Напоминание

Методы обучения выразительному чтению в начальной школе


Автор: Алена Ивановна Жукова
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.п."Село Верхняя Эконь"
Населённый пункт: Россия, Хабаровский край, Комсомольский район, с.п."Село Верхняя Эконь"
Наименование материала: Статья
Тема: Методы обучения выразительному чтению в начальной школе
Дата публикации: 25.09.2025
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Введение: Значение выразительного чтения в формировании

читательской компетентности

Выразительное чтение, рассматриваемое как целенаправленное

воспроизведение текста с целью передачи его эмоционально-

смыслового содержания, играет ключевую роль в формировании

читательской компетентности младших школьников. В отличие от

механического воспроизведения, выразительное чтение предполагает

глубокое проникновение в замысел автора, осознание его идей и

чувств, а также умение передать это понимание слушателям с

помощью интонации, темпа, логических ударений и других средств

выразительности. Обучение выразительному чтению в начальной

школе – это не просто развитие навыков декламации, а важный этап

формирования осознанного читателя, способного не только понимать

текст, но и испытывать эмоциональный отклик на прочитанное,

устанавливать связь между текстом и собственным жизненным

опытом. Недооценка важности данного аспекта может привести к

тому, что ученики будут воспринимать чтение исключительно как

процесс декодирования символов, не вникая в суть произведения и не

получая от него эстетического удовольствия.

В современном образовательном процессе, ориентированном на

развитие личности, выразительное чтение рассматривается как

средство самовыражения, развития творческих способностей,

формирования коммуникативных навыков и эмоционального

интеллекта. Оно способствует развитию речи, обогащению

словарного запаса, формированию грамотности и культуры речи.

Школа, будучи ключевым институтом образования и воспитания,

должна активно внедрять эффективные методы обучения

выразительному чтению, учитывающие возрастные особенности

учащихся и направленные на развитие их читательской

компетентности в целом.

Цель и задачи статьи:

Целью настоящей статьи является анализ и систематизация методов

обучения выразительному чтению, применяемых в начальной школе.

Задачи включают:

1. Определение теоретико-методологических основ обучения

выразительному чтению на уровне начального общего

образования.

2. Описание и обоснование актуальности применения конкретных

методов и приемов.

3. Анализ этапов работы над выразительным чтением текста.

4. Оценка потенциальной эффективности и условий успешной

реализации.

Теоретико-методологические основы обучения выразительному

чтению в начальной школе

Обучение выразительному чтению в начальной школе должно

строиться на основе следующих теоретико-методологических

принципов:

Принцип осознанности: Выразительное чтение возможно

только при условии глубокого понимания текста, его содержания,

идеи, эмоционального настроя. Поэтому работа над

выразительностью начинается с анализа текста и осознания его

смысла.

Принцип эмоциональности: Выразительное чтение

предполагает наличие эмоционального отклика на прочитанное.

Ученик должен не только понимать, но и прочувствовать текст,

сопереживать героям, испытывать те же эмоции, что и автор.

Принцип активности: Обучение выразительному чтению

должно быть активным процессом, в котором ученик является не

просто слушателем, но и активным участником, самостоятельно

исследующим текст, анализирующим его и выражающим свое

понимание.

Принцип индивидуализации: Учитывая индивидуальные

особенности каждого ученика, его интересы, способности,

уровень развития речи, необходимо применять

дифференцированный подход к обучению выразительному

чтению.

Принцип наглядности: Использование наглядных материалов

(иллюстраций, видеофрагментов, аудиозаписей) помогает

создать эмоциональную атмосферу, облегчает понимание текста

и способствует развитию воображения.

Принцип систематичности и последовательности: Обучение

выразительному чтению должно быть систематическим и

последовательным процессом, состоящим из нескольких этапов,

каждый из которых направлен на развитие определенных

навыков и умений.

С учетом этих принципов, обучение выразительному чтению в

начальной школе направлено на достижение следующих результатов:

Формирование умения осознанно воспринимать и понимать

текст.

Развитие эмоционального отклика на прочитанное.

Овладение основными средствами выразительности речи

(интонация, темп, логическое ударение, паузы).

Формирование умения передавать эмоционально-смысловое

содержание текста слушателям.

Развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование

грамотности и культуры речи.

Развитие творческих способностей, самовыражения,

коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.

Методы и приемы обучения выразительному чтению

В практике начальной школы используются различные методы и

приемы обучения выразительному чтению, которые можно условно

разделить на несколько групп:

1. Методы анализа текста:

Эти методы направлены на формирование умения осознанно

воспринимать и понимать текст, выявлять его основную идею,

определять тему, характеризовать героев, понимать

эмоциональный настрой автора.

o

Чтение-размышление: Ученики читают текст небольшими

фрагментами, после каждого из которых обсуждают

прочитанное, отвечают на вопросы учителя, высказывают

свое мнение, делают выводы. Это помогает углубиться в

содержание текста и осознать его смысл.

o

Составление плана: Ученики составляют план текста,

выделяя основные смысловые части и определяя их

взаимосвязь. Это помогает структурировать текст и лучше

понять его логику.

o

Характеристика героев: Ученики характеризуют героев

произведения, описывают их внешность, поступки, чувства,

мотивы поведения. Это помогает понять взаимоотношения

между героями и идею произведения.

o

Определение темы и идеи: Ученики определяют тему и

идею произведения, формулируют основную мысль,

которую хотел донести автор. Это помогает осознать

смысл произведения и его значение.

o

Словарная работа: Объяснение значений незнакомых

слов и выражений, подбор синонимов и антонимов,

составление предложений с новыми словами. Это помогает

расширить словарный запас и улучшить понимание текста.

2. Методы развития выразительности речи:

Эти методы направлены на формирование умения использовать

различные средства выразительности речи для передачи

эмоционально-смыслового содержания текста.

o

Интонационное чтение: Ученики учатся изменять

интонацию голоса в зависимости от содержания текста,

использовать логические ударения, паузы, тон, тембр

голоса. Это помогает передать эмоциональный настрой

автора и сделать чтение более выразительным.

o

Чтение по ролям: Ученики читают текст по ролям,

имитируя голоса и манеру речи различных персонажей. Это

помогает лучше понять характеры героев и их

взаимоотношения.

o

Драматизация: Ученики инсценируют текст, разыгрывают

сценки из произведения. Это помогает прочувствовать

текст, сопереживать героям и передать их эмоции.

o

Работа с дикцией: Упражнения на развитие артикуляции,

правильное произношение звуков, слов и фраз. Это

помогает сделать речь более четкой и понятной.

o

Упражнения на развитие дыхания: Упражнения на

правильное дыхание помогают контролировать голос,

избегать усталости и делать речь более выразительной.

3. Методы развития творческих способностей:

Эти методы направлены на развитие воображения, фантазии,

творческого мышления и самовыражения.

o

Творческое пересказывание: Ученики пересказывают

текст от лица одного из героев, добавляют новые детали,

изменяют сюжет. Это помогает развить воображение и

творческое мышление.

o

Сочинение продолжения: Ученики придумывают

продолжение рассказа, развивают сюжетную линию,

добавляют новых персонажей. Это помогает развить

творческое мышление и писательские навыки.

o

Инсценировка: Ученики ставят спектакль по мотивам

прочитанного произведения. Это помогает развить

творческие способности, коммуникативные навыки и

умение работать в команде.

o

Создание иллюстраций: Ученики рисуют иллюстрации к

прочитанному произведению. Это помогает развить

воображение и визуальное мышление.

o

Сочинение стихотворений: Ученики сочиняют стихи по

мотивам прочитанного произведения. Это помогает развить

творческие способности и поэтический слух.

4. Игровые методы:

Игровые методы делают процесс обучения более

увлекательным и интересным, способствуют развитию

познавательной активности и эмоционального отклика на

прочитанное.

o

Игра “Актер”: Ученики по очереди читают отрывок из

текста, стараясь передать различные эмоции (радость,

грусть, удивление, страх).

o

Игра “Живые картинки”: Ученики инсценируют сценки из

произведения, создавая “живые картинки”.

o

Игра “Диктор”: Ученики читают текст, представляя себя

диктором радио или телевидения.

o

Игра “Режиссер”: Ученики выступают в роли режиссера и

дают указания “актерам”, как читать текст.

o

Игра “Угадай эмоцию”: Учитель читает текст с

определенной интонацией, а ученики угадывают, какую

эмоцию он передает.

Этапы работы над выразительным чтением текста

Работа над выразительным чтением текста в начальной школе

обычно включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап:

o

Знакомство с текстом: первичное чтение текста учителем

или хорошо читающим учеником.

o

Словарная работа: объяснение значений незнакомых слов

и выражений.

o

Общее впечатление о тексте: обсуждение темы, идеи,

жанра произведения.

2. Анализ текста:

o

Чтение-размышление: чтение текста небольшими

фрагментами с последующим обсуждением.

o

Составление плана: выделение основных смысловых

частей текста.

o

Характеристика героев: описание внешности, поступков,

чувств, мотивов поведения.

o

Определение темы и идеи: формулирование основной

мысли, которую хотел донести автор.

3. Подготовка к выразительному чтению:

o

Определение цели чтения: что ученик хочет передать

слушателям своим чтением.

o

Выбор интонации: определение логических ударений, пауз,

темпа, тона, тембра голоса.

o

Проба чтения: чтение текста вслух с использованием

выбранных средств выразительности.

4. Выразительное чтение:

o

Чтение текста вслух с передачей эмоционально-

смыслового содержания.

o

Оценивание чтения: обсуждение удачных и неудачных

моментов, рекомендации по улучшению выразительности.

Оценка потенциальной эффективности и условий успешной

реализации

Эффективность обучения выразительному чтению в начальной школе

зависит от ряда факторов:

Уровень подготовки педагога: Учитель должен обладать

высоким уровнем речевой культуры, знать методику обучения

выразительному чтению, уметь использовать различные методы

и приемы.

Выбор текстов: Тексты должны быть интересными и

доступными для понимания учащихся, соответствовать их

возрастным особенностям и уровню развития речи.

Создание благоприятной атмосферы: В классе должна быть

создана атмосфера доверия и поддержки, в которой ученики не

боятся ошибаться и проявлять свои эмоции.

Использование наглядных материалов: Иллюстрации,

видеофрагменты, аудиозаписи помогают создать

эмоциональную атмосферу и облегчают понимание текста.

Индивидуальный подход: Учитывая индивидуальные

особенности каждого ученика, необходимо применять

дифференцированный подход к обучению выразительному

чтению.

Сотрудничество с родителями: Родители должны

поддерживать интерес детей к чтению, помогать им в подготовке

к выразительному чтению, посещать школьные мероприятия.

Систематическая работа: Обучение выразительному чтению

должно быть систематическим и последовательным процессом,

а не разовыми мероприятиями.

При соблюдении этих условий обучение выразительному чтению в

начальной школе может стать эффективным средством

формирования читательской компетентности, развития речи,

творческих способностей и эмоционального интеллекта учащихся.

Оно способствует формированию осознанного читателя, способного

не только понимать текст, но и испытывать эмоциональный отклик на

прочитанное, устанавливать связь между текстом и собственным

жизненным опытом.

Заключение:

Обучение выразительному чтению в начальной школе является

важным этапом формирования читательской компетентности и

развития личности ученика. Эффективное использование

разнообразных методов и приемов, основанных на теоретико-

методологических принципах осознанности, эмоциональности,

активности, индивидуализации, наглядности, систематичности и

последовательности, позволяет не только научить детей правильно и

выразительно читать, но и сформировать у них любовь к чтению,

развить их творческие способности, коммуникативные навыки и

эмоциональный интеллект. Ключевым фактором успеха является

профессионализм учителя, создание благоприятной атмосферы в

классе и активное сотрудничество с родителями.



В раздел образования