Автор: Климова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Разметелевская СОШ"
Населённый пункт: д. Разметелево, Ленинградская область
Наименование материала: Мастер-класс для родителей и воспитанников младшего дошкольного возраста
Тема: «С куклами возиться – бытию учиться» (изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы)
Дата публикации: 25.06.2025
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
для родителей и воспитанников младшего дошкольного возраста
«С куклами возиться – бытию учиться»
(изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы)
Место проведения: помещение группы.
Участники «Мастер-класса»: родители и воспитанники группы младшего дошкольного
возраста.
Цель мастер-класса:
ознакомить родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров
своими руками для стимуляции речевого развития детей.
Задачи:
обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук
развивать заинтересованность родителей в решении вопросов развития детей
создать
условия
для
укрепления
сотрудничества
между
дошкольным
образовательным учреждением и семьей для развития творческих способностей
детей и родителей
Предварительная работа:
организация
пространства
для
проведения
«Мастер-класса»
(музыкальное
сопровождения, демонстративные картинки «Тряпичные куклы»)
подготовка образцов материалов
составление конспекта, подбор необходимого методического материала
организация родителей для участия в «Мастер-классе»
Ход мастер-класса.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на мастер-
классе «С куклами возиться – бытию учиться» по изготовлению русской народной
тряпичной куклы Хороводницы».
Как вы думаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.
Как вы думаете, на что влияет развитие мелкой моторики рук? (высказывание
родителей).
Как известно, уровень развития речи напрямую связан с координацией движений
рук, особенно пальцев. Если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь обычно
развивается в пределах нормы. Однако если развитие пальцев отстаёт, это может
замедлить речевое развитие, даже если общая моторика остаётся в норме или превышает
её. Исследования подтверждают, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны, и их
развитие происходит параллельно. Речь совершенствуется под влиянием кинетических
импульсов от рук, точнее – от пальцев. Поэтому важно уделять внимание развитию
пальцев рук, чтобы обеспечить полноценное речевое развитие ребёнка.
Развитие мелкой моторики рук оказывает влияние не только на речь, но и на
развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.
Предлагаем вам ознакомиться с нестандартной игрушкой – русской народной
тряпичной куклой, которую можно использовать в качестве тренажера для упражнений и
игр по развитию мелкой моторики рук.
(демонстрация куклы Хороводницы)
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить
Куклы играли важную роль в жизни русских крестьян, проникая в самые её уголки.
Это были не просто игрушки, а символы, передающие культурные традиции и духовные
ценности. Мамы, сёстры и бабушки шили кукол для детей, находя на это время, несмотря
на свои хозяйственные заботы.
Создание кукол было не просто ручным трудом, а ритуалом, в который вкладывали
душу. Эти игрушки могли служить оберегами, защищая детей от злых духов и болезней.
Например, куклы-мотанки, сделанные из тряпок и наполненные зерном, воплощали
благополучие и плодородие.
Девочек приобщали к этому искусству с раннего возраста. Уже с пяти лет они
могли создать простую тряпичную куклу из доступных материалов: лоскутков ткани,
ниток, ленточек и зерна. Некоторые начинали осваивать это мастерство даже с трёх лет,
наблюдая за старшими и участвуя в процессе.
Изготовление кукол развивало терпение, внимательность и навыки работы руками.
Эти игрушки становились для девочек первыми друзьями, с которыми можно было
играть, рассказывать истории и делиться секретами.
Куклы были неотъемлемой частью праздников и обрядов. На свадьбах, крестинах и
других торжествах их использовали в ритуалах, символизирующих счастье, любовь и
благополучие.
(демонстрация куклы Хороводницы)
Мы приглашаем вас погрузиться в увлекательное прошлое и познакомиться с
одной из самых ярких и традиционных русских народных игрушек — тряпичной куклой
«Хороводница».
Русская народная кукла «Хороводница» — яркая и забавная игрушка, которая
символизирует радость, движение и круговорот жизни. Она часто использовалась в
детских играх, особенно в хороводах и народных праздниках. Ее легко сделать своими
руками. Рекомендуется создать пару кукол — одну для левой руки, другую для правой.
Если ваш ребенок еще мал для участия, вы можете сделать куклу самостоятельно, как
игрушку.
«Хороводница» — это не только развлечение, но и своеобразный тренажер. Чтобы
кукла ожила и закружилась в танце, нужно быстро вращать палочку, на которую она
прикреплена. Это движение готовило девичьи руки к работе пряхи.
В настоящее время ручная обработка шерсти утратила свою актуальность. Тем не
менее, развитие мелкой моторики, координации и ловкости пальцев сохраняет свою
значимость.
Самодельные игрушки для развития мелкой моторики вызывают у детей больший
интерес своей доступностью, понятностью и увлекательностью по сравнению с
промышленными аналогами. Они вызывают больше эмоций, что делает процесс обучения
более увлекательным и эффективным.
(демонстрация куклы Хороводницы)
Куклу Хороводницу можно еще использовать в качестве декоративного элемента
при оформлении домашнего уюта.
Мы приглашаем вас и ваших детей погрузиться в увлекательный творческий
процесс создания тряпичной куклы «Хороводница».
Почему «Хороводница» важна?
«Хороводница» не только забавная игрушка, но и важный элемент русской
народной культуры. Ее изготовление и игра с ней развивают у детей мелкую моторику,
творческое мышление, понимание традиций.
Как сделать народную тряпичную куклу Хороводницу своими руками?
Для изготовления «Хороводницы» нам понадобятся:
Старые ткани (лучше всего использовать натуральные материалы, такие как лен
или хлопок)
Нитки и иголка
Ножницы
Наполнитель (можно использовать вату, синтепон или крупу)
Палочка для крепления куклы
Процесс изготовления:
За основу куклы берем достаточно равную и длинную палочку. У нас
использованы шпажки.
Делаем голову кукле Хороводнице.
На конец палочки наматываем вату, ветошь или синтепон. Так как шпажки острые
с одного конца, мы отрезаем острый край ножницами и именно с этой стороны делаем
голову тряпичной куклы.
Для юбочки куклы у нас приготовлены два круга диаметром 19 и 21 см. Лучше
использовать для юбки легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. У верхнего круга,
который меньше по диаметру, найдите середину и отметьте ее ручкой, сложите два круга
вместе.
Оденьте круги на голову кукле Хороводнице, совместив отмеченный центр круга с
центром головы. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу.
Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани (10х20 см)
Подверните края и сделайте ручки.
Оденьте рубашку на голову Хороводнице, подверните ткань таким образом, чтобы
лицо куклы было ровным, а с боков получились два рукава. Завяжите ниткой под шеей.
Сформируйте ручки. Закрепите ручки нитками.
Тесьма для повойника и платок.
Сверху на голову оденьте платок (треугольник 17х17 см) и завяжите его сзади.
И вот она – кукла Хороводница.
А теперь предлагаю вам с детьми выполнить несколько упражнений на развитие
моторики рук с это замечательной куклой-тренажером.
(демонстрация упражнений)
У ребенка может не получиться крутить двух кукол Хороводниц одновременно
левой и правой рукой (возможно, не получится сразу и у вас) Лучше начинать с одной
куклы. Вращайте ее сначала правой рукой, а когда начнёт получаться, попробуйте левой.
Если совсем не получается вращать одной рукой, то пусть ваш ребенок крутит
Хороводницу, поместив палочку между двух ладоней, совершая движение, как будто
потирает руки. В любом случае палочка должна крутиться, и Хороводница вместе с ней.
Куклу «Хороводницу» можно использовать для различных игр:
хоровод: Наденьте куклу на палочку и устройте хоровод вокруг дерева или столба.
танцы: «Оживите» куклу, быстро вращая палочку, и наблюдайте, как она кружится
в пляске.
ролевые игры: Создайте с ребенком сюжетные игры, в которых «Хороводница»
будет участвовать вместе с другими куклами.
Такие упражнения и игры очень полезны для девочек и мальчиков, так как
заставляют ручки работать и развивать речевые центры ребенка.
Заключение
Создание и игра с тряпичной куклой «Хороводница» — это не просто
увлекательное занятие, а настоящий ключ к развитию творческих способностей и
культурного кругозора вашего ребенка. Это не только возможность провести время
вместе, но и глубокое погружение в традиции и обычаи, которые формируют наше
культурное наследие.
Мастер-класс мы завершаем словами великого педагога Василия Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, тянутся тончайшие нити — ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее и богаче становится ребенок». Эти слова
напоминают нам о важности развития мелкой моторики и творческого мышления с самого
раннего возраста.
Создание тряпичной куклы «Хороводница» — это не просто игра, это шаг к
раскрытию потенциала вашего ребенка, его интеллектуальному и эмоциональному
развитию.
Желаем всем творческих успехов.