Напоминание

"Современный малыш.Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации"


Автор: Стафеева Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР № 20
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современный малыш.Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации"
Дата публикации: 24.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«

Современный малыш. Проблемы

воспитания и формирования социальной

адаптации»

Как правильно воспитывать ребенка, в настоящее время? Мы педагоги в своей

непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми

проблемами обучения и воспитания детей.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой,

каким был его сверстник несколько десятилетий назад. и не потому, что изменилась

природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально

изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей,

воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным

психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и

подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед

поступлением в школу ( в подготовительной группе детского сада) сейчас

переживают младшие школьники (в 7-8 лет). а это влечет за собой пересмотр методов

обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя

годами позже, а мальчики – четырмя. В настоящее время дети растут и развиваются в

условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они

сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все

технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.

Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные

ролики и новинки кинематогрофа. Как влияет технический прогресс на психику

ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений

"нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:

развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный,

импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически

запущенный, воспитываемый гаджетами.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят

сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все

происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и

мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в

недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном

взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под

которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии

мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в

связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого

развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный

ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу.

Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего

относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и

"Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По

данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в

неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о

влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое

явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на

успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваювающих программу

обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии,

рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном

движени, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать

сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым

сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на

которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном

пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих,

ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители

нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для

дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-

способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены

на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя

современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с

телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так

же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает

чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество:

дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура

детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серъезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного

ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников

6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину игра не

достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация,

обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками.

Результат – снижение показателей готовности к оьучениюю в начальной школе.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного

ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей

на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской

самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся

антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля

поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть.

иследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных

неудач", происходящего вследствии переживания детьми родительских проблем в

семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Обобщив фундоментальные исследования последних лет, академик Д.И.

Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;

- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

– уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение

произвольности и мотивационно-потребности сферы;

- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость

внутреннего плана действий;

- недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических

навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих

мозговых стрруктур, в том числе отвечающих за произвольность;

– значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в

принятии решений;

- рост "экранной" зависимости;

- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества,

растерянности, неверия в себя;

- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;

- снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема

рабочей памяти у подростков;

- астенизация телосложения и снижение мышечной силы;

- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;

Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация

проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все

более выраженными.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в

которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит

в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению,

основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате

страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности,

становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится

сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками,

сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач,

проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство,

развивает собственное воображение и творческие способности. Где он

экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учитс выстраивать отношения с людьми,

сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается

заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и

физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи

важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и

психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый,

пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и

сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.

Список литературы:

Современное дошкольное образование С Горлова, Н. А. Современные

дошкольники: какие они? // Обруч С Грэй, Дж. Дети с небес. Искусство

позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества,

отзывчивость и уверенность в себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. М.: ООО

Издательский дом «София», с. 4. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и

произвольность у современных дошкольников: Электронная библиотека

МГППУ:

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

5.

Солнцева,

О.В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей/

О.В.Солнцева. СПб.: Речь; М.: Сфера, с. Фельдштейн, Д.И. Глубинные

изменения

современного

детства

и

обусловленная

ими

актуализация

психолого-педагогических проблем развития образования [Электронный

ресурс]. Режим доступа:



В раздел образования