Напоминание

Создание кейсов для классных руководителей


Автор: Беляева Ирина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №82"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Создание кейсов для классных руководителей
Дата публикации: 25.07.2025
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ КЕЙСОВ

ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

Введение

В

современных

условиях

образовательной

деятельности

классный руководитель сталкивается с множеством педагогических,

психологических

и

организационных

задач.

Эффективным

инструментом для их решения является кейс-метод, который позволяет

моделировать реальные ситуации и находить оптимальные способы их

разрешения.

Кейсы

для

классных

руководителей

представляют

собой

структурированные

описания

проблемных

ситуаций,

связанных

с

воспитательной работой, взаимодействием с учениками, родителями и

коллегами.

Они

направлены

на

развитие

аналитических,

коммуникативных и управленческих компетенций педагога.

Данная методическая разработка раскрывает принципы создания,

структуру

и

практическое

применение

кейсов

в

работе

классного

руководителя.

1.

Теоретические

основы

кейс-метода

в

деятельности

классного руководителя

1.1. Понятие и функции педагогического кейса

Кейс

(case-study)

это

метод

анализа

реальных

или

смоделированных ситуаций, требующих поиска решений. В работе

классного руководителя он выполняет следующие функции:

Обучающая

помогает

осваивать

новые

стратегии

взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Диагностическая

выявляет

уровень

профессиональных

компетенций педагога.

Развивающая

способствует

формированию

критического

мышления и креативного подхода к решению проблем.

1.2. Классификация кейсов

В зависимости от целей использования кейсы можно разделить

на:

Проблемные

содержат

описание

конфликтной

или

нестандартной ситуации без готового решения.

Обучающие – включают не только описание проблемы, но и

варианты ее решения с анализом эффективности.

Исследовательские

направлены

на

глубокий

анализ

педагогического явления (например, буллинг в классе).

По форме представления кейсы бывают:

Текстовые – детальное описание ситуации.

Мультимедийные

с

использованием

видео,

аудио

или

инфографики.

Комбинированные – сочетают текст и визуальные элементы.

2. Алгоритм создания кейса для классного руководителя

2.1. Определение цели и целевой аудитории

Перед разработкой кейса необходимо ответить на вопросы:

Какие компетенции должен развить данный кейс? (например,

управление конфликтами, работа с трудными подростками).

Для

кого

он

предназначен?

(начинающие

педагоги,

опытные

классные руководители).

2.2. Сбор и анализ информации

Кейс должен основываться на реальных ситуациях, с которыми

сталкиваются классные руководители. Источниками могут быть:

личный педагогический опыт;

наблюдения за работой коллег;

психолого-педагогическая литература.

2.3. Структурирование кейса

Стандартная структура включает:

Заголовок – краткое название проблемы.

Описание

ситуации

детализированный

контекст

(характеристики класса, участников, предыстория).

Проблемный вопрос – ключевая задача, которую необходимо

решить.

Дополнительные

материалы

(если

требуются)

цитаты,

выдержки из документов, статистика.

2.4. Формулировка заданий для анализа

Вопросы должны стимулировать критическое мышление и поиск

решений. Примеры:

Какие

ошибки

допустил

классный

руководитель

в

данной

ситуации?

Какие стратегии взаимодействия с родителями можно применить?

Как предотвратить подобные ситуации в будущем?

3. Примеры кейсов для классных руководителей

Кейс 1: Конфликт между учениками

Ситуация: В 8-м классе два ученика постоянно спорят, что мешает

проведению уроков. Один из них агрессивно реагирует на замечания.

Вопросы для анализа:

Как классному руководителю вмешаться в конфликт?

Какие

методы

профилактики

агрессии

у

подростков

можно

использовать?

Как привлечь родителей к решению проблемы?

Кейс 2: Низкая успеваемость класса

Ситуария: В 10-м классе резко упала мотивация к учебе. Ученики

пропускают занятия, не выполняют домашние задания.

Вопросы для анализа:

Какие

диагностические

методики

помогут

выявить

причины

снижения мотивации?

Как организовать сотрудничество с учителями-предметниками?

Какие внеучебные мероприятия могут повысить вовлеченность

класса?

4. Методика работы с кейсами

4.1. Индивидуальный анализ

Педагог

самостоятельно

изучает

кейс,

фиксирует

возможные

решения и аргументирует свою позицию.

4.2. Групповое обсуждение

На

педсоветах

или

методических

семинарах

классные

руководители:

обсуждают предложенные варианты решений;

сравнивают эффективность разных подходов;

корректируют свои педагогические стратегии.

4.3. Ролевые игры

Моделирование ситуации с распределением ролей (классный

руководитель,

ученик,

родитель)

позволяет

отработать

коммуникативные навыки.

5. Критерии оценки эффективности кейсов

Качественный

кейс

должен

соответствовать

следующим

требованиям:

Актуальность

отражает

реальные

проблемы

классного

руководства.

Практическая значимость – дает конкретные инструменты для

работы.

Динамичность – побуждает к активному поиску решений.

Достоверность

основан

на

реальных

педагогических

ситуациях.

Заключение

Использование

кейсов

в

работе

классного

руководителя

способствует

развитию

профессиональной

рефлексии,

повышению

коммуникативной компетентности и поиску нестандартных решений.

Для максимальной эффективности кейсы должны:

быть приближены к реальным условиям работы;

содержать четкие проблемные вопросы;

использоваться

в

сочетании

с

другими

активными

методами

обучения (дискуссиями, тренингами).

Систематическое применение кейс-метода позволит классным

руководителям

успешно

справляться

с

вызовами

современной

образовательной среды.



В раздел образования