Напоминание

Программа элективного курса "Мир искусства"


Автор: Вера Павловна Семенова
Должность: Учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Авторская программа элективного курса "Мир искусства "для учащихся 8кл общеобразовательного и дополнительного образования.
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республика Татарстан МБУ ДО "Детская школа искусств"Тамчылар".
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа элективного курса "Мир искусства"
Дата публикации: 26.09.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств «Тамчылар»

г.Нижнекамск

Республика Татарстан

Автор – составитель

преподаватель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Семенова Вера Павловна

"Мир искусства"

программа элективного курса

для учащихся 8кл общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного

ообразования

(художественно-эстетическое направление)

Содержание программы

1. Пояснительная записка

-концепция (основная идея) программы;

-обоснованность;

- цели, задачи, основные принципы;

- планируемые результаты;

- структура программы;

2. Содержание занятий.

3. Учебно - тематический план

4. Методы и формы реализации программы.

5. Критерии успешности занятий .

6. Система оценки достижений учащихся.

7. Способы проверки результатов освоения программы.

8. Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение.

9. Условия, необходимые для решения поставленных задач.

10. Знания и умения в процессе изучения курса программы.

11. Список используемой литературы для учителя и учащихся.

12.Заключение.

«Великая цель искусства –

потрясать воображение,

поэтому художник не должен подчеркивать

те средства, которыми он это достигает;

зритель должен только почувствовать

воздействие результата его усилий.»

Д. РЕЙНОЛЬДС

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Мир искусства» разработана для обеспечения пред-

профильной подготовки учащихся 8классов общеобразовательного учреждения и в дополни-

тельном учреждении к обучению по художественно-педагогическому направлению гумани-

тарного профиля. По функциональному предназначению – учебно-познавательной, по време-

ни реализации – полугодичной.

Концепция (основная идея )программы.Осознание мирового значения искусства, измене-

ния мира силами искусства.

Обоснованность ( Актуальность, новизна, значимость)

Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требо-

ваниями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподава-

нию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия

и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит

искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию

культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой актив-

ности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творче-

ской самореализации личности. Получить краткое художественное образование, ознакомиться

с видами искусства, прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ориентиро-

ваться в многообразии направлений искусства

Она позволяет получить краткое художественное образование, ознакомиться с видами ис-

кусства, прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ориентироваться в

многообразии направлений искусства. Программа курса призвана обеспечить предпрофиль-

ную подготовку девятиклассников по художественно-гуманитарному направлению.

Данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к

осуществлению выбора художественно-педагогической профессии для профильного обучения

в старших классах. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества педа-

гога искусства, которые рассматриваются с точки зрения развития следующих способностей:

Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности.

Оно включает три раздела: "Искусство вокруг нас", " Художественное образование",«Внеу-

рочная творческая практическая деятельность».

В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и

расширение содержания базовых программ основной школы по изобразительному искусству,

программ факультативных курсов по мировой художественной культуре, традиционной на-

родной культуре и пр., с другой - осознание особенностей художественно-педагогической

профессии школьного учителя.

Предполагается, что восьмиклассники имеют опыт эмоционально-ценностного восприятия

произведений искусства, опыт художественно-творческой деятельности и, собственные впе-

чатления от художественно-педагогической деятельности учителей музыки и изобразительно-

го искусства, литературы. Большое значение имеет развитие собственного отношения обуча-

ющихся, и самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни людей, на особенности худо-

жественного образования, на специфику профессии школьного педагога искусства.

Элективный курс повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы

художественно-педагогического направления гуманитарного профиля.

Программа включает новые для учащихся знания (стили, направления, дизайн, синтетиче-

ские виды искусства), не содержащие в базовых программах.

Некоторые темы программы (синтетические виды искусства)можно включить в базовые

программы по изоискусству, литературе, как модуль в решении задач по предпрофильной

подготовке в школах художественно - эстетического направления.

Цели, задачи, основные принципы:

Цель элективного курса - формирование интереса и положительной мотивации школьников к

художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомле-

ния с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы

профессиональной подготовки учителя музыки или изобразительного искусства.

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно- историческом про-

цессе развития человечества, развитие личности в духовно-нравственном плане, приобщение к

национальным культурным наследиям

-раскрытие творческих способностей школьника его мышления и познавательной деятельно-

сти

Задачи курса:

- Повысить интерес учащихся к художественно-педагогическому направлению

- Способствовать развитию способностей, помочь ученику освоить выбранное направ-

ление на повышенном уровне

- Создать условия для положительной мотивации к выбору будущей профессии худо-

жественно- педагогического направления.

Планируемые результаты

Личностные

-Развивать способности обучающихся восприятия искусства.

- Способность формирования собственного отношения к жизни.

-Развить мыслительную деятельность при восприятии произведений искусства

Коммуникативные

-Формировать умения различать национальную принадлежность произведений искусства, вос-

питывать уважение к национальным традициям, произведениям искусства.

-Способность умений организовать собственную художественную творческую деятельность:

изоискусства, скульптуры, дизайна, выставочная деятельность.

Регулятивные

-Способность выявления функции искусства на примере художественных произведений

-Владение языком изобразительного искусства, как средством общечеловеческого общения

Программа будет способствовать выработке психологической готовности к осуще-

ствлению выбора художественно-педагогической профессии, так же происходит ориентация

на профессиональные качества педагога искусства. В процессе реализации курса происходит

углубление и расширение базовых программ по ИЗО, музыке, мировой художественной

культуре, учащиеся знакомятся с особенностями художественно-педагогической профессии.

Предполагается, что по мере изучения курса у учащихся происходит развитие соб-

ственного отношения обучающихся к произведениям искусства, взгляда на роль искусства в

жизни людей, адекватное восприятие произведений искусства. Учащиеся 9 классов имеют

опыт эмоционального восприятия произведений искусства от художественно-педагогической

деятельности учителей музыки, изобразительного искусства, литературы.

Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации

учебного процесса по курсу программы

Разделы и темы курса построены в тесном взаимодействии по принципу последова-

тельности и систематичности, от простого к сложному и развиваются по трем линиям:

1. От эмоционального отклика на школьные занятия искусством - к осознанию необхо-

димости их педагогической организации.

2. От самостоятельного опыта общения с произведениями искусства (вне школы) -к пе-

дагогически направленному опыту организации этого процесса (школьные занятия),

3. От роли ученика (ведомого) -к роли учителя (ведущего за собой).

Практически на каждом уроке происходит общение учитель – ученик- учитель, в

форме дискуссий, последовательного усвоения знаний, опираясь на знания предыдущего уро-

ка, иначе невозможно научить учащихся размышлять, сопоставлять, анализировать, выска-

зывать свое мнение, делать выводы и поэтому учебный материал дети помнят и легко

восстанавливают в памяти.

Диалектическая логика восхождения к профессии заключается в установлении соответствия

между

темами

программы,

их

художественно-педагогическим

замыслом,

психолого-

педагогической основой и задачами профессиональной ориентации обучающихся, решаемыми

в рамках каждой темы. Программа дает

возможность проведение эвристических проб

(поисково –исследовательская деятельность произведений искусства), например,

как

произведение

искусства

способствует

«выпрямлению»,

возрождению

человека,

«очеловечиванию»,становлению его характера, его осознанному отношению к миру, т.е.

искусство способствует возрождению красоты, изменению и спасению мира. ((Содержание

занятий. Приложение№1),

(Учебно – тематический план. Приложение №2)

Методы и формы реализации программы

Содержание курса реализуется на основе следующих методов: обобщения, проблемно-

поискового, проектного метода, что оптимизирует процесс «движения в профессию»,

помогает формировать самостоятельные взгляды на профессию, способствует осознанному ее

восприятию

Уроки проводятся в форме лекций, диспутов, бесед, круглого стола, экскурсий, т.е.

предполагаются

и

внеурочные

виды

деятельности:

посещение музеев,

музыкальной,

художественной школы г.Нижнекамска, посещение уроков музыки, ИЗО, проведение

фрагментов урока, моделирование школьных ситуаций и разрешение их учащимися и т.д..

"Мир искусства» - динамичный курс с яркой практико-ориентированной направленностью, о

чем свидетельствуют разнообразные виды и формы проведения занятий. Предлагается два

вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных занятий: посещение, театра,

художественной выставки и пр.; посещение урока музыки или изобразительного искусства в

одном из классов основной школы; внеурочный практикум (проведение фрагмента урока

музыки или изобразительного искусства в основной школе); внеурочная художественно-

творческая деятельность. Благодаря частой смене видов деятельности школьники смогут

заняться художественным творчеством по интересам, вне зависимости от имеющихся у них

специальных умений, а также попробовать себя в роли учителя музыки или изобразительного

искусства. Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковой деятельности с

моделированием учебных ситуации, семинара, свободной дискуссии, круглого стола с

использованием презентаций, аудио- и видеозаписей.

На занятиях круглого стола предполагается присутствие художников, музыкантов,

студентов учебных заведений. В процессе круглого стола учащиеся демонстрируют

полученные знания, круглый стол завершает элективный курс «Мир искусства».

Реферат, тестирование, которыми завершается изучение курса, являются формой отчетности

девятиклассников. Реферат имеет практико-ориентированный характер и включает в себя раз-

мышления школьников при опоре на сведения, полученные на занятиях, литературные источ-

ники, рекомендуемые преподавателем, а также на конкретные примеры из художественно-

педагогической практики.

Критериями успешности занятий по элективному курсу являются:

-степень развития интереса к профессии;

-степень проявления способностей к художественно-педагогической деятельности

(разработка фрагмента урока)

-степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений о процессе и

результате художественно-педагогической деятельности.

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за

учащимися в процессе работы, собеседований с ними, исследовательской работы по произве-

дениям искусства, разработки фрагмента урока и проба в практической деятельности, а также

выполнения реферата на одну из предложенных тем.).

«Искусством очеловечивать»

"Искусство -как международный язык".

"Непреходящая сила искусства»

"Профессия - учитель-художник".

Система оценки достижений учащихся

-знакомство с истоками произведения искусства;

- умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

-продолжение работы по исследованию произведений.

Ожидаемый результат состоит в положительной динамике развития личности школьника,

его воображения, способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к заня-

тиям, участие в конкурсах, фестивалях, во Всероссийских олимпиадах по МХК

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в

форме:

конкурсов;

выставок .

Условия реализации программы, финансовое и кадровое обеспечение

Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и принадлежно-

сти.

Для педагога:

ТСО, мультимедийные оборудования (ноутбук, диапроектор, интерактивная доска);

таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;

материал по истории искусств;

художественно-графические материалы.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Кадровое обеспечение

Для реализации данной программы необходим учитель по специальности –учитель изоб-

разительного искусства в средней школе или преподаватель художественной школы.

Финансовое обеспечение

Программа реализовывается за счет часов, отведенных на кружковые занятия в школе,

или за счет часов от центра детского творчества.

Условия, необходимые для решения поставленных задач:

обеспечение материально-технической базой;

посещение профессиональных театров, экскурсии, встречи с интересными людьми;

взаимное общение детей из различных художественных коллективов города;

участие в конкурсах, олимпиадах;

 возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;

 готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном

уровне;

 создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего

В процессе изучения курса учащиеся должны

знать:

1.

Виды и жанры искусства.

2.

Основы изобразительной грамоты.

3.

Структуру урока искусства.

4.

Сведения о разных народных промыслах.

5.

Имена великих мастеров искусства.

6.

Предназначение искусства.

7.

О профессиях художественного направления.

уметь:

1.

Осмыслить место искусства в жизни человека.

2.

Создавать проекты – импровизации, структуру уроков ИЗО.

3.

Выражать своё личное отношение к произведениям искусства.

4.

Создавать презентации.

5.

Заниматься проектной деятельностью.

Приложение №1

Содержание программы

Раздел 1. «Искусство вокруг нас»(6ч)

Тема 1. Что такое искусство? Зачем нам нужно искусство? (2 ч)

Занятия желательно провести в художественном музее или на выставке. Учащимся

предлагается на примерах увиденного поразмышлять о значении искусства в жизни человека.

Предполагаемые вопросы- ориентиры:

- Что можно сказать о художественном произведении? Какие чувства вызывает, зачем

оно нужно?

- Причина бессмертия великих художественных творений.

(Впечатления от увиденного и услышанного записывать и анализировать)

Тема 2. Международный язык искусства. Непреходящая сила искусства. (2 ч)

Урок проходит в виде круглого стола , дискуссии с привлечением материалов преды-

дущего урока с использованием репродукций и полученных впечатлений с привлечением лю-

дей профессии искусства.

- Что вы поняли, о чём говорят картины.

- Почему искусство мы называем международным языком?

- Какое воздействие оказывают произведения искусства на человека?

- Ваше отношение к героям произведения.

- Что хотел сказать автор произведений?

Тема 3. Человек и искусство. (2 ч)

Посещение урока музыки или изобразительного искусства. Перед началом урока учи-

тель характеризует учеников данного класса: их художественные способности, речь, актив-

ность, успехи, сообщая тему четверти, тему урока. Учащиеся 9 класса по итогам посещения

ведут записи впечатлений от урока, принимают участие в творческой работе класса. По ито-

гам проводится семинарское занятие.

2 урок – семинар. Предварительная подготовка на основе вопросов - ориентиров:

- Какие люди участвуют в создании произведений искусства?

- Каким должен быть школьный педагог искусства?

- Для чего нужны предметы искусства в школе?

Урок анализируется, учащиеся приходят к выводу о необходимости школьных уроков

искусства.

Раздел 2.

Художественное образование (11 ч)

Урок1. Искусство постижения мира.

Урок 2. Художественный образ, красота и правда в искусстве. Искусство облагоражи-

вания человека, виды искусства, музыка, ИЗО, МХК, традиции в искусстве, национальное ис-

кусство.

Урок 3. Синтетические виды искусства: драматический театр, театр юного зрителя,

пантомима, кукольный театр. Авторы создания театрализованного представления: драматург,

сценарист, художник – декоратор, гримёр, композитор. Выдающиеся театральные деятели.

(посещение театра во неурочное время)

Урок 4. Хореография. Язык танца. Танцы классические, народные, эстрадные, балет.

Мастера балета.

Урок 5. Искусство кино (просмотр фрагмента кинофильма, анализ). Создатели: сцена-

рист, режиссёр – постановщик, оператор, художник, актёры, известные имена, шедевры

кино.

Урок 6-7. Проектное конструирование, дизайн, оформление объектов окружающей сре-

ды, профессия дизайнер, художественное проектирование.

Урок 8-9. Виды и жанры изобразительного искусства, декоративно – прикладное искус-

ство Татарстана, известные народные промыслы.

Русское изобразительное искусство, живопись, рисунок, художники – передвижники.

Урок 10-11. Направления, стили в ИЗО искусстве: классицизм, реализм, импрессио-

низм, модернизм, кубизм, сюрреализм и т.д.(по выбору). Известные имена.

Раздел 3.

Внеурочная творческая практическая деятельность. 4ч

Подразумевается творческая совместная работа учитель – ученик, индивидуальная ра-

бота учащихся, свободный выбор конкретного задания, например, организация выставки, со-

здание сценариев, оформление сцены по конкретной теме, оформление афиши, реклам, выпол-

нение реферата.

Реализации художественной творческой деятельности способствуют приобретённые

знания в основной школе на занятиях ИЗО, музыки, литературы, а так же, сведения, получен-

ные по данному курсу.

Тема 1-3. Зачем нам нужно искусство в школе? Школьные уроки искусства. Роль

учителя искусства в системе художественного образования. Профессия учитель – ху-

дожник (3ч)

Внеурочные занятия – практикум. Учащиеся готовят фрагменты урока ИЗО, коллективно

разрабатывают сценарий фрагмента урока, распределение ролей. исследовательская работа

над рефератами. Учитель выступает в роли организатора.

- Какова драматургия уроков искусства, чем они отличаются от уроков других дисци-

плин, и какова их специфика?

- Роль учителя искусства?

- Аргументация необходимости уроков искусства в школе.

Выводы: уроки мотивируют учащихся на творческую деятельность, вызывают жела-

ние узнать больше, помогают расширить творческие возможности школьников. Учитель даёт

учащимся информацию об учебных заведениях, где можно получить профессию по данному

направлению, учитель - художник.

Тема 4 Тестирование (1 час) Использование контрольно –измерительного материала.

Определение рейтинга учителя искусства «учитель – художник»

Вспомнить методы исследования их особенности. Самостоятельная работа по иссле-

дованию произведения искусства, реферативное задание. Заполнение тестовых заданий. Ин-

дивидуальная

работа

(оказание

в

выборе

правильной

методики

по

исследованию).

Подведение итогов.

Приложение №2

Учебно - тематический план

Перечень тем и разделов, структурно – логическая последовательность изучения курса

программы. «Мир искусства»

Наименование

разделов, тем.

Ко

л-

во

ча-

со

в

Формы проведе-

ния занятий, ор-

ганизация учеб-

ной деятельно-

сти

Художе-

ственно-

педагогиче-

ский замы-

сел темы

Психолого-педа-

гогические

основы реализа-

ции темы

Задачи профессио-

нальной ориентации

Раздел 1

«Искусство во-

круг нас».6ч

1.Что такое ис-

кусство. Зачем

нам нужно

Искусство.

2

Выставочный зал

г. Нижнекамска.

Эмоцио-

нальный

отклик на

художе-

ственное

произведе-

ние.

Художественное

восприятие и ху-

дожественное

мышление как

психологический

инструментарий

общения челове-

ка с искусством

Определение художе-

ственного восприятия

и художественного

мышления как психо-

логической основы

профессиональной

деятельности педаго-

га искусства

2. Международ-

ный язык искус-

ства. Непреходя-

щая сила искус-

ства.

2

Круглый стол.

семинар. Дискус-

сия с привлече-

нием людей про-

фессии искус-

ства.

Выработка

умений

«вхожде-

ния» в

произведе-

ние искус-

ства, осо-

знанного

восприятия

Оказание психо-

логического по-

ложительного

воздействия Осо-

знание силы воз-

действия произ-

ведений искус-

ства на человека

Формирование

осознания силы воз-

действия произведе-

ний искусства на че-

ловека

3. Человек и ис-

кусство.

2

Посещение урока

музыки или

изобразительно-

го искусства. Се-

минар

Осознание

необходи-

мости уро-

ков изоис-

кусства в

школе, как

роли искус-

ства в жиз-

ни человека

Оказание психо-

логического по-

ложительного

воздействия

Осознание значения

общения с произведе-

ниями искусства в

учебном процессе

Раздел 2

Художественное

образование.11ч

Искусство пости-

жения мира.

1

Лекция, дискус-

сия

Осознания

роли искус-

ства в жиз-

ни человека

От художествен-

ного восприятия

и художествен-

ного мышления к

художественно-

педагогическому

общению

Осознание роли педа-

гогически направлен-

ного процесса обще-

ния с произведения-

ми искусства

Художественный

1

Лекция, дискус-

Осознание

образ

сия

многообра-

зия видов

искусства

Педагогическое

общение

Синтетические

виды искусства:

Театр

Хореография

Искусство кино

3

Проблемно - по-

исковая деятель-

ность

презентация Педагогическое

общение

Выявление значимо-

сти педагогов искус-

ства для формирова-

ния художественной

культуры школьни-

ков

Искусство дизай-

на

2

Проектное

конструирование

презентация Педагогическое

общение

Выявление значимо-

сти педагогов искус-

ства для формирова-

ния художественной

культуры школьни-

ков

Виды, жанры

2

Лекции

Презента-

ция

Педагогическое

художественное

общение

Выявление значимо-

сти педагогов искус-

ства для формирова-

ния художественной

культуры школьни-

ков

Направления,

стили

2

Лекции

презентация Педагогическое

художественное

общение

Выявление значимо-

сти педагогов искус-

ства для формирова-

ния художественной

культуры школьни-

ков

Раздел 3

«Внеурочная

творческая

практическая

деятельность.

Выполнение ре-

ферата

«Искусством оче-

ловечвать»Б.Не-

менский»

3

Внеурочный

практикум. Ис-

следование.

Проектные рабо-

ты.

Разработка

фрагмента

школьных

уроков ис-

кусства.

Роль учите-

ля искус-

ства в шко-

ле.

Осознание твор-

ческого подхода

к реализации

проектной дея-

тельности

Мотивированное мо-

делирование художе-

ственно-педагогиче-

ской деятельности

Проведение те-

стирования по

итогам изучения

программы.

Определение

рейтинга профес-

сии учителя ис-

кусства.

1

Тестирование

Круглый стол

Оценка зна-

ний уча-

щихся

Определение сте-

пени осознанно-

го усвоения ма-

териала програм-

мы

Осознание значимо-

сти художественной

педагогической дея-

тельности

итого

21

ч

Заключение.

С первых занятий по программе важно использовать интерес детей к изобразительному ис-

кусству, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в само-

стоятельной практической деятельности, на уроке. Первые занятия красоты и добра, знаком-

ство с творческим наследием великих художников, могут остаться в памяти школьника на

всю жизнь.

Бережное отношение учителя к ученику, как к равноправному собеседнику, к его умени-

ям высказывать свое мнение, делать выводы, обобщать, сопоставлять, анализировать –вот

основные слагаемые успеха, и поэтому учебный материал дети помнят и легко восстанавли-

вают в памяти.

Теоретическая значимость программы в том, что в ней представлено обоснование и воз-

можности осуществления грамотной организации работы учителя на занятиях.

Практическая значимость программы - в разработке методических рекомендаций по на-

чальному освоению школьниками основ профессии «учитель – художник».

Дополнительная литература, цифровые образовательные ресурсы для учителя и

учащихся необходимые в процессе изучения предпрофильного курса «Мир искусства».

1.

Б.М.Неменский «Мудрость красоты», программа «Изоискусство и худ. труд».- М.,

«Просвещение», 1987г.

2. Н.М. Сокольникова «Основы живописи».-Обнинск, «Титул», 1996г.

Н.М.Сокольникова «Основы композиции».- Обнинск, «Титул». 1996г.

4. Т.А.Копцева «Формирование образного восприятия».-М.,1990г

5. Е.И.Коротеева «Искусство и ты».-М., «Просвещение»,1997г

6. Журнал « Изобразительное искусство в школе».-М., 2005г, №5,7

7. Журнал «Юный художник». 1988г. 1995г №3,4.5,

11. Н.Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке».-М.,1997г

12. Т.Копцева «Формирование образного восприятия цвета у школьников».-М.,1990г

14. Г.Беда «Основы изобразительной грамоты»- М., «Просвещение», 1985г

16. Н.Никанорова « Наглядные пособия для занятий изоискусством».- М., 1998г.

17. Ю.Хижняк «Как прекрасен этот мир». –М.,1986г

18. Цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники по видам искусства.

19.Г.И.Данилова(МХК 10кл, 11кл), Москва «Дрофа», 2008г.

20.ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

21. ЦОР «Шедевры мирового изобразительного искусства»

27.Ю.А.Солодовников «Человек в МХК». 

28 .Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: Просвещение, 2003.

29.Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная гра-

фика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

30. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Дневник музыкальных размышлений. - М.: Дрофа, 2001.

31.Науменко Т.Н., Алеев В. В. Музыка. - М.: Дрофа, 2001 -2002.

32. Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе.-М.: Владос,

2001.

33. Розмари, Бартон. Атлас чудес света. - Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995.

34. Страшное С.Л. Русская поэзияXX века. - М.: Просвещение, 2001.

35.Творогов О.В. Древнерусская литература. Хрестоматия для 5-9 классов. - М.: Просвещение,

1998.

36. Твоя профессиональная карьера / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.

35.ЦОР « Энциклопедия зарубежного классического искусства»



В раздел образования