Напоминание

Методические рекомендации по изучению предмета «Специальность и чтение с листа» ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано» (для преподавателей ДМШ)


Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по изучению предмета «Специальность и чтение с листа» ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано» (для преподавателей ДМШ)
Дата публикации: 24.09.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Мирновская детская музыкальная школа»

муниципального района Красноярский Самарской области

Методические рекомендации по изучению предмета

«Специальность и чтение с листа»

ДПОП в области музыкального искусства

«Фортепиано»

(для преподавателей ДМШ)

Составитель: преподаватель

инструментального отделения (ФПО)

Овакимян

Н.Т.

п. Мирный

2022 г.

Методические рекомендации по изучению предмета

«Специальность и чтение с листа»

ДПОП в области музыкального искусства

«Фортепиано»

(для преподавателей ДМШ)

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

музыкального искусства

«Фортепиано»

занимает

ведущее

место

среди

профилирующих

дисциплин

комплекса

предметов,

которые входят в

обязательную часть учебного плана, задачами которого являются:

- формирование

у обучающихся эстетических, нравственных установок и

потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков;

- подготовку одаренных

детей к

поступлению

в

образовательные

учреждения, реализующие профессиональные образовательные

программы в

области музыкального искусства.

Задачи,

стоящие

перед

преподавателем,

требуют от него

знания

индивидуальности

обучающегося.

Преподавателю

по

специальности

необходимо быть

в

постоянном

контакте

с

преподавателями

других

дисциплин и родителями обучающегося, тактично осуществлять контроль и

помогать

ему

в

рациональной

организации

учебного

времени

и

самостоятельной работы. Вся

работа

по

специальности

направляется

на

всестороннее

расширение музыкального кругозора обучающихся, развитие

творческой активности, умение обобщать

приобретаемые

знания

и

навыки

и

применять

их

на

практике.

От преподавателя

требуется

большое

мастерство,

творческая

инициатива,

умение

терпеливо

работать

над

развитием музыкальных данных детей.

Основной

формой

учебной

и

воспитательной

работы

является

урок в классе по специальности. В процессе урока следует использовать

различные формы работы, которые диктуются:

- целями данного занятия;

- степенью одаренности обучающегося;

- определенными стадиями работы над произведением, формой произведения.

Одной

из

важнейших

задач

работы

по

специальности

следует

считать

развитие

навыков

самостоятельной

работы

над

произведением, умения на основе

внимательного

и

вдумчивого

изучения

нотного

текста

создавать

и реализовывать свой исполнительный замысел.

Способы

прохождения

учебного

материала

должны

видоизменяться

в

соответствии

с

теми

задачами,

которые

встают

перед

обучающимся

на

каждом

новом

этапе его музыкально-художественного и

технического

развития.

При ознакомлении с новым произведением следует признать наилучшей

формой

классной

работы,

стимулирующей

заинтересованность,

внимание

и активность

обучающегося,

сочетание

исполнения

преподавателем

произведения

– целиком

или

частично

со

словесным

его

разбором

и

объяснением.

В дальнейшем

более

целесообразен

такой

метод

работы,

при

котором

вначале прослушивается

всё

произведение,

а

затем

уже

делаются необходимые указания.

При работе над произведением необходимо

научить

обучающегося

анализировать

встречающиеся

трудности,

внимательно

следить

за

качеством звука,

ритмической

и

темброво-

динамической

стороной

исполнения,

не

забывая о

целостном

анализе

произведения.

Основными

задачами

начального

обучения

являются

научить

детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней,

вызвать эмоциональный

отклик

на

музыкальные

образы.

У

обучающихся

необходимо

выработать

единственные

и

целесообразные

приемы

звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.

В

процессе

обучения

преподаватель

должен

добиваться

гармоничного

развития

художественных

и

технических

навыков.

Необходимо

всячески

стимулировать

работу

обучающегося

над

совершенствованием

его

техники.

Развитие

техники

в

широком

смысле

этого слова

осуществляется

на

всех

произведениях,

которые

проходит

обучающийся;

развитию

техники

в

узком

смысле

слова

способствует

систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями.

Одним

из

важнейших

средств,

поддерживающих

интерес

к

работе

над

техникой

и

способствующих

достижению

хороших

результатов,

является

ясное

представление,

обучающегося

о

той

художественной

цели,

ради

которой совершается работа.

При

изучении

как

художественного,

так

и

инструктивного

материала, необходимо пристальное внимание уделять работе

над

звуком – первостепенной задаче обучения в специальном классе фортепиано.

Каждый

преподаватель

должен

настойчиво

воспитывать

в

обучающихся умение

слушать

звук

до

конца,

его

протяженность

и

тембровую

окраску,

различать его

достоинства

и недостатки.

Внешними

предпосылками

хорошего

звука,

являются,

прежде

всего, полная

свобода

и

гибкость

всей

руки,

естественность

движения,

точность

прикосновения пальцев

к клавишам,

сознательное регулирование энергии

руки.

Большое

внимание

в

учебном

процессе

следует

уделять

работе

над полифонией.

Необходимо

разъяснять

обучающемуся

основы

черты

музыки полифонического склада. Основой полифонического репертуара

должны являться

произведения

И.С.

Баха.

Работа

над

полифонией

выдвигает

ряд специфических

задач

и

прежде

всего

самостоятельность

движения голосов при одновременном их ведении, вопросы артикуляционной

техники, динамики.

Для

успешного

воспитания

навыков

самостоятельной

работы

над музыкальным произведением обучающемуся следует получать не менее

одного

раза

в

год

самостоятельно

выучить

доступное

для

него

произведение,

которое должно

быть

легче

произведений,

изучаемых

по

основной

программе

данного класса.

Проверку

самостоятельной

работы

следует проводить один раз в год в присутствии других обучающихся.

Большое

значение

для

развития

обучающихся

имеют

систематические

занятия

по

чтению

нот

с

листа.

Необходимо

учитывать, что развитие этих навыков зависит от всего музыкального опыта

обучающегося,

от

общего

уровня

его

музыкальной

и

технической

подготовки.

Важна

систематическая

работа

над

развитием

навыков

самостоятельного разбора произведений как в классе, так и дома.

Планирование

учебной

работы

и

продуманный

выбор

репертуара

являются

важнейшими

факторами,

способствующими

правильной

организации учебного процесса и успешному всестороннему

развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося.

При

составлении

индивидуального

плана

преподаватель

должен

стремиться к всестороннему развитию профессионально-исполнительских

данных

обучающегося,

к

охвату

всех

разделов

репертуара.

В

репертуар

обучающегося

следует

включать

произведения,

различные

по

содержанию,

форме, стилю

и

фактуре.

Основой

учебного

материала

является

русская,

зарубежная

классика,

произведения

современных

композиторов.

Неоправданное

завышение программы

не

должно иметь места.

Индивидуальные

планы

составляются

преподавателем

для

каждого обучающегося

к

началу

первого

и

второго

полугодия.

В

конце

года

преподаватель

должен представить отчет об их выполнении с

характеристикой в индивидуальном плане.

Учет

успеваемости

и

контроль

за

знаниями

обучающихся

излагается в локальных актах:

«Положение о промежуточной аттестации»,

«Положение об итоговой аттестации», а также в разделе данной программы

«Формы и методы контроля, система оценок».

Перечень

учебного

материала,

примерных

репертуарных

списков

включен в раздел «Содержание учебного предмета».

Список используемой литературы

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978;

2.

Браудо И. Артикуляция. Л.,1961;

3.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. М.,1961;

4.

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979;

5.

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966;

6.

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963;

7.

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,1989.



В раздел образования