Напоминание

«Патриотическое воспитание на занятиях хора».


Автор: Маилянц Ирина Владимировна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Работа с хоровым коллективом
Тема: «Патриотическое воспитание на занятиях хора».
Дата публикации: 25.12.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Маилянц И.В.

«Патриотическое воспитание на занятиях хора».

преподаватель хоровых дисциплин МАУ ДО ДШИ им.П.И. Чайковского

Патриотическое воспитание – это формирования у человека важных духовных

ценностей, образ жизни, ответственность за судьбу России. Особенности хорового пения

обеспечивают большие возможности для воспитания чувства патриотизма. В этом процессе

участвуют как исполнители, так и слушатели. «В песне, исполняемой хором, есть что-то

организующее труд, располагающих певцов к дружному делу. В школе очень важно учить

песню, она сливает несколько отдельных чувств в одно сильно чувствующее сердце, а это

очень

важно

школе,

где

общими

усилиями

должно

побеждать

трудности

учения».

(К.Д. Ушинский).

Очень важно начинать обучение детей музыке в раннем возрасте. На руководителя

хора ложится большая ответственность, так как ему вверено музыкальное просвещение

детей – будущих граждан страны. Дети воспринимают всё увиденное и услышанное с

доверчивостью

ко

взрослому,

поэтому

их

нельзя

обманывать.

Хоровое

пение

предусматривает

коллективное

исполнение

художественных

произведений.

Здесь

всё

подчинено художественно – исполнительскому замыслу. Осознание силы коллективного

исполнения

оказывает

на

детей

огромное

воздействие.

Эмоционально

воспринятое

содержание песни, его музыкального материала, на долго останется в сознании детей.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, надо учитывать то,

что за молодёжь нашей страны надо бороться. Что мы вложим в наше подрастающее

поколение

сегодня,

завтра

даст

положительные

результаты.

Воспитаем

здоровых,

неравнодушных людей, патриотов, значит можем быть уверенными в будущей жизни

нашей страны, нашего образованного общества. Без патриотизма невозможно создать

сильное государство, привить молодёжи понимание их гражданственного долга и уважения

к своей стране. В наши дни остро стоит вопрос о необходимости перемен в системе

всеобщего музыкального воспитания и образования. Хоровое пение является показателем

духовного здоровья нации. «Всё начинается с детства». (В. Сухомлинский).

Хор

это

вид

музыкального

творчества,

который

воспитывает

личность

в

коллективе, совершенствуется через вокально – хоровое исполнительство, через вокальные

произведения. Вопросы патриотического и нравственного воспитания, мы решаем через

исполнение

песен

патриотического

характера.

Участвуем

в

районных

конкурсах,

выступаем на площадках города, района, в школе на праздниках. Основные аспекты

нравственного воспитания в современной школе – это гуманизм, в основе которого лежит

уважение и доброжелательность к другому человеку, доброе отношение к окружающему

миру, долг перед страной, в которой ты живёшь. Перед обществом, людьми и самим собой,

уважение к своим друзьям, к коллективу, где учишься. Учебная деятельность, обеспечивает

усвоение знаний в определённой системе, создаёт возможность для овладения учащимися

приёмами,

способами

решения

разных

умственных

и

нравственных

задач.

Главное

включить ученика в различные виды деятельности, одним из которых является хоровое

пение, как воспитательный процесс. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, задача

взрослых показать им путь, который определит их правильную

позицию, их жизнь.

Современные исследования показывают, что музыкальное развитие оказывает важное

воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется

мышление, ребёнок знакомится с историей музыкально – песенной культуры, которая была

неотъемлемой частью духовных ценностей. Воспитание любви и уважения к своей Родине

у ребёнка начинается с отношений в семье, с любви к ближним людям, к нашей истории.

Содержание хоровых занятий способствует формированию эстетического вкуса

детей, обогащает их духовный мир, усиливает полученные впечатления под действием

учителя, который передаёт им свои чувства, мысли, знания. В настоящее время появилось

много разных направлений в музыкальной культуре, где отсутствует мелодия, осмысленное

содержание,

поэтому

надо

чаще

обращаться

к

народной

песне,

к

духовной

музыке,

к репертуару исторического прошлого. День Победы – один из самых светлых и могучих

праздников нашей страны. В памяти народов нашей страны, да и во всём мире, никогда не

сотрутся горе и страдания, которая принесла нам война. Ещё живы свидетели, которые

могут подтвердить правдивость тех событий. Мужество людей нашей страны не знало

границ. Ещё живы уважаемые ветераны войны. Мы должны сохранить и передать будущим

поколениям музыкальный песенный репертуар, который помогал победить и выстоять в

трудные дни войны. Песня звучала в походах и землянках, на поле боя, в концертах

артистов перед фронтовиками. Она поднимала настроение бойцов, помогала переносить

разлуку с близкими. Сейчас проводится акция памяти «Бессмертный полк», звучат песни

тех лет, поэтому современные дети должны пронести память в свою будущую жизнь, а

также передать своим детям. А учителя музыки, руководители хоров должны помочь детям

сохранить память о музыкальном наследии песен, которые просты для понимания и

рассказывают о прошлом нашей страны. Многие композиторы посвятили своё творчество

созданию песен даже во время войны. Музыкальное воздействие на человека велико, оно

затрагивает душу, её тонкие струны, поэтому эти песни вели в бой, становились оружием,

разящим врага, помогали выстоять и победить, делить горе и радость. К Дню Победы

педагоги хоровых коллективов, включают в свой репертуар такие песни, как: «Катюша»,

«Смуглянка», «Синий платочек», «Прадедушка», а также песни о России- «Снега России»,

«Наша Родина», «Ромашковая Русь» и другие. Правильный подбор репертуара, доступный

по содержанию, заинтересовывает детей на занятиях хора.



В раздел образования