Автор: Юркова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Фокинская СОШ (дошкольные группы)
Населённый пункт: село Фоки
Наименование материала: Развивающая игра
Тема: "Разноцветные прищепки"
Дата публикации: 25.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение детский сад с.Фоки
«Светлячок»
Обучающая и развивающая игра
«Разноцветные прищепки»
Воспитатель
Юркова Надежда Николаевна.
Пояснительная записка
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики
(гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности
- мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления
и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,
особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему
человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Но делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные
игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а
также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые
детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что
огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает
малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя
развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать
специально — у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца,
тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к
обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и
возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и
младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного
мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и
природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить
малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем
мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Занятия по данной программе
проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха,
следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления
информации — прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и
пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для
развития.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с
самого раннего возраста. В работе с детьми хорошо использовать деревянные игрушки,
пирамидки, каталки, матрешки, кубики и т.д. Эти игрушки экологически безопасны,
потому что делаются из натурального дерева. Они вызывают интерес у детей, так как яркие,
легкие и дети манипулируют различными действиями. Деревянные игрушки в большинстве
своем достаточно просты. Простота форм и четкость цвета помогает при изучении фигур и
запоминании цветов. Так же простота игрушки позволяет ребенку фантазировать,
придумывать свой вариант и в итоге развивает воображение.
Особенный интерес у малышей вызывают прищепки, выполненные из этого
замечательного материала. Использование прищепок — это развитие не только тонких
движений пальцев, но и речи. Детям нравится выполнять задания с прищепками. Их
привлекает необычность и новизна таких заданий. С помощью их и наших умелых ручек
можно создать различные изделия, применив фантазию и выделив время.
Игры и упражнения с прищепками имеют ещё одно немаловажное преимущество: играть с
ними можно как в группе, так и на прогулке. Использовать упражнения с прищепками
можно в различных видах деятельности и при различной форме организации детей. Игры с
прищепками доступны в работе с детьми самого раннего возраста. Прищепки,
приготовленные к работе должны иметь основные цвета (красный, синий, желтый,
зелёный).
Прищепки являются очень ценным материалом и для оформления координированного
взаимодействия обеих рук ребенка. Одна рука будет сжимать — разжимать прищепку, а
другая подносить нужный для выполнения работы материала. Прищепки еще называют
«детским эспандером», потому что для сжатия кончиков прищепки требуются
определенные усилие пальцев, от многократного сжатия мышц пальцы становятся сильнее,
мелкая моторика развивается очень эффективно. Из обычных прищепок можно вместе с
детьми создать целый сказочный мир! Сколько креативных, необычных идей уже
существует, а сколько еще можно придумать!
Обучающая и развивающая игра
«Разноцветные прищепки»
Цель:
-Научить ребенка самостоятельно прицеплять прищепки.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
-Воспитывать усидчивость, внимание детей.
- Учить детей правильно брать и открывать прищепку.
- умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
-Учить цвета.
-Познать окружающий мир.
Вариант первый
Для провидения этой игры понадобится разные картинки (солнце, ежик и т.д) и
прищепки. Даем ребенку готовую заготовку, где нарисован ёжик, солнце,
цветочек, тучка, и т.д. Ребёнку предлагается прицепить прищепки к рисункам по
тематике (то
есть лучики к солнцу, иголки к ежику и т.д). При этом можно
использовать стихи, потешки, поговорки.
Вариант второй
« Разноцветные стаканчики» Для этой игры понадобится стаканчики
разных цветов и разноцветные прищепки. Детям раздать стаканчики разного
цвета и предложить им сложить в стаканчики прищепки подходящие по цвету
или прицепить за края стаканчика.
Вариант третий
«Кто что ест» Для проведения этой игры нужны карточки с овощами и
прищепки с картинками животных. Детям предлагается к картинке с овощами
подобрать прищепку с картинкой животного, кто что ест (то есть к картинке
морковке прицепить прищепку с зайцем).
Вариант четвертый
«Кто где живет» Потребуются картинки с домиками для животных и
прищепки с картинками животных. Детям раздаются картинки с домиками и
предлагается к домикам подобрать того животного чей домик. (то есть к
картинке со скворечником прицепить прищепку с птичкой, будка – собака и
т.д). А также можно использовать стихи потешки и т.д.
Собака
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно, зубы берегут
Лягушонок:« Ква–ква!
Все сказали, все спросили!
Хорошо поговорили!
Бим - Бом, Тили - Бом,
Строим, строим новый дом.
В этом доме птица
Хочет поселиться.
Белка в шубке на меху,
Прыг, и с елки на ольху,
Ловко по деревьям скачет,
И в дубле орешки прячет
Анализ результатов диагностики « Разноцветные прищепки»
Количество детей - 14
Начало года
Конец года
Выше среднего уровня
6
9
Средний уровень
8
5
Ниже среднего
Анализ показывает положительную динамику в усвоении знаний, умений и
навыков. Подводя итоги проделанной работы по использованию
развивающей и обучающей игры « Разноцветные прищепки», можно сделать
вывод, что цель и задачи выполнены.