Автор: Вепро Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: ст-ца Каневская
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Особые дети"
Дата публикации: 26.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Особые дети»
Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии.
Механизм этих нарушений довольно сложен и определяется временем, степенью
и локализацией мозгового поражения.
Специфической особенностью познавательной деятельности детей с ДЦП
является неравномерный, дисгармонический характер нарушений отдельных
психических функций. У них наблюдаются повышенная утомляемость,
истощаемость всех психических процессов, а также сниженный запас знаний и
представлений об окружающем мире и самом себе. Это обусловлено
следующими причинами: вынужденной изоляцией, ограничением контактов
ребенка со сверстниками и взрослыми, затруднением в познании окружающего
мира в процессе предметно-практической деятельности.
По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют разнородную группу, одни
имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается
задержка психического развития, у третьих -умственная отсталость. Дети без
отклонений в познавательной сфере встречаются крайне редко. Основным
нарушением познавательной деятельности является задержка психического
развития, связанная с органическим поражением мозга и условиями жизни. При
ЗПР в результате адекватной коррекционно-пе-дагогической работе дети в
умственном развитии часто догоняют сверстников. В случае умственной от-
сталости нарушения психических функций чаще всего носят тотальный характер.
Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемип-легии и
атонически-астатической формах ДЦП.
Для детей с ДЦП характерны и разнообразные расстройства эмоционально-
волевой сферы. Это проявляется в колебаниях настроения и сочетается с
инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения встречаются
довольно часто и проявляются в виде двигательной расторможенности, агрессии,
реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно
наблюдать состояние полного безразличия, равнодушного, безучастного от-
ношения к окружающим.
Нарушения личности при ДЦП связаны с действием биологических,
психологических и социальных факторов. Осознание собственной
неполноценности существенно влияет на социальную позицию ребенка.
Достаточное интеллектуальное развитие детей часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, сниженной критичности, внушаемости. Личностная
незрелость проявляется в наивности суждений, недостаточной
ориентированности 8 бытовых и практических вопросах. Трудность социальной
адаптации способствует формированию робости, застенчивости, неумению
постоять за свои интересы, выражается в чувствительности, обидчивости,
замкнутости.
Отмечается некоторая зависимость между формой ДЦП и характерологическими
особенностями детей. Дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки,
пассивны, глубоко переживают свой физический дефект, а дети с
гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны,
чаще недостаточно критичны к своему заболеванию или переоценивают свои
возможности.