щита – это символ силы и власти, так как благодаря силе духа героям

удалось преодолеть все жизненные трудности; и именно власть в лице императрицы

Екатерины II помогла главному герою избежать жестокого наказания. Дуб в центре

композиции указывает на стойкость и непреклонность по отношению к жизненным

принципам, на основе которых воспитывался Петр Андреевич Гринёв. Цветовое

оформление тоже имеет свою символику: зелёный – цвет надежды, свободы, радости;

коричневый – цвет земли, цвет скромности; голубой – правдивость, вера; красный – цвет

храбрости, мужества, смелости, и, конечно, цвет любви; белый – символ чистоты,

правдивости, невинности.

Нашей группе было интересно работать над составлением эскиза герба литературного

героя. Каждый из нас проявил себя в творчестве и в знании произведения А.С. Пушкина.

Учащиеся старших классов - это уже самостоятельные люди, способные не только

придумывать темы проектов, но и добиваться поставленной цели. В 9, 10, 11 классах по

литературе предлагаю проект "Жизнь замечательных людей". Реализация проектов по

данной теме помогает ученикам создать свой образ писателя или поэта, сделать его

близким и даже "родным".

Формы продуктов проектной деятельности:

WEB-сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Инсценировка

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Паспорт проектной работы:

1. Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Консультант(ы) проекта

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий,

практико-ориентированный, ролевой)

9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые

необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,

личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14. Предполагаемые продукты проекта

15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и

место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта,

предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав проектной папки входят:

1. Паспорт проекта;

2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3. Промежуточные отчеты группы;

4. Вся собранная информация по теме проекта;

5. Результаты исследований и анализа;

6. Записи всех идей, гипотез и решений;

7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»;

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и

способов их преодоления;

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта;

10. Материалы к презентации (сценарий);

11. Другие рабочие материалы.

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в

воспользоваться шаблоном.

Введение:

Тема моего проекта......

Я выбрал эту тему, потому что.....

Цель моей работы ......

Проектным продуктом будет......

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так

как.......

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

Выбор темы и уточнение названия ;

Сбор информации (где и как искал информацию);

Изготовление продукта (что и как делал);

Написание письменной части проекта (как это делал);

Основная часть:

Я начал свою работу с того, что...

Потом я приступил к.....

Я завершил работу тем, что.....

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.....

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я....

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график

работы)

План моей работы был нарушен, потому что.....

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так

как.....

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что......

Заключение:

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось,

например, .....

Это произошло, потому что .....

Если бы я начал работу заново, я бы......

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того,

чтобы .....

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так

как....

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой

работал)....

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок

проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и

глубокими.

Критерии оценивания проекта:

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта;

2. Планирование путей ее достижения;

3. Глубина раскрытия темы проекта;

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы;

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;

8. Соответствие требованиям оформления письменной части;

9. Качество проведения презентации;

10. Качество проектного продукта.

Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся

познавательные навыки и способность к самообразованию, способность ориентироваться

в современном информационном пространстве, целеустремленность и настойчивость,

способность взять на себя инициативу и ответственность, критичность мышления,

способность к анализу и обобщению информации.

Список литературы

1.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации

и эффективности управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005;

2.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое

пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М. Аркти, 2005;

3.

Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. –

Волгоград. Учитель, 2008;

4.

Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта.

М., 2000;

5.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М., 2005



В раздел образования