Напоминание

Сказкотерапия в раннем возрасте


Авторы: Новикова Татьяна Михайловна, Татьяна Михайловна Новикова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 428
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия в раннем возрасте
Дата публикации: 25.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: НАУЧНО-

ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Введение

Сказкотерапия

представляет

собой

метод

психолого-

педагогического воздействия, основанный на использовании сказочных

narratives для коррекции эмоциональных, поведенческих и когнитивных

особенностей

детей.

В

раннем

возрасте

(1–5

лет)

данный

метод

приобретает особую значимость в связи с высокой восприимчивостью

ребенка

к

образному

повествованию

и

его

способностью

к

символическому усвоению социальных норм.

Цель данной статьи – рассмотреть механизмы сказкотерапии, ее

влияние

на

развитие

детей

раннего

возраста

и

предложить

практические рекомендации для педагогов и родителей.

Теоретические основы сказкотерапии

Определение и ключевые принципы

Сказкотерапия – это направление арт-терапии, использующее

дидактический

и

терапевтический

потенциал

сказок

для

решения

психологических

и

педагогических

задач.

В

основе

метода

лежат

следующие принципы:

Проективность – ребенок идентифицирует себя с персонажами,

проецируя собственные переживания на сказочный сюжет.

Символизм

метафоричность

сказки

позволяет

мягко

транслировать сложные понятия (добро, зло, справедливость).

Безопасность – опосредованное восприятие конфликта снижает

травматичность коррекционного воздействия.

Психологические механизмы воздействия

Сказкотерапия активирует несколько психологических процессов:

Катарсис – эмоциональное отреагирование через сопереживание

героям.

Идентификация

усвоение

моделей

поведения

через

ассоциацию с положительными персонажами.

Рефлексия – формирование способности анализировать поступки

героев и переносить выводы на реальные ситуации.

Возрастные особенности восприятия сказок

Ранний

возраст

характеризуется

спецификой

когнитивного

и

эмоционального развития, что определяет выбор сказок и методик

работы с ними.

1–3 года

Доминирует

наглядно-действенное

мышление,

поэтому

предпочтительны

простые сюжеты

с

повторяющимися элементами

("Колобок", "Репка").

Важен эмоциональный контакт – сказка должна рассказываться с

выразительной интонацией, дополняться тактильными и визуальными

стимулами (игрушки, картинки).

3–5 лет

Развивается

образное

мышление,

появляется

способность

к

анализу сюжета.

Эффективны

сказки

с

моральной

дилеммой

("Гуси-лебеди",

"Теремок"), позволяющие обсуждать последствия действий героев.

Методы сказкотерапии в работе с детьми

1. Чтение и обсуждение

Классический метод, предполагающий:

Выбор сказки в соответствии с актуальной проблемой (страхи,

агрессия, адаптация).

Обсуждение через наводящие вопросы: "Почему герой поступил

так?", "Как можно было сделать иначе?"

2. Сочинение сказок

Творческий метод, развивающий воображение и позволяющий

выявить скрытые переживания ребенка. Варианты:

Совместное

придумывание

(взрослый

начинает,

ребенок

продолжает).

Метод

"сказки

по

заданным

параметрам"

(предлагаются

персонажи и проблема).

3. Драматизация

Инсценировка сказки способствует:

Эмоциональной

разрядке

(проигрывание

страхов

или

конфликтов).

Развитию

коммуникативных

навыков

(распределение

ролей,

диалоги).

Практическое применение сказкотерапии

Коррекция страхов

Для

работы

с

тревожностью

используются сказки,

где

герой

преодолевает

пугающие

обстоятельства

("Крошечка-Хаврошечка").

Акцент

делается

на

ресурсности

персонажа

его

смелости,

находчивости.

Формирование социальных навыков

Сказки с ярко выраженной моралью ("Зайкина избушка") помогают

усвоить нормы поведения:

Эмпатия (сопереживание обиженному персонажу).

Справедливость (наказание отрицательного героя).

Адаптация к новым условиям

При поступлении в детский сад эффективны сказки про разлуку и

возвращение ("Маша и медведь"), снижающие сепарационную тревогу.

Рекомендации для родителей и педагогов

Соответствие

возрасту

текст

должен

быть

понятным,

без

сложных абстракций.

Систематичность

регулярное

чтение

усиливает

терапевтический эффект.

Опора на визуализацию – использование иллюстраций или кукол

для усиления вовлеченности.

Отказ от прямых нравоучений – мораль должна вытекать из

сюжета, а не навязываться.

Заключение

Сказкотерапия

в

раннем

возрасте

является

эффективным

инструментом

эмоционально-личностного

развития,

сочетающим

мягкость

воздействия

и

глубину

коррекционного

потенциала.

Грамотное применение методов сказкотерапии позволяет не только

решать

поведенческие

проблемы,

но

и

формировать

базовые

нравственные ориентиры, что делает ее незаменимым элементом

дошкольного воспитания.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение

долгосрочных

эффектов

сказкотерапии,

а

также

ее

интеграции

с

другими психолого-педагогическими методиками.



В раздел образования