Напоминание

«С куклами возиться – бытию учиться» (изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы)


Автор: Климова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Разметелевская СОШ"
Населённый пункт: д. Разметелево, Ленинградская область
Наименование материала: Мастер-класс для родителей и воспитанников младшего дошкольного возраста
Тема: «С куклами возиться – бытию учиться» (изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы)
Дата публикации: 25.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

для родителей и воспитанников младшего дошкольного возраста

«С куклами возиться – бытию учиться»

(изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы)

Место проведения: помещение группы.

Участники «Мастер-класса»: родители и воспитанники группы младшего дошкольного

возраста.

Цель мастер-класса:

ознакомить родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров

своими руками для стимуляции речевого развития детей.

Задачи:

обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук

развивать заинтересованность родителей в решении вопросов развития детей

создать

условия

для

укрепления

сотрудничества

между

дошкольным

образовательным учреждением и семьей для развития творческих способностей

детей и родителей

Предварительная работа:

организация

пространства

для

проведения

«Мастер-класса»

(музыкальное

сопровождения, демонстративные картинки «Тряпичные куклы»)

подготовка образцов материалов

составление конспекта, подбор необходимого методического материала

организация родителей для участия в «Мастер-классе»

Ход мастер-класса.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на мастер-

классе «С куклами возиться – бытию учиться» по изготовлению русской народной

тряпичной куклы Хороводницы».

Как вы думаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Как вы думаете, на что влияет развитие мелкой моторики рук? (высказывание

родителей).

Как известно, уровень развития речи напрямую связан с координацией движений

рук, особенно пальцев. Если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь обычно

развивается в пределах нормы. Однако если развитие пальцев отстаёт, это может

замедлить речевое развитие, даже если общая моторика остаётся в норме или превышает

её. Исследования подтверждают, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны, и их

развитие происходит параллельно. Речь совершенствуется под влиянием кинетических

импульсов от рук, точнее – от пальцев. Поэтому важно уделять внимание развитию

пальцев рук, чтобы обеспечить полноценное речевое развитие ребёнка.

Развитие мелкой моторики рук оказывает влияние не только на речь, но и на

развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.

Предлагаем вам ознакомиться с нестандартной игрушкой – русской народной

тряпичной куклой, которую можно использовать в качестве тренажера для упражнений и

игр по развитию мелкой моторики рук.

(демонстрация куклы Хороводницы)

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить

Куклы играли важную роль в жизни русских крестьян, проникая в самые её уголки.

Это были не просто игрушки, а символы, передающие культурные традиции и духовные

ценности. Мамы, сёстры и бабушки шили кукол для детей, находя на это время, несмотря

на свои хозяйственные заботы.

Создание кукол было не просто ручным трудом, а ритуалом, в который вкладывали

душу. Эти игрушки могли служить оберегами, защищая детей от злых духов и болезней.

Например, куклы-мотанки, сделанные из тряпок и наполненные зерном, воплощали

благополучие и плодородие.

Девочек приобщали к этому искусству с раннего возраста. Уже с пяти лет они

могли создать простую тряпичную куклу из доступных материалов: лоскутков ткани,

ниток, ленточек и зерна. Некоторые начинали осваивать это мастерство даже с трёх лет,

наблюдая за старшими и участвуя в процессе.

Изготовление кукол развивало терпение, внимательность и навыки работы руками.

Эти игрушки становились для девочек первыми друзьями, с которыми можно было

играть, рассказывать истории и делиться секретами.

Куклы были неотъемлемой частью праздников и обрядов. На свадьбах, крестинах и

других торжествах их использовали в ритуалах, символизирующих счастье, любовь и

благополучие.

(демонстрация куклы Хороводницы)

Мы приглашаем вас погрузиться в увлекательное прошлое и познакомиться с

одной из самых ярких и традиционных русских народных игрушек — тряпичной куклой

«Хороводница».

Русская народная кукла «Хороводница» — яркая и забавная игрушка, которая

символизирует радость, движение и круговорот жизни. Она часто использовалась в

детских играх, особенно в хороводах и народных праздниках. Ее легко сделать своими

руками. Рекомендуется создать пару кукол — одну для левой руки, другую для правой.

Если ваш ребенок еще мал для участия, вы можете сделать куклу самостоятельно, как

игрушку.

«Хороводница» — это не только развлечение, но и своеобразный тренажер. Чтобы

кукла ожила и закружилась в танце, нужно быстро вращать палочку, на которую она

прикреплена. Это движение готовило девичьи руки к работе пряхи.

В настоящее время ручная обработка шерсти утратила свою актуальность. Тем не

менее, развитие мелкой моторики, координации и ловкости пальцев сохраняет свою

значимость.

Самодельные игрушки для развития мелкой моторики вызывают у детей больший

интерес своей доступностью, понятностью и увлекательностью по сравнению с

промышленными аналогами. Они вызывают больше эмоций, что делает процесс обучения

более увлекательным и эффективным.

(демонстрация куклы Хороводницы)

Куклу Хороводницу можно еще использовать в качестве декоративного элемента

при оформлении домашнего уюта.

Мы приглашаем вас и ваших детей погрузиться в увлекательный творческий

процесс создания тряпичной куклы «Хороводница».

Почему «Хороводница» важна?

«Хороводница» не только забавная игрушка, но и важный элемент русской

народной культуры. Ее изготовление и игра с ней развивают у детей мелкую моторику,

творческое мышление, понимание традиций.

Как сделать народную тряпичную куклу Хороводницу своими руками?

Для изготовления «Хороводницы» нам понадобятся:

Старые ткани (лучше всего использовать натуральные материалы, такие как лен

или хлопок)

Нитки и иголка

Ножницы

Наполнитель (можно использовать вату, синтепон или крупу)

Палочка для крепления куклы

Процесс изготовления:

За основу куклы берем достаточно равную и длинную палочку. У нас

использованы шпажки.

Делаем голову кукле Хороводнице.

На конец палочки наматываем вату, ветошь или синтепон. Так как шпажки острые

с одного конца, мы отрезаем острый край ножницами и именно с этой стороны делаем

голову тряпичной куклы.

Для юбочки куклы у нас приготовлены два круга диаметром 19 и 21 см. Лучше

использовать для юбки легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. У верхнего круга,

который меньше по диаметру, найдите середину и отметьте ее ручкой, сложите два круга

вместе.

Оденьте круги на голову кукле Хороводнице, совместив отмеченный центр круга с

центром головы. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу.

Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани (10х20 см)

Подверните края и сделайте ручки.

Оденьте рубашку на голову Хороводнице, подверните ткань таким образом, чтобы

лицо куклы было ровным, а с боков получились два рукава. Завяжите ниткой под шеей.

Сформируйте ручки. Закрепите ручки нитками.

Тесьма для повойника и платок.

Сверху на голову оденьте платок (треугольник 17х17 см) и завяжите его сзади.

И вот она – кукла Хороводница.

А теперь предлагаю вам с детьми выполнить несколько упражнений на развитие

моторики рук с это замечательной куклой-тренажером.

(демонстрация упражнений)

У ребенка может не получиться крутить двух кукол Хороводниц одновременно

левой и правой рукой (возможно, не получится сразу и у вас) Лучше начинать с одной

куклы. Вращайте ее сначала правой рукой, а когда начнёт получаться, попробуйте левой.

Если совсем не получается вращать одной рукой, то пусть ваш ребенок крутит

Хороводницу, поместив палочку между двух ладоней, совершая движение, как будто

потирает руки. В любом случае палочка должна крутиться, и Хороводница вместе с ней.

Куклу «Хороводницу» можно использовать для различных игр:

хоровод: Наденьте куклу на палочку и устройте хоровод вокруг дерева или столба.

танцы: «Оживите» куклу, быстро вращая палочку, и наблюдайте, как она кружится

в пляске.

ролевые игры: Создайте с ребенком сюжетные игры, в которых «Хороводница»

будет участвовать вместе с другими куклами.

Такие упражнения и игры очень полезны для девочек и мальчиков, так как

заставляют ручки работать и развивать речевые центры ребенка.

Заключение

Создание и игра с тряпичной куклой «Хороводница» — это не просто

увлекательное занятие, а настоящий ключ к развитию творческих способностей и

культурного кругозора вашего ребенка. Это не только возможность провести время

вместе, но и глубокое погружение в традиции и обычаи, которые формируют наше

культурное наследие.

Мастер-класс мы завершаем словами великого педагога Василия Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, тянутся тончайшие нити — ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее и богаче становится ребенок». Эти слова

напоминают нам о важности развития мелкой моторики и творческого мышления с самого

раннего возраста.

Создание тряпичной куклы «Хороводница» — это не просто игра, это шаг к

раскрытию потенциала вашего ребенка, его интеллектуальному и эмоциональному

развитию.

Желаем всем творческих успехов.



В раздел образования