Автор: Маилянц Ирина Владимировна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Работа с хоровым коллективом
Тема: «Патриотическое воспитание на занятиях хора».
Дата публикации: 25.12.2024
Раздел: дополнительное образование
Маилянц И.В.
«Патриотическое воспитание на занятиях хора».
преподаватель хоровых дисциплин МАУ ДО ДШИ им.П.И. Чайковского
Патриотическое воспитание – это формирования у человека важных духовных
ценностей, образ жизни, ответственность за судьбу России. Особенности хорового пения
обеспечивают большие возможности для воспитания чувства патриотизма. В этом процессе
участвуют как исполнители, так и слушатели. «В песне, исполняемой хором, есть что-то
организующее труд, располагающих певцов к дружному делу. В школе очень важно учить
песню, она сливает несколько отдельных чувств в одно сильно чувствующее сердце, а это
очень
важно
школе,
где
общими
усилиями
должно
побеждать
трудности
учения».
(К.Д. Ушинский).
Очень важно начинать обучение детей музыке в раннем возрасте. На руководителя
хора ложится большая ответственность, так как ему вверено музыкальное просвещение
детей – будущих граждан страны. Дети воспринимают всё увиденное и услышанное с
доверчивостью
ко
взрослому,
поэтому
их
нельзя
обманывать.
Хоровое
пение
предусматривает
коллективное
исполнение
художественных
произведений.
Здесь
всё
подчинено художественно – исполнительскому замыслу. Осознание силы коллективного
исполнения
оказывает
на
детей
огромное
воздействие.
Эмоционально
воспринятое
содержание песни, его музыкального материала, на долго останется в сознании детей.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, надо учитывать то,
что за молодёжь нашей страны надо бороться. Что мы вложим в наше подрастающее
поколение
сегодня,
завтра
даст
положительные
результаты.
Воспитаем
здоровых,
неравнодушных людей, патриотов, значит можем быть уверенными в будущей жизни
нашей страны, нашего образованного общества. Без патриотизма невозможно создать
сильное государство, привить молодёжи понимание их гражданственного долга и уважения
к своей стране. В наши дни остро стоит вопрос о необходимости перемен в системе
всеобщего музыкального воспитания и образования. Хоровое пение является показателем
духовного здоровья нации. «Всё начинается с детства». (В. Сухомлинский).
Хор
–
это
вид
музыкального
творчества,
который
воспитывает
личность
в
коллективе, совершенствуется через вокально – хоровое исполнительство, через вокальные
произведения. Вопросы патриотического и нравственного воспитания, мы решаем через
исполнение
песен
патриотического
характера.
Участвуем
в
районных
конкурсах,
выступаем на площадках города, района, в школе на праздниках. Основные аспекты
нравственного воспитания в современной школе – это гуманизм, в основе которого лежит
уважение и доброжелательность к другому человеку, доброе отношение к окружающему
миру, долг перед страной, в которой ты живёшь. Перед обществом, людьми и самим собой,
уважение к своим друзьям, к коллективу, где учишься. Учебная деятельность, обеспечивает
усвоение знаний в определённой системе, создаёт возможность для овладения учащимися
приёмами,
способами
решения
разных
умственных
и
нравственных
задач.
Главное
включить ученика в различные виды деятельности, одним из которых является хоровое
пение, как воспитательный процесс. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, задача
взрослых показать им путь, который определит их правильную
позицию, их жизнь.
Современные исследования показывают, что музыкальное развитие оказывает важное
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется
мышление, ребёнок знакомится с историей музыкально – песенной культуры, которая была
неотъемлемой частью духовных ценностей. Воспитание любви и уважения к своей Родине
у ребёнка начинается с отношений в семье, с любви к ближним людям, к нашей истории.
Содержание хоровых занятий способствует формированию эстетического вкуса
детей, обогащает их духовный мир, усиливает полученные впечатления под действием
учителя, который передаёт им свои чувства, мысли, знания. В настоящее время появилось
много разных направлений в музыкальной культуре, где отсутствует мелодия, осмысленное
содержание,
поэтому
надо
чаще
обращаться
к
народной
песне,
к
духовной
музыке,
к репертуару исторического прошлого. День Победы – один из самых светлых и могучих
праздников нашей страны. В памяти народов нашей страны, да и во всём мире, никогда не
сотрутся горе и страдания, которая принесла нам война. Ещё живы свидетели, которые
могут подтвердить правдивость тех событий. Мужество людей нашей страны не знало
границ. Ещё живы уважаемые ветераны войны. Мы должны сохранить и передать будущим
поколениям музыкальный песенный репертуар, который помогал победить и выстоять в
трудные дни войны. Песня звучала в походах и землянках, на поле боя, в концертах
артистов перед фронтовиками. Она поднимала настроение бойцов, помогала переносить
разлуку с близкими. Сейчас проводится акция памяти «Бессмертный полк», звучат песни
тех лет, поэтому современные дети должны пронести память в свою будущую жизнь, а
также передать своим детям. А учителя музыки, руководители хоров должны помочь детям
сохранить память о музыкальном наследии песен, которые просты для понимания и
рассказывают о прошлом нашей страны. Многие композиторы посвятили своё творчество
созданию песен даже во время войны. Музыкальное воздействие на человека велико, оно
затрагивает душу, её тонкие струны, поэтому эти песни вели в бой, становились оружием,
разящим врага, помогали выстоять и победить, делить горе и радость. К Дню Победы
педагоги хоровых коллективов, включают в свой репертуар такие песни, как: «Катюша»,
«Смуглянка», «Синий платочек», «Прадедушка», а также песни о России- «Снега России»,
«Наша Родина», «Ромашковая Русь» и другие. Правильный подбор репертуара, доступный
по содержанию, заинтересовывает детей на занятиях хора.