Напоминание

"Познаём грамотность"


Автор: Шигапова Бария Халитовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "ЦВР по работе с одарёнными детьми НМР РТ"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Тема: "Познаём грамотность"
Дата публикации: 26.11.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования исполнительного комитета НМР РТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ

ПРИНЯТО

на заседании методического совета

протокол №_______ от _________2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУ ДО «ЦВР»

для одарённых детей НМР РТ

______________ /З.А. Санникова

Введено в действие приказом

№________от __________2025 г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Познаём грамотность»

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Русская словесность»

Год обучения: второй

Возраст воспитанников: 15 - 16 лет, 8 - 9 кл.

Срок реализации: 1 год

г. Нижнекамск, РТ

Составила

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Шигапова Бария Халитовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности «Познаём грамотность»

Пояснительная записка

Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

программа

детского

объединения

«Познаём грамотность»

разработана в соответствии со следующими нормативно-

правовыми документами:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013 г. № 68-ЗРТ (с изменениями

и дополнениями);

Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других

языках в Республике Татарстан» от 08.07.1992 г. № 1560-XII (с изменениями и дополнениями);

Закон Республики Татарстан «Об отдельных мерах по защите прав и законных интересов

ребенка в Республике Татарстан» от 29.04.2022 г. № 26-ЗРТ (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства просвещения РФ от 07.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы)» (Письмо Департамента государственной

политики в сфере воспитания детей и молодёжи МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);

«Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных

общеобразовательных программ» Письмо МОиН РТ от 07.03.2023 г. № 2749/23;

«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного

образования детей» Письмо от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.;

Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования»,

одобренная Президентом Российской Федерации 27.05.2015 г.;

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования»,

утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. № 1642 (с

изменениями и дополнениями);

Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в

Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Приказ МОиН РТ от 20.03.2014 г. № 1465/14 «Об утверждении Модельного стандарта

качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования

детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой

модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и

дополнениями);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г.

№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых»;

Приказа МОиН РТ от 19.05.2021 г. № под-732/21 «О внедрении Навигатора

дополнительного образования Республики Татарстан»;

Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета

при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

(протокол от 24.12.2018 г. № 16);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

2

оздоровления детей и молодежи» (Санитарные правила 2.4.3648-20);

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации

от

31.03.2022

г.

678-р

изменениями

и

дополнениями);

Программа развития МБУ ДО «Центр внешкольной работы» для одаренных детей НМР

РТ на 2022-2030 уч.гг.;

Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР РТ;

Локальные нормативные акты Центра, утвержденные в 2024 году.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

в образовательный процесс.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познаём

грамотность» отнесена к программам социально-гуманитарной направленности.

Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно -

исследовательской деятельности.

Настоящая Программа построена в соответствии с основной поставленной целью – развитие

языкового самосознания воспитанников через углубление знаний о русском языке как

многофункциональной знаковой системе и общественном явлении. Для достижения цели и

выполнения задач программой используются современные методики обучения языкового

анализа текста. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на

основе дифференцированного подхода.

Актуальность. Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития

российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и

понятий, через которые мы видим мир, познаем его, оцениваем себя и свое место в нем.

Современному обществу необходим человек, который в любой ситуации мог бы грамотно

вести диалог, ответить четко и обстоятельно на поставленный вопрос, корректно и лаконично

возразить собеседнику или со знанием дела поддержать его точку зрения.

Формированию такой личности служит культура речи. Речь, как визитная карточка,

характеризует высококультурного, образованного человека.

Предлагаемая программа должна повысить лингвистическую культуру подрастающего

поколения, что является важным условием повышения

коммуникативной культуры юных

граждан России.

Школьная практика последних лет показывает, что на уроках русского языка вне поля

зрения остается важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно

проявляется в произведениях русской литературы.

В настоящее время очень актуальной становится проблема формирования у школьников

представления о сущности, назначении и функциях языка, о месте и значимости его в жизни

человека, об организующей роли языка. Одновременно с этим одной из важнейших задач

педагогической науки и практики является возвращение школе ее национального характера, а

значит, проблему осознания языка как национально-культурного феномена можно считать

ведущей в современной теории и методике преподавания русского языка как родного: через

освоение языка происходит становление личности, формируется ее ментальность. Язык есть

мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление,

ни чувства, ни история, ни общество.

Изучение взаимосвязи между языком, бытием и сознанием лежит в основе исследований по

философии языка и имеет давнюю отечественную традицию.

Новизна. Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского

языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым

является функционально-семантический подход, требующий углубленного изучения языковых

явлений. Таким образом, на занятиях по дополнительному образованию будет усилено внимание

к проблеме поиска правильного, наиболее точного в смысловом отношении, стилистически и

3

ситуативно уместных выразительных средств языка. Данная программа

поможет детям

научиться языковому анализу текста. Это поможет им, кроме формирования определенных

лингвистических навыков, лучше знать и понимать литературу, бережно относиться к родному

языку.

Педагогическая целесообразность. При изучении русского языка чаще обращают

внимание на работу с орфографическими, грамматическими и пунктуационными правилами, на

разные вида разбора, на заучивание огромного количества трудных слов. Это, без сомнения,

необходимо, но при таком подходе в обучении неизбежно нарушается основной принцип

анализа – учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления.

При подобном подходе зачастую от детей ускользает то, ради чего они изучают родной язык.

Они не видят в языке самого главного – удивительного богатства и красоты, того, чем может

гордиться каждый, кто считает этот язык родным. Преобладающее внимание к формальной

стороне языковых фактов тормозит речевое развитее детей, так как односторонний подход к

фактам языка порождает привычку поверхностного взгляда на языковое явление.

Данная программа нацелена на раскрытие эстетической функции русского языка. В связи с

этим огромное значение работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ

которых поможет оценить их художественную ценность и выразительность не на интуитивном

уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Развитие языкового самосознания воспитанников через углубление знаний о русском языке

как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении.

Задачи программы:

Образовательные:

развивать познавательный интерес к русскому языку, рассказать об истоках национальной

духовной культуры народа, отраженной в русском языке;

научить правильно выбирать и использовать выразительные языковые средства в разных

речевых ситуациях в соответствии с целями, задачами и содержанием речи;

выработать навыки и умения без затруднения находить речевые ошибки, определять их

характер, причины нарушения норм литературного языка, правильно оценивать лексические

варианты и наиболее целесообразно использовать их в конкретном акте речевого общения;

формировать личностное ценностно-ориентированное языковое мировоззрение, основанное

на нравственных традициях, провозглашаемых русской культурой и литературой;

познакомить воспитанников с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим

аппаратом и методами исследований;

- осознание русского литературного языка, своей речи как ценных социальных и личностных

ресурсов, позволяющих поддерживать в человеке и обществе творческие начала,

Развивающие:

развивать личностные свойства – языковое чутье и оценочное отношение к своей и чужой

речи;

формировать у детей стремление к самообразованию;

развивать самостоятельное лингвистическое мышление.

-

развивать

и

совершенствовать

коммуникативные,

языковые,

лингвистические

(языковедческие) и культуроведческие компетенции..

Воспитательные:

формировать культуру общения и речевого поведения в социуме и бережное отношение к

русскому языку;

повысить престиж изучения родного языка.

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

4

- воспитание сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной

ценности народа, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой

деятельности.

Отличительные особенности программы.

Курс «Познаём грамотность» направлен на языковое развитие, нравственно-

патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, формирование у них

ценностной ориентации – на осознание русского языка как духовной ценности, его

значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к

родному языку. Нацеленность на лингвистический анализ художественного текста

поможет сформировать у воспитанников осознанный взгляд на язык.

Русский язык – живое и постоянно совершенствующееся явление. Учащиеся должны

овладеть

всем

богатством

нашего

развитого

языка,

для

этого

необходимо

совершенствовать свой лексический запас, свою речевую культуру. Без этого немыслима

образцовая речь, один из признаков образованности и культуры человека вообще.

Важно отметить, что в процессе работы происходит своего рода интеграция знаний,

полученных воспитанниками из разных учебных дисциплин (русский и иностранные языки,

литература,

история,

даже

отчасти

математика

и

информатика).

Дети

чувствуют

востребованность их знаний практически из любых областей жизни, и это создает предпосылки

для положительного эмоционального настроя. Более того, востребованы не только знания из

разных областей жизни, но и разные типы мышления (логическое и образное). Это делает

занятия разнообразнее, поэтому дети не устают от них.

Технологии, использованные в образовательном процессе, ориентированы на то,

чтобы ребёнок сумел лучше овладеть навыками и умениями, способствующими

расширению познавательного кругозора, воспитанию интереса к научно-исследовательской

и проектной деятельности.

При реализации программы на первый план выдвигается компетентностный подход, на

основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на

развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой)

и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами

культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных

сферах

и

ситуациях

общения,

соответствующих

опыту,

интересам,

психологическим

особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о

языке

как

знаковой

системе

и

общественном

явлении,

его

устройстве,

развитии

и

функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами

русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,

умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной

культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского

языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Углубление изучения предполагает:

1) более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском

языке;

2) введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;

3) рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;

4) расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;

5) усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

6) моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и

организационные умения обучающихся, что способствует формированию самостоятельности как

сложного, интегрального качества личности.

5

Педагогическая целесообразность программы обусловлена направленностью на развитие

личностных

особенностей

воспитанников,

их

профессионального

и

культурного

самоопределения, на обеспечение творческой самореализации

в рамках дополнительного

образования.

Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО

и ДОТ)

Дополнительные

общеобразовательные

общеразвивающие

программы

могут

быть

реализованы с применением ЭО и ДОТ.

Основная

цель

применения

ЭО

и

ДОТ

при

реализации

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в Центре: создание единой информационно-

образовательной среды, позволяющей предоставлять возможность получения доступного,

качественного и эффективного образования всем воспитанникам Центра независимо от места их

проживания или его временного пребывания (нахождения), состояния здоровья и социального

положения, а также и в связи с особыми условиями (ЧС, карантины и др.).

Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в данной

программе по соответствующим образовательным дисциплинам и могут использоваться

следующие организационные формы образовательной деятельности:

консультация;

лекция;

семинар;

практическое занятие;

лабораторная работа;

контрольная работа;

самостоятельная внеаудиторная работа;

научно-исследовательская работа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы

Данная программа направлена на детей 15 - 16 лет, состав постоянный; набор детей -

свободный; Численный состав- 12 детей. Группа - профильная.

Сроки и этапы реализации Программы.

Программа предназначена для воспитанников 8 - 9 классов (15 – 16 лет) средних

общеобразовательных школ, желающих больше узнать о русском языке. Запланированный

срок реализации программы реален для достижения результатов.

Детское объединение функционирует от МБУ ДО «ЦВР» для одарённых детей на базе

Гимназии №2, каб. 213.

Формы и режим занятий.

Продолжительность занятия - 40 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут. Не более 2х часов

в день.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально – групповая

Основные формы

занятий:

лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций,

практические занятия, проекты, дискуссии, игры, конкурсы, индивидуальные консультации.

Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности: осмысление

функционального

потенциала

языкового

явления

и

овладение

навыками

уместного

6

Продолжительность

Занятий

Периодичность

занятий

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов

в год

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

использования его в разных ситуациях речевого общения,

творческая

самореализация

воспитанников, готовность их к участию в олимпиадах различного уровня; профессиональное

самоопределение воспитанников.

Содержание

программы

дополнительного

образования

«Познаём

грамотность

»

направлено на освоение следующих личностных, метапредметных, предметных результатов:

Личностные результаты:

1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому

использованию

русского

языка

в

межличностном

и

межнациональном

общении;

сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной

деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных

областях человеческой деятельности;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

5)

удовлетворение

познавательных

интересов

в

области

гуманитарных

наук;

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; использовать различные

ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать

позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;

2)

владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному

поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3)

готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-познавательной

деятельности,

включая

умение

ориентироваться

в

различных

источниках

информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

нравственных ценностей;

4) владение языковыми средствами — умение ясно, логично излагать свои мысли

Предметные результаты:

1) выбирать речевую

тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой

ситуации;

2) использовать средства звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жесты

и мимику; ориентацию на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность

учитывать немедленную реакцию слушателя, повторы, прерывистость речи в различных

языковых ситуациях;

3) владеть основными требованиями к содержанию и языковому оформлению устного и

письменного высказывания;

4) использовать возможности орфографии и пунктуации для более точной передачи

смысловой стороны речи;

5) осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки

зрения ее

правильности, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Воспитанники научатся:

7

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на

актуальные учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и

ситуацией;

- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на

определённую тему и передавать его в устной и письменной форме с учётом заданных условий

общения;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной

направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой

правильности;

- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- соблюдать в практике устного речевого общения и письма основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и

фразеологию, правила речевого этикета.

Воспитанники получат возможность научиться:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и

жанров в различных сферах общения с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и

в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- выступать перед аудиторией, публично защищать проект, реферат, участвовать в

дискуссии, конференции по заявленной теме;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в

достижении прогнозируемого результата.

Результатами выполнения Программы должны стать:

осмысление

функционального

потенциала языкового явления и овладение навыками уместного использования его в разных

ситуациях речевого общения, творческая самореализация учащихся, готовность обучающихся к

участию в олимпиадах различного уровня; профессиональное самоопределение школьников.

Информационно- коммуникационные

компетенции

Форма подведения итогов усвоения

содержания программы

Мотивационно - личностный компонент

- совершенствование информационно -

коммуникационных компетенций; готовность к

практическому использованию русского языка в

межличностном и межнациональном общении;

- умение излагать собственную мысль,

аргументировать свою точку зрения; навыки

ведения дискуссии; навыки грамотной устной и

письменной речи.

- развитие интеллектуальных и творческих

способностей, навыков самостоятельной

деятельности, использования русского языка для

самореализации, самовыражения в различных

областях человеческой деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том

числе самообразованию;

- владение основными требованиями к

содержанию и языковому оформлению устного и

письменного высказывания;

- использование возможности орфографии и

пунктуации для более точной передачи

смысловой стороны речи.

Наблюдение за поведением в группе,

стилями общения и взаимодействия,

соблюдением установленных норм и

правил.

Анализ выступлений дискуссионного

характера

Анализ публичного выступления на

конференции

Анализ результатов творческих заданий

Анализ докладов, выступлений, вопросов.

Анкетирование.

8

Методоло- когнитивный компонент

- умение анализировать текст как конечный

результат деятельности, создание текста в

различных жанрах, поиск информации в

различных источниках; умение редактировать

текст; навыки работы с научной, справочной

литературой.

- умение самостоятельно определять цели и

составлять планы; использовать различные

ресурсы для достижения целей; выбирать

успешные стратегии в трудных ситуациях;

- готовность и способность к самостоятельной

информационно-познавательной деятельности,

включая умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и

интерпретировать информацию, получаемую из

различных источников.

Подготовка материалов для дискуссий,

конференций.

Презентация и защита своих идей и

разработанных материалов.

Представление и анализ результатов своих

работ Общественная и внешняя экспертиза

материалов выступлений, проектов.

Оперативно – деятельностный компонент

-умение продуктивно общаться и

взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции другого

человека, эффективно разрешать конфликты;

- Структурировать материал, объяснять,

доказывать и защищать свои идеи.

Семинары, дискуссии, ролевые игры,

деловые игры, конференции

Мониторинг. Виды контроля.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

Начальный (или входной контроль) проводится в форме педагогического наблюдения.

Промежуточный контроль – тестирование по пройденным темам.

Итоговый контроль – защита проектов по выбранной теме.

При мониторинге в течение учебного года используются такие методы отслеживания

результативности, как: наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования,

тестирование, зачёты, опросы. А также участие детей в мероприятиях: викторинах,

конкурсах, олимпиадах, защиты проектов, активности детей на занятиях.

Формы подведения итогов:

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы:

устный опрос;

тестирование, анкетирование;

комплексный анализ текста;

письменные сочинения, диктанты

творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект).

Формой проведения промежуточной аттестации является итоговое тестирование, а итоговой

аттестации – защита рефератов.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и

письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ролевые и деловые игры,

дискуссии, учитывающие особенности различных языковых жанров.

9

Учебный план программы «Познаём грамотность» на 216 часов в год

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего

часов

теория

практик

а

Формы

аттестации/

контроля

1

Вводное занятие

1.1

Комплектование группы первого

года обучения. Инструктаж по ТБ,

ОТ, ППБ, ПДД, антитеррору и др.

День солидарности в борьбе с

терроризмом

2

2

2.

Введение: человек, общество, язык

и речевые коммуникации

6

6

Устный опрос

2.1

Человек в обществе – человек

общающийся.

2

2

2.2

Занятие №1 по ПДД. Тема:

«Основные термины и

понятия»

Роль языка и речи в становлении,

развитии и характеристике человека

и общества. “Коммуникация” как

слово, термин и явление. Речевые и

неречевые коммуникации.

2

2

2.3

Актуальность

речевых

коммуникаций

в

современном

информационном обществе.

2

2

3

Язык и речь. Язык как ресурс и

возможность общения

4

3

1

беседа

3.1

Речь как способность и

коммуникативная деятельность

человека на основе языка.

2

1

1

3.2

Коммуникативно-речевые

нужды,

потребности и интересы человека и

общества.

2

2

4

Коммуникативно-речевые

возможности человека и общества

2

1

1

Педагогическое

наблюдение

4.1

Коммуникативно-речевые

возможности человека и общества

на разных этапах развития человека и

общества и на современном этапе,

отличающемся широкими

возможностями общения (мобильный

телефон, Интернет, факс, СМС).

2

1

1

5

Коммуникативно-речевая

ситуация (ситуация общения) как

актуальное научное понятие и

обобщающая модель.

18

12

6

Диагностическа

я работа

5.1

Структура коммуникативно-речевой

2

2

10

ситуации как обобщающей научной

модели.

5.2

Основные элементы

коммуникативно-речевой ситуации:

- Участники общения – адресант

информации (тот, кто передает

информацию) и адресат (тот, кто

получает информацию).

2

1

1

5.3

Занятие № 2 по ПДД. Тема «Мы

пешеходы»

Текст как носитель информации.

2

2

5.4

Коммуникативный канал, по

которому адресант передает, а

адресат получает информацию в

форме текста.

1

1

5.5

Цель общения

2

1

1

5.6

Мотив общения (неосознаваемое

внутреннее побуждение, желание,

внутренняя потребность в общении).

2

1

1

5.7

Средства общения: вербальные

(словесные), привербальные

(присловные, то есть ударение,

интонация, паузы и др.),

невербальные (иллюстрации,

фотографии, жесты, взгляд, позы и

др.).

2

1

1

5.8

Место и время общения

2

1

1

5.9

Тема общения

2

1

1

5.10

Результаты общения

1

1

6

Типы общения и типология

коммуникативно-речевых

ситуаций.

3

1

1

Решение задач

поискового

характера

6.1

Формальное (официальное, деловое)

и неформальное, то есть частное,

межличностное общение.

1

1

6.2

Непосредственное (прямое) и

опосредованное (при помощи

вспомогательных средств – письма,

телефона, радио и др.) общение

1

1

6.3

Занятие №3 по ПДД. Тема:

«Мы пассажиры»

Публичное общение.

1

1

7

Великий русский язык

28

25

3

Диагностиче

ская работа

7.1

Русский язык как основа русской

культуры. Слово и текст как

носители русской культуры и

средства коммуникативно-речевой

деятельности человека и общества.

2

2

11

7.2

История русского языка – история

великого русского народа и великой

русской культуры

2

2

7.3

Величие русского языка – величие

русскоязычных коммуникаций

2

2

7.4

Всероссийский урок «Безопасность

школьников в сети Интернет»

Русский язык среди других языков.

1

1

7.5

Из истории русского языка.

2

2

7.6

День Конституции РТ;

Русский язык как государственный и

обязательный для всех

государственных учреждений и

организаций и официальных лиц.

2

2

7.7

Закон о русском языке. Из истории

русского языка как

государственного.

1

1

7.8

Великий русский язык – родной

язык великого русского народа.

1

1

7.9

Устная и письменная формы

русского национального языка

1

1

7.10

Словарь В.И. Даля как культурная

ценность и носитель информации о

русском народном языке.

3

1

2

7.11

Русский язык как основа

межнациональных коммуникаций в

нашей многонациональной стране.

Русский язык как второй родной язык

для многих россиян.

2

2

7.12

Русский язык как основа

межнациональных коммуникаций в

нашей многонациональной стране.

Русский язык как второй родной язык

для многих россиян.

1

1

7.13

Русский язык как язык

межгосударственного общения

2

1

1

7.14

Из истории русского языка как

иностранного в странах Европы,

Америки и Азии.

2

2

7.15

Правовая беседа-игра «Детство под

защитой закона», посвящённая

Всемирному Дню прав ребенка и

Всероссийскому дню правовой

помощи детям.

Международная ассоциация русского

языка как иностранного.

2

2

7.16

Роль института русского языка

имени А.С. Пушкина (г. Москва) в

развитии русского языка как

иностранного.

2

2

8

Могущество русского языка и

русской речи

62

41

21

Промежуточная

работа

12

(тестирование)

8.1

Русский язык как открытая и

сложная социокультурная система

знаков.

1

1

8.2

Понятие системы и функции.

Система основных единиц русского

языка: фонемы, морфемы, слова,

предложения, тексты.

1

1

8.3

Текст как высшая единица языка,

речи и основа культуры

2

2

8.4

День Конституции РФ

Социокультурные функции русского

языка и речи.

1

1

8.5

Язык, речь и текст как средства

общения, а именно, как носители

информации, как средство

мышления, волеизъявления, средство

эмоционального выражения и

эмоционального воздействия.

2

2

8.6

Занятие №4 по ПДД. Тема:

«Безопасность движения на

велосипедах»

Язык как средство единения культур

и ее носителей.

1

1

8.7

Литературный русский язык –

основа могущества и богатства

русского языка.

2

2

8.8

Литературные и нелитературные

формы существования русского

языка.

1

1

8.9

Основные признаки литературного

языка

2

1

1

8.10

Просторечие, диалекты, жаргон как

нелитературные формы русского

языка.

2

1

1

8.11

Социокультурные условия

существования и использования этих

форм. Их сравнительная

характеристика и тенденции

развития.

2

1

1

8.12

Лексическое могущество и богатство

русского языка и русской речи.

1

1

8.13

Эмоционально-оценочное богатство

и могущество русской лексики.

1

1

8.14

Синонимическое богатство русского

языка.

1

1

8.15

Стилистическое могущество и

богатство русского литературного

языка и русской литературной речи.

1

1

8.16

Понятие стиля как категории

культуры. Книжная и разговорная

форма русского языка, их общая и

1

1

13

сравнительная характеристики.

Сферы использования.

8.17

Три стилистических разновидности

книжного языка: научный стиль,

официально-деловой и

публицистический.

Коммуникативные, речевые и

языковые особенности и

возможности этих стилей.

1

1

8.18

Коммуникативные качества русской

литературной речи:

информативность, логичность,

точность, богатство, краткость,

ясность, выразительность.

1

1

8.19

Текст как носитель богатых

коммуникативных возможностей

русского языка и актуальных

социокультурных смыслов.

1

1

8.20

Текст как единица языка, речи и

культуры.

1

1

8.21

Тексты-граффити (наскальные, на

парте, на стене и др.).

2

1

1

8.22

Тексты-граффити (наскальные, на

парте, на стене и др.).

1

1

8.23

Устные и письменные тексты.

1

1

8.24

Тексты – символы русской культуры.

1

1

1

8.25

Понятие жанра в языке, речи и

культуре. Основные жанры в сфере

образования, научной речи,

официально-деловой сферы,

этикетные речевые жанры.

1

1

8.26

Жанровое наполнение книжного и

разговорного вариантов русского

языка.

1

1

8.27

Основные жанры научной речи:

монография, статья, доклад, реферат.

2

1

1

8.28

Основные жанры в сфере

образования: учебник, словарь,

задачник, справочник, вопрос, ответ,

диктант, сочинение, изложение и др

2

1

1

8.29

Основные жанры официально-

деловой сферы: заявление, протокол,

докладная записка, объяснительная

записка, доверенность, личное

резюме, характеристика.

2

1

1

8.30

Основные жанры официально-

деловой сферы: заявление, протокол,

докладная записка, объяснительная

записка, доверенность, личное

резюме, характеристика.

2

1

1

8.31

Коммуникативные и стилистические

2

1

1

14

варианты

в

составе

основных

этикетных

жанров

(приветствие,

прощание,

поздравление,

просьба,

благодарность, извинение и др.).

8.32

Цели,

жанры,

искусство

и

могущество

повествовательного,

описательного и аргументативного

текстов.

1

1

8.33

Повествование

как

сообщение

о

событии.

Их

композиционная,

стилистическая

и

языковая

характеристика.

Выразительные

средства рассказа.

1

1

8.34

Коммуникативно хорошее и плохое

повествование.

Типичные

ошибки

повествовательного текста.

1

1

8.35

Описание

как

социокультурная

характеристика объекта (природного

явления,

вещи,

эпохи,

места,

человека, коллектива, народа мира и

др.),

который

читатель/слушатель

должен себе правильно, точно и ярко

представить и понять.

1

1

8.36

Внешние

и

внутренние

признаки

объекта. Основные и неосновные

признаки

объекта.

Логика

описательного текста.

1

1

8.37

Характеристика личных и деловых

качеств человека. Личное резюме.

1

1

8.38

Описание

дорожно-транспортного

происшествия.

1

1

8.39

Лирическое описание природы

2

2

8.40

Описание личных переживаний и

настроений.

1

1

8.41

Коммуникативно хорошее и плохое

описание. Типичные ошибки

описательного текста.

1

1

1

8.42

Понятие рекламы. Цели, искусство и

могущество рекламного текста.

1

1

8.43

Понятие рекламы. Цели, искусство и

могущество рекламного текста.

1

1

8.44

Информативность, побудительность

(воздействие на потребности и

чувства) и выразительность как

основные качества рекламного

текста.

1

1

8.45

Коммуникативно-речевые качества

рекламного текста.

1

1

8.46

Плохая и хорошая реклама.

1

1

8.47

Реклама как носитель информации и

дезинформации.

1

1

8.48

Промежуточная работа

2

2

15

(тестирование)

9

Правда русского языка и русской

речи

30

14

16

зачёт

9.1

Понятие этики. Этика как слово,

понятие и явление. Этика как высшая

правда жизни и истина.

2

2

9.2

Основные этические ценности

русской культуры.

2

2

9.3

Правда и ложь как оценочно

противоположные этические

категории

2

2

9.4

Народная и профессиональная

(военная, медицинская) этика.

2

2

9.5

Русские и пословицы и поговорки о

правде и лжи как носители этических

ценностей русского народа.

2

2

9.6

Основные объекты и принципы,

этические оценки (по материалам

русских пословиц и поговорок).

2

2

9.7

Правда и истина. Этимологическая

характеристика словарного состава

русского языка как свидетель

относительности понятий “правда” и

“истина»

2

1

1

9.8

Трудолюбие и лень как этические

категории.

2

1

1

9.9

Пословицы, поговорки о труде и

лени как выразители народной этики.

2

1

1

9.10

Занятие № 5 по ПДД.

Тема: «Сигналы светофора».

Сказки о труде и лени как

выразители народной этики.

2

1

1

9.11

Речь и этика. Понятие качества речи.

Основные типы качеств русской

речи: информативность,

целенаправленность, ясность,

доступность

2

1

1

9.12

Основные типы качеств русской

речи: уместность, правильность,

богатство, точность.

2

1

1

9.13

Основные типы качеств русской

речи: логичность, краткость,

выразительность и чистота.

2

2

9.14

Этические начала качеств русской

речи.

Типичные этические нарушения и

ошибки русской речи.

2

2

9.15

Зачет по теме «Правда русского

языка и русской речи»

2

2

10

Свобода русского языка и русской

речи

37

23

14

Устный

опрос

10.1

Понятие свободы как права выбора и

1

1

16

ответственности.

10.2

Свобода и воля как лексические

единицы (по материалам словарей) и

культурные ценности.

2

2

10.3

Свободное и вольное слово.

1

1

10.4

Лексика литературного языка –

лексика свободного употребления.

2

2

10.5

Нелитературная лексика – лексика

вольного (ограниченного)

употребления.

2

1

1

10.6

Степень ограниченности вольных

слов и выражений в разных стилях

речи.

1

1

10.7

Понятие языковой личности как

позиции и характеристики человека

по отношению к языку и речи.

1

1

10.8

Речевое поведение личности.

Правила речевого поведения. Основы

русского речевого этикета.

2

1

1

10.9

Русский мат как крайне вольная и

этически некорректная лексика

ограниченного употребления.

2

2

10.10

Правовая и моральная

ответственность человека за

нарушение этических принципов

речевого поведения, за употребление

матизмов (матерных слов и

выражений) в публичном

коммуникативном пространстве.

2

2

10.11

Эвфемизмы как этически корректные

способы выражения негативных

состояний и отношений.

2

1

1

10.12

Свобода и ответственность

публичного слова.

2

2

10.13

Устное публичное выступление как

жанр публицистической речи.

2

1

1

10.14

Устное публичное выступление как

жанр научной речи.

2

1

1

10.15

Дискуссия как сложный жанр

свободной публичной речи.

Полемические основы дискуссии.

2

1

1

10.16

Основные принципы полемики.

2

1

1

10.17

Полемические уловки

2

1

1

10.18

Основные этапы и способы

подготовки дискуссии и

дискуссионного выступления.

2

1

1

10.19

Роли основных участников

дискуссии и правила их речевого

поведения

2

1

1

10.20

Роли основных участников

дискуссии и правила их речевого

2

2

17

поведения

11

Заключение. Проблемы и задачи

великого, могучего, правдивого и

свободного русского языка на

современном этапе его развития.

18

16

2

Творческие

работы

11.1

Русский язык на фоне других языков

в начале 21 века.

2

2

11.2

Ослабление могущества русского

языка во внешних глобальных

коммуникациях (сужение сферы

влияния, сокращение числа

носителей русского языка как

родного и как иностранного).

2

2

11.3

Ослабление позиций русского

литературного языка во внутренних

коммуникациях: засорение русского

языка и русской речи ненормативной

лексикой (англицизмами,

жаргонизмами, вульгаризмами,

просторечной лексикой).

4

2

2

11.4

Занятие № 6 по ПДД.

Тестирование.

Социокультурная ответственность

грамотной языковой личности перед

русским литературным языком.

2

2

11.5

Языковой вкус как важная категория

культуры речи. Способы развития

языкового вкуса.

2

2

11.6

Грубость и пошлость речи как

проявление глубокого кризиса в

развитии личности.

2

2

12

Подведение итогов работы.

6

6

Защита

проектов

12.1

Защита проектов по темам изучения

программы «Познаём грамотность»

6

6

Итого

216

144

72

Содержание

учебного плана

1.Вводное занятие

Тема 1.1. Комплектование группы второго года обучения. Инструктаж по ТБ, ОТ, ППБ, ПДД,

антитеррору и др. День солидарности в борьбе с терроризмом.

18

Теория. Проинформировать о правилах комплектования группы. Провести вводный инструктаж

по ТБ, ОТ, ППБ, ПДД, антитеррору и др. Провести беседу с воспитанниками о Дне солидарности

в борьбе с терроризмом.

2. Введение: человек, общество, язык и речевые коммуникации

Тема 2.1. Теория. Человек в обществе – человек общающийся.

Тема 2.2. Теория. Роль языка и речи в становлении, развитии и характеристике человека и

общества. “Коммуникация” как слово, термин и явление. Речевые и неречевые коммуникации.

Тема 2.3. Теория. Актуальность речевых коммуникаций в современном информационном

обществе.

3. Язык и речь. Язык как ресурс и возможность общения

Тема 3.1. Теория. Практика. Речь как способность и коммуникативная деятельность человека

на основе языка.

Тема 3.2. Теория. Коммуникативно-речевые нужды, потребности и интересы человека и

общества.

5.Коммуникативно-речевая ситуация (ситуация общения) как актуальное научное понятие и

обобщающая модель.

Тема 5.1. Теория. Структура коммуникативно-речевой ситуации как обобщающей научной

модели.

Тема 5. 2. Теория. Практика. Основные элементы коммуникативно-речевой ситуации:

- Участники общения – адресант информации (тот, кто передает информацию) и адресат

(тот, кто получает информацию).

Тема 5.3. Теория. Текст как носитель информации.

Тема 5.4. Теория. Коммуникативный канал, по которому адресант передает, а адресат полу

Тема чает информацию в форме текста.

Тема 5.5. Теория. Практика. Цель общения.

Тема 5.6. Теория. Практика. Мотив общения. (неосознаваемое внутреннее побуждение,

желание, внутренняя потребность в общении).

Тема 5.7. Теория. Практика. Средства общения: вербальные (словесные), привербальные

(присловные, то есть ударение, интонация, паузы и др.), невербальные (иллюстрации,

фотографии, жесты, взгляд, позы и др.).

Тема 5.8. Теория. Практика. Место и время общения

Тема 5.9. Теория. Практика. Тема общения

Тема 5.10. Теория. Практика. Результаты общения

6. Типы общения и типология коммуникативно-речевых ситуаций.

Тема 6.1. Теория. Формальное (официальное, деловое) и неформальное, то есть частное,

межличностное общение.

4. Коммуникативно-речевые возможности человека и общества.

4.1. Теория. Практика. Коммуникативно-речевые возможности человека и общества на

разных этапах развития человека и общества и на современном этапе, отличающемся широкими

возможностями общения (мобильный телефон, Интернет, факс, СМС).

19

Тема 6.2. Практика. Непосредственное (прямое) и опосредованное (при помощи

вспомогательных средств – письма, телефона, радио и др.) общение

Тема 6.3. Теория. Публичное общение.

7. 2 раздел. Великий русский язык

Тема 7.1. Теория. Русский язык как основа русской культуры. Слово и текст как носители

русской культуры и средства коммуникативно-речевой деятельности человека и общества.

Тема 7.2. Теория. История русского языка – история великого русского народа и великой

русской культуры

Тема 7.3. Теория. Величие русского языка – величие русскоязычных коммуникаций

Тема 7.4. Теория. Русский язык среди других языков.

Тема 7.5. Теория. Из истории русского языка.

Тема 7.6. Теория. Русский язык как государственный и обязательный для всех

государственных учреждений и организаций и официальных лиц.

Тема 7.7. Теория. Закон о русском языке. Из истории русского языка как

государственного.

Тема 7.8. Теория. Великий русский язык – родной язык великого русского народа.

Тема 7.9. Теория. Устная и письменная формы русского национального языка

Тема 7.10. Теория. Практика. Словарь В.И. Даля как культурная ценность и носитель

информации о русском народном языке.

Тема 7.11. Теория. Русский язык как основа межнациональных коммуникаций в нашей

многонациональной стране. Русский язык как второй родной язык для многих россиян.

Тема 7.12. Теория. Русский язык как основа межнациональных коммуникаций в нашей

многонациональной стране. Русский язык как второй родной язык для многих россиян.

Тема 7.13. Теория. Практика. Русский язык как язык межгосударственного общения

Тема 7.14. Теория. Из истории русского языка как иностранного в странах Европы,

Америки и Азии.

Тема 7.15. Теория. Международная ассоциация русского языка как иностранного.

Тема 7.16. Теория. Роль института русского языка имени А.С. Пушкина (г.Москва) в

развитии русского языка как иностранного.

8. Могущество русского языка и русской речи.

Тема 8.1. Теория. Русский язык как открытая и сложная социокультурная система знаков.

Тема 8.2. Теория. Понятие системы и функции. Система основных единиц русского языка:

фонемы, морфемы, слова, предложения, тексты.

Тема 8.3. Теория. Текст как высшая единица языка, речи и основа культуры

Тема 8.4. Теория. Социокультурные функции русского языка и речи.

Тема 8.5. Теория. Язык, речь и текст как средства общения, а именно, как носители

информации, как средство мышления, волеизъявления, средство эмоционального

выражения и эмоционального воздействия.

Тема 8.6. Теория. Язык как средство единения культур и ее носителей.

Тема 8.7. Теория. Литературный русский язык – основа могущества и богатства русского

языка.

Тема 8.8. Теория. Литературные и нелитературные формы существования русского языка.

Тема 8.9. Теория. Практика. Основные признаки литературного языка

Тема 8.10. Теория. Практика. Просторечие, диалекты, жаргон как нелитературные формы

русского языка.

Тема 8.11. Теория. Практика. Социокультурные условия существования и использования

этих форм. Их сравнительная характеристика и тенденции развития.

Тема 8.12. Теория. Лексическое могущество и богатство русского языка и русской речи.

Тема 8.13. Теория. Эмоционально-оценочное богатство и могущество русской лексики.

20

Тема 8.14. Теория. Синонимическое богатство русского языка.

Тема 8.15. Теория. Стилистическое могущество и богатство русского литературного языка

и русской литературной речи.

Тема 8.16. Теория. Понятие стиля как категории культуры. Книжная и разговорная форма

русского языка, их общая и сравнительная характеристики. Сферы использования.

Тема 8.17. Теория. Три стилистических разновидности книжного языка: научный стиль,

официально-деловой и публицистический. Коммуникативные, речевые и языковые

особенности и возможности этих стилей.

Тема 8.18. Теория. Коммуникативные качества русской литературной речи:

информативность, логичность, точность, богатство, краткость, ясность, выразительность.

Тема 8.19. Теория. Текст как носитель богатых коммуникативных возможностей русского

языка и актуальных социокультурных смыслов.

Тема 8.20. Теория. Текст как единица языка, речи и культуры.

Тема 8.21. Теория. Практика. Тексты-граффити (наскальные, на парте, на стене и др.).

Тема 8.22. Теория. Тексты-граффити (наскальные, на парте, на стене и др.).

Тема 8.23. Теория. Устные и письменные тексты.

Тема 8.24. Теория. Практика. Тексты – символы русской культуры.

Тема 8.25. Теория. Понятие жанра в языке, речи и культуре. Основные жанры в сфере

образования, научной речи, официально-деловой сферы, этикетные речевые жанры.

Тема 8.26. Теория. Жанровое наполнение книжного и разговорного вариантов русского

языка.

Тема 8.27. Теория. Практика. Основные жанры научной речи: монография, статья,

доклад, реферат.

Тема 8.28. Теория. Практика. Основные жанры в сфере образования: учебник, словарь,

задачник, справочник, вопрос, ответ, диктант, сочинение, изложение и др

Тема 8.29. Теория. Практика. Основные жанры официально-деловой сферы: заявление,

протокол, докладная записка, объяснительная записка, доверенность, личное резюме,

характеристика.

Тема 8.30. Теория. Практика. Основные жанры официально-деловой сферы: заявление,

протокол, докладная записка, объяснительная записка, доверенность, личное резюме,

характеристика.

Тема 8.31. Теория. Практика. Коммуникативные и стилистические варианты в составе

основных этикетных жанров (приветствие, прощание, поздравление, просьба,

благодарность, извинение и др.).

Тема 8.32. Теория. Цели, жанры, искусство и могущество повествовательного,

описательного и аргументативного текстов.

Тема 8.33. Теория. Повествование как сообщение о событии. Их композиционная,

стилистическая и языковая характеристика. Выразительные средства рассказа.

Тема 8.34. Теория. Коммуникативно хорошее и плохое повествование. Типичные ошибки

повествовательного текста.

Тема 8.35. Теория. Описание как социокультурная характеристика объекта (природного

явления, вещи, эпохи, места, человека, коллектива, народа мира и др.), который

читатель/слушатель должен себе правильно, точно и ярко представить и понять.

Тема 8.36. Теория. Внешние и внутренние признаки объекта. Основные и неосновные

признаки объекта. Логика описательного текста.

Тема 8.37. Теория. Практика. Характеристика личных и деловых качеств человека.

Личное резюме.

Тема 8.38. Теория. Практика. Описание дорожно-транспортного происшествия.

Тема 8.39. Практика. Лирическое описание природы

Тема 8.40. Практика. Описание личных переживаний и настроений.

Тема 8.41. Теория. Коммуникативно хорошее и плохое описание. Типичные ошибки

описательного текста.

21

Тема 8.42. Теория Понятие рекламы. Цели, искусство и могущество рекламного текста.

Тема 8.43. Теория Понятие рекламы. Цели, искусство и могущество рекламного текста.

Тема 8.44. Практика. Информативность, побудительность (воздействие на потребности и

чувства) и выразительность как основные качества рекламного текста.

Тема 8.45. Теория Коммуникативно-речевые качества рекламного текста.

Тема 8.46. Практика. Плохая и хорошая реклама.

Тема 8.47. Практика. Реклама как носитель информации и дезинформации.

Тема 8.48. Практика. Итоговое тестирование.

9. Правда русского языка и русской речи

Тема 9.1. Теория. Понятие этики. Этика как слово, понятие и явление. Этика как высшая

правда жизни и истина.

Тема 9.2. Теория. Основные этические ценности русской культуры.

Тема 9.3. Теория. Правда и ложь как оценочно противоположные этические категории

Тема 9.4. Практика. Народная и профессиональная (военная, медицинская) этика.

Тема 9.5. Практика. Русские и пословицы и поговорки о правде и лжи как носители

этических ценностей русского народа.

Тема 9.6. Практика. Основные объекты и принципы, этические оценки (по материалам

русских пословиц и поговорок).

Тема 9.7. Теория. Правда и истина. Этимологическая характеристика словарного состава

русского языка как свидетель относительности понятий “правда” и “истина»

Тема 9.8. Теория. Трудолюбие и лень как этические категории.

Тема 9.9. Теория. Пословицы, поговорки о труде и лени как выразители народной этики.

Тема 9.10. Теория. Сказки о труде и лени как выразители народной этики.

Основные типы качеств русской речи: информативность, целенаправленность.

Тема 9.12. Теория. Основные типы качеств русской речи: уместность, правильность,

богатство, точность

Тема 9.13. Теория. Основные типы качеств русской речи: логичность, краткость,

выразительность и чистота.

Тема 9.14. Теория. Этические начала качеств русской речи.

Типичные этические нарушения и ошибки русской речи.

Тема 9.15. Практика. Зачет по теме «Правда русского языка и русской речи»

10.Свобода русского языка и русской речи

Тема 10.1. Теория. Понятие свободы как права выбора и ответственности.

Тема 10.2. Практика. Свобода и воля как лексические единицы (по материалам словарей)

и культурные ценности.

Тема 10.3. Теория. Свободное и вольное слово.

Тема 10.4. Теория. Лексика литературного языка – лексика свободного употребления.

Тема 10.5. Теория. Практика. Нелитературная лексика – лексика вольного

(ограниченного) употребления.

Тема 10.6. Теория. Степень ограниченности вольных слов и выражений в разных стилях

речи.

Тема 10.7. Теория. Понятие языковой личности как позиции и характеристики человека по

отношению к языку и речи.

Тема 10.8. Теория. Практика. Речевое поведение личности. Правила речевого поведения.

Основы русского речевого этикета.

Тема 10.9. Теория. Русский мат как крайне вольная и этически некорректная лексика

ограниченного употребления.

Тема 9.11. Теория. Речь и этика. Понятие качества речи.

22

Тема 10.10. Теория Правовая и моральная ответственность человека за нарушение

этических принципов речевого поведения, за употребление матизмов (матерных слов и

выражений) в публичном коммуникативном пространстве.

Тема 10.11. Теория. Практика. Эвфемизмы как этически корректные способы выражения

негативных состояний и отношений.

Тема 10.12. Теория. Свобода и ответственность публичного слова.

Тема 10.13. Теория. Практика. Устное публичное выступление как жанр

публицистической речи.

Тема 10.14. Теория. Практика. Устное публичное выступление как жанр научной речи.

Тема 10.15. Теория. Практика. Дискуссия как сложный жанр свободной публичной речи.

Полемические основы дискуссии.

Тема 10.16. Теория. Практика. Основные принципы полемики.

Тема 10.17. Теория. Практика. Полемические уловки

Тема 10.18. Теория. Практика. Основные этапы и способы подготовки дискуссии и

дискуссионного выступления.

Тема 10.19. Теория. Практика. Роли основных участников дискуссии и правила их

речевого поведения

Тема 10.20. Практика. Роли основных участников дискуссии и правила их речевого

поведения.

11. Заключение. Проблемы и задачи великого, могучего, правдивого и свободного

русского языка на современном этапе его развития.

Тема 11.1. Теория. Русский язык на фоне других языков в начале 21 века.

Тема 11.2. Теория. Ослабление могущества русского языка во внешних глобальных

коммуникациях (сужение сферы влияния, сокращение числа носителей русского языка как

родного и как иностранного).

Тема 11.3. Теория. Ослабление позиций русского литературного языка во внутренних

коммуникациях: засорение русского языка и русской речи ненормативной лексикой

(англицизмами, жаргонизмами, вульгаризмами, просторечной лексикой).

Тема 11.4. Теория. Социокультурная ответственность грамотной языковой личности перед

русским литературным языком.

Тема 11.5. Теория. Языковой вкус как важная категория культуры речи. Способы развития

языкового вкуса.

Тема 11.6. Теория. Грубость и пошлость речи как проявление глубокого кризиса в

развитии личности.

12. Практика. Защита проектных работ по темам изучения программы «Познаём

грамотность»

Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение практических

занятий, обобщающих занятий. Особое внимание уделяется самостоятельной работе. Согласно

вышеобозначенным целям и задачам, данный предмет методически выстраивается со

значительным преобладанием практических форм занятий над лекционными.

Три четверти учебного времени отводится на выполнение различного ряда заданий

исследовательского характера, которые строятся на материале конкретных текстов (текстовых

фрагментов) и коммуникативно-речевых задач и упражнений.

Широкое использование художественных текстов, их разноаспектный анализ (смысловой,

речеведческий, языковой) обеспечат успешное выполнение творческих заданий по русскому

языку.

Изучение тесно связано с такими дисциплинами, как стилистика, грамматика, литература.

23

Лекционный формат предусматривается для введения опорных лингвистических понятий и

осознания основных методологических установок.

Методически программа сочетает в себе различные общеобразовательные методики и

формы проведения занятий:

Лекция – устное представление конкретной темы

Семинар – изучение специальных тем посредством рассмотрения их аспектов и

последующего обмена информацией;

Дискуссия – обмен мнениями внутри учебной группы с участием всех учащихся и

преподавателя;

Ролевые игры – в этих играх отрабатывается умение строить текст и апробировать его в

виде публичного выступления

Деловые игры – это тренинг, в котором разыгрывается какая–либо речевая ситуация и

рассматривается поведение ученика в данной обстановке.

Все это позволяет овладеть разными видами речевой деятельности, адекватно воспринимать

чужие высказывания и создавать собственные. Совершенствуется умение в овладении нормами

литературного языка.

Практические занятия предпочтительны в активной форме (самостоятельно подготовленные

творческие или реферативные выступления обучающихся на заданную тему, предварительно

подготовленные дискуссии, конференции, семинары, ролевые игры).

Начало лекции можно активизировать цепочкой из трех последовательных вопросов

“зачем?” (Зачем это нужно знать? Зачем нужно уметь? Зачем нужны представления о

системе языка?), которые педагог задает обучающимся после объявления темы и плана занятия.

Ожидаемые

результаты и способы определения их результативности:

осмысление

функционального

потенциала

языкового

явления

и

овладение

навыками

уместного

использования его в разных ситуациях речевого общения, творческая самореализация учащихся,

готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня; профессиональное

самоопределение школьников.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы:

• устный опрос;

• тестирование, анкетирование;

• комплексный анализ текста;

• письменные сочинения, диктанты

• творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект);

Формой проведения промежуточной аттестации является итоговое тестирование, а итоговой

аттестации – защита проектных работ.

Тематика проектных работ (реферативных сообщений, самостоятельных творческих

работ): ориентировочный список

1.

Язык и речь: две разные стороны коммуникации как актуальной культурной ценности

как информационного общества

2.

Функции и свойства языка

3.

Наш родной русский язык

4.

Тайны русского языка

5.

Речь как коммуникативная деятельность

6.

Коммуникации и коммуникативное пространство (среда) на разных этапах развития

русской культуры

7.

Коммуникативно-речевая ситуация как явление и актуальный научный термин

24

8.

Коммуникативная дистанция и четыре социокультурных типа коммуникативно-речевых

ситуаций: доверительные (интимные), межличностные, деловые и публичные

9.

Текст как речевое произведение и основная единица языка

10.

Вербальные и невербальные средства языка и речи

11.

Монолог и диалог: понятие и принципы деятельности

12.

Языковая личность и имидж

13.

Язык как иерархическая система знаков

14.

Современный русский литературный язык как основа русской культуры

15.

Стиль и стилистическая структура русского языка

16.

Просторечие как форма национального языка

17.

Жаргон как форма национального языка

18.

Нормы и нормирование языка

19.

Принципы нормирования и типы нормативных предписаний

20.

Состояние языковых норм в русском языке 21 века

21.

Научный стиль и текст

22.

Официально-деловой стиль и текст

23.

Литературно-художественный стиль и текст

24.

Учебно-научный стиль и текст

25.

Публицистический стиль и текст

26.

Разговорный стиль и текст

27.

Описание как речевая деятельность и тип текста

28.

Повествование как речевая деятельность и как тип текста

29.

Рассуждение как речевая деятельность и тип текста

30.

Устное

публичное

выступление

как

сложная

коммуникативно-речевая

деятельность

31.

Язык устного публичного выступления

32.

Основные правила устного публичного выступления

33.

Дискуссия как актуальный коммуникативно-речевой жанр

34.

Деловая беседа как коммуникативно-речевой жанр

35.

Деловое совещание как коммуникативно-речевой сценарий

36.

Документ как официально-деловой текст

37.

Типы деловых документов

38.

Рецензия как речевой жанр

39.

Эссе как речевой жанр

40.

Заметка как речевой жанр

41.

Урок как речевой жанр

42.

Русские и обрусевшие личные имена

43.

Величие русских и обрусевших личных имен

Список литературы для педагога

1. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для

студентов-нефилологов.- М., 2003.

25

2. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи.- Екатеринбург,1988.

3. Русский язык и культура речи. В 2-х частях / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики,

2000.

4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в

средней школе: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М., 1985.

5.

О.Н.Зайцева. Уроки истории русского языка в средней школе. Предпрофильное обучение.

Методическое пособие для учителя. М., - 2005.

6.

Львова С.И. Русский язык. Орфография, Этимология на службе орфографии. Пособие для

учителя. – 2-е изд., М., 2001.

7.

Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений. – М.,

1965.

8.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.

9.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

10. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1972.

11. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М., 1977.

12. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.

14. Югов А.К. Думы о русском слове. – М., 1972

Список литературы для воспитанников

1.

Давыдова Е.Н. Евангелие и древнерусская литература. – М., 1995.

2.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб., 2005.

3.

Матвеева Н.П. Свидетели истории народа: наследие пращуров. – М., 1993.

4.

Миронова Т.А. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика

древнерусского языка для детей. – М., 1994.

5.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 т. – М., 1996.

6.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык:

учебное пособие для студентов-нефилологов. - М.: Флинта/ Наука, 2000.

7.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:

экзаменационные ответы. Серия “Сдаем экзамен”. - Ростов на Дону, 2001.

8.

Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком.-

М.,1999.

9.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях.- Екатеринбург,1999

Рекомендуемые словари и справочники

1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е

изд., М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, риторика, стилистика.

М.: Флинта: Наука, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд.20 и послед.

4. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И .Аванесова. С 5-го издания.

5. Словарь русского языка в 4-х т. М.: Русский язык, 1981 – 1984. 2-е и 3-е изд.

6. Современный словарь иностранных слов. М., изд. последних годов.

26

27



В раздел образования