Автор: Скворцова Ольга Григорьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ"Угранская СШ"
Населённый пункт: Смоленской обл. с Угра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открытый урок " Монгольская империя и изменение политической карты мира»"
Дата публикации: 25.09.2021
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока истории России в 6-м классе по теме
«Монгольская империя и изменение политической карты мира»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - познакомить с особенностями образования Монгольской империи; исследовать завоевательные походы Чингисхана;
оценить историческое наследие Монгольской империи.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII- XIV в.; объяснять причины возникновения
Монгольской империи; оценивать последствия монгольских завоеваний и историческое наследие Монгольской империи; применять
понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство; действия и поступки личностей в
историческом пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать
информацию из различных источников;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать
текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности;
Регулятивные: формировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои
действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решений учебной задачи;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом
конечного результата;
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать
материал учебника и дополнительный материал;
Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию России;
оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Ресурсы:
Учебник (Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., изд. «Просвещение», 2016 г.), видеоролик, раздаточный материал, карта «Русь в 12 –
начале 13 вв.» «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана», контурные карты, документ
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок.
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и мысленно
пожелаем удачи
II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Я хочу начать наш урок со стихотворения.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Исходя из темы, скажите,
1-что вы не знаете по этой теме,
2-что мы сегодня должны с вами узнать нового,
3-т.е. - каких целей достичь?
Таким образом, у нас сложился план урока:
1. Образование державы Чингисхана
2. Начало завоевательных походов Чингисхана
3. Начало монгольского нашествия на Русь - Битва на Калке
4. Историческое наследие Монгольской империи
5. О последствиях нашествия.
Мы определили круг вопросов для изучения. А теперь скажите, для
чего нам этот круг знаний, т.е. попробуем сформулировать
проблему нашего урока .
Определяют тему урока
Ответы детей, постановка целей:
1.Кто такие монголы?
2.Устройство государства монголов
3.начало монгольского нашествия
4.последствия нашествия монгол
Ответы детей ( помощь учителя)
- Какие последствия для различных стран и народов Европы имели монгольские
завоевания и образование Монгольской империи?.
Проблемный вопрос - Какие последствия для различных стран и
народов Европы имели монгольские завоевания и образование
Монгольской империи?
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний
Ребята, обратите внимание… у вас на рабочих местах
находится раздаточный материал – листы с групповыми заданиями,
с текстом документа, с индивидуальными заданиями, с заданиями
по контурным картам.
1.
Ознакомьтесь, пожалуйста
Задания по группам
1.Образование державы Чингисхана.
1-ая группа работает с текстом учебника (п 1 пар 15).
Читаете и отвечаете на вопрос, который обозначен на вашем
рабочем листе.
1. Образование державы Чингисхана. Какие факты
свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось
государство?
2-ая группа изучает документ и отвечает на свой вопрос.(Документ
находится на раздаточных листах)
2. В чем причины успехов монголо-татар
Беседа с классом
Вопросы к классу.
- Каковы были главные занятия монголов?
- Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые
племена?
- Когда полководец Темучин был провозглашен великим ханом?
- Какова была главная задача нового правителя?
- Какая система управления была принята в Монголии в н. 13 века?
- Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь
монголов?
- Как называлась столица нового государства, где она
располагалась?
- Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар
появилось государство?
Работа по группам:
Дети рассматривают материалы
Выступление групп
Ответы детей
Разделившись на 2 группы, изучите п. 2 параграфа 15
учебника и дополнительный материал, выполните задания и
ответьте на вопросы.
1 группа составляет психологический портрет Чингисхана
(характеризует его как человека и политического деятеля)
Вопросы к первой группе
- В каком году Чингисхан пришел к власти?
- Какими личностными качествами он обладал?
- Насколько была успешна политика Чингисхана?
- Какой путь он избрал для удовлетворения потребности
монголов в новых пастбищах? Почему?
- Опишите структуру монгольского общества и войска
2
группа
составляет
таблицу
«Первые
победы
монголов»
и
анализирует
причины
военных
успехов
монголов.
Дата
Событие
итоги
-
. Работа с картой и контурной картой
Работа с картой и контурной картой.
- Какие территории были завоеваны (стр. 8 учебника)
- Выполните задание по контурной карте:
1.Обозначьте границы державы Чингисхана к 1227г
2.Обозначьте столицу Монгольской империи Каракорум.
3.Обозначьте границы Руси.
4.Обозначьте место и год битвы на реке Калке.
Выступление детей
1 группа составляет психологический портрет Чингисхана (характеризует его
как человека и политического деятеля)
2 группа составляет таблицу «Первые победы монголов»
Дата
Направление
Итоги
1211-1215 гг.
Северокитайская империя
Цзинь
Завоевание
1216
Кочевые народы, жившие к
западу от монголов
Завоевание
1219-1221 гг
Средняя Азия , Персия
Завоевание
1223 г.
Поход монголо-татар на
половцев
31 мая 1223- Битва на реке
Кáлке
Первое военное
столкновение Руси с
монголо-татарами, в
котором объединенное
русско-половецкое войско
потерпело поражение
Вопрос к классу
В чем причины успехов монгольских завоеваний (походов)
Слово учителя.
.Битва на Калке.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Раздробленная на множество самостоятельных княжеств, страна
жила в обстановке бесконечных войн усобиц. Князья ссорились из-
за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились
и снова враждовали. А тем временем из восточных стран стали
приходить известия о появлении какого-то незнакомого
воинственного народа.
Основной вопрос, на который нам предстоит ответить на этом
этапе, - почему монголо-татары смогли покорить Русь,
находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Просмотр видеоролика
Вопросы к классу
1.Когда состоялась битва на Калке? Опишите ее.
- 2.Почему русские проиграли битву, несмотря на численное
превосходство?
- 3.Возможен ли был иной исход битвы?
- 4.Предположите, какие уроки должны были извлечь русские
князья после битвы на Калке.
Работа по группам
Ответы детей
Задание 1 группы ( на основе видеоролика) - Назовите причины
поражения русских.
Задание 2 группы ( на основе видеоролика) - Какие уроки русские
князья должны были вынести с этой военной неудачи.
Задания группам.
2.
. В результате завоевательной политики правителей Монгольской
империи была создана огромная Монгольская держава.
3.
- Ребята, монголы прошли огромный этап в своем развитии от
кочевого народа до империи, слух о завоеваниях которых
распространился по всему миру.
4.
В чем же состоит положительное и отрицательное влияние
монгольской империи на развитие народов Евразии.
5.
Работа в группах с учебником параграф 15 пункт 4 стр. 9-10
Выделите положительные и отрицательные последствия влияния
монгольской империи и распределите факты в таблицу
Решение ПРОБЛЕМЫ урока.
Проблемный вопрос - Какие последствия для различных стран и
народов Европы имели монгольские завоевания и образование
Монгольской империи?
Ответы ( запись в тетради)
1Причины поражения русских:
1.разобщённость русских войск и сил;
2.умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его
военачальников.
2.Какие уроки русские князья должны были вынести с этой военной
неудачи
1. Нельзя убивать послов.
2. Необходимо з знать тактику врага, чтобы не попасться в смертельную
ловушку.
3. Нельзя действовать разрозненно, надо объединять силы, готовить общее
военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться.
Работа в группах с учебником -параграф 15 пункт 4 стр. 9-10
Выделяют положительные и отрицательные последствия влияния монгольской
империи и распределяют факты в таблицу:
Работают в группах по выполнению задания и защищают свою точку зрения
IV. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления
уч-ся; провести коррекцию
Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные
слова в скобках.
«_________ племена монголов объединил ___________ ,
Записи в тетради:
получивший на __________, съезде монгольской знати, титул
_____________, что означает «хан, _________ как океан». Его
армия имела чѐткую ____________ и железную _____________.
Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти
тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой
казнь всего десятка. Монголы покорили _______________,
Китай. _________ спас тайфун, который получил название
__________ - «______________ ветер».
(Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию,
Темучжин, божественный, кочевые, камикадзе, великий,
Японию, курултае, дисциплину).
-Кто возглавил монголов?
-В чем была сила монгольского войска?
-В чем был недостаток организации русского войска?
Ответы детей
V Подведение итогов. Рефлексия
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Что было интересно на уроке?
Чему научились?
Что сегодняшний урок принёс для меня?
Выставление отметок за урок – рисование смайликов.
Ребята дают оценку своим знаниям.
VI Инструкция по выполнению дом. задания
Параграф 15. Ответить на вопросы, работать с документом
(базовый уровень) -***Составьте список правителей Европы и
Азии, которые были современниками Чингисхана. *** напишите
сочинение – эссе «Судьба Чингисхана» (продвинутый уровень)
Воспринимают задание, уточняют, на каком уровне они будут выполнять д/з