Автор: Стафеева Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР № 20
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современный малыш.Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации"
Дата публикации: 24.10.2025
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
«
Современный малыш. Проблемы
воспитания и формирования социальной
адаптации»
Как правильно воспитывать ребенка, в настоящее время? Мы педагоги в своей
непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми
проблемами обучения и воспитания детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой,
каким был его сверстник несколько десятилетий назад. и не потому, что изменилась
природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально
изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей,
воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным
психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и
подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед
поступлением в школу ( в подготовительной группе детского сада) сейчас
переживают младшие школьники (в 7-8 лет). а это влечет за собой пересмотр методов
обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя
годами позже, а мальчики – четырмя. В настоящее время дети растут и развиваются в
условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они
сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все
технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.
Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные
ролики и новинки кинематогрофа. Как влияет технический прогресс на психику
ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений
"нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:
развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный,
импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически
запущенный, воспитываемый гаджетами.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят
сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все
происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и
мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в
недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном
взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под
которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии
мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в
связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого
развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный
ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу.
Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего
относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и
"Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По
данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в
неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о
влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое
явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на
успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваювающих программу
обучения.
Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии,
рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном
движени, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать
сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым
сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на
которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном
пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих,
ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители
нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для
дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-
способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены
на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя
современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с
телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так
же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает
чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество:
дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура
детства как основное условие развития личности ребенка искажена.
Серъезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного
ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников
6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину игра не
достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация,
обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками.
Результат – снижение показателей готовности к оьучениюю в начальной школе.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного
ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей
на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской
самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся
антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля
поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть.
иследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных
неудач", происходящего вследствии переживания детьми родительских проблем в
семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.
Обобщив фундоментальные исследования последних лет, академик Д.И.
Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
– уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение
произвольности и мотивационно-потребности сферы;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость
внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических
навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих
мозговых стрруктур, в том числе отвечающих за произвольность;
– значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в
принятии решений;
- рост "экранной" зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества,
растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема
рабочей памяти у подростков;
- астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация
проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все
более выраженными.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в
которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит
в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению,
основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате
страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности,
становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится
сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками,
сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач,
проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство,
развивает собственное воображение и творческие способности. Где он
экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учитс выстраивать отношения с людьми,
сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается
заботиться о других.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и
физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи
важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и
психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый,
пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и
сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.
Список литературы:
Современное дошкольное образование С Горлова, Н. А. Современные
дошкольники: какие они? // Обруч С Грэй, Дж. Дети с небес. Искусство
позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества,
отзывчивость и уверенность в себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. М.: ООО
Издательский дом «София», с. 4. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и
произвольность у современных дошкольников: Электронная библиотека
МГППУ:
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
5.
Солнцева,
О.В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей/
О.В.Солнцева. СПб.: Речь; М.: Сфера, с. Фельдштейн, Д.И. Глубинные
изменения
современного
детства
и
обусловленная
ими
актуализация
психолого-педагогических проблем развития образования [Электронный
ресурс]. Режим доступа: