Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по изучению предмета «Специальность и чтение с листа» ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано» (для преподавателей ДМШ)
Дата публикации: 24.09.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Мирновская детская музыкальная школа»
муниципального района Красноярский Самарской области
Методические рекомендации по изучению предмета
«Специальность и чтение с листа»
ДПОП в области музыкального искусства
«Фортепиано»
(для преподавателей ДМШ)
Составитель: преподаватель
инструментального отделения (ФПО)
Овакимян
Н.Т.
п. Мирный
2022 г.
Методические рекомендации по изучению предмета
«Специальность и чтение с листа»
ДПОП в области музыкального искусства
«Фортепиано»
(для преподавателей ДМШ)
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
музыкального искусства
«Фортепиано»
занимает
ведущее
место
среди
профилирующих
дисциплин
комплекса
предметов,
которые входят в
обязательную часть учебного плана, задачами которого являются:
- формирование
у обучающихся эстетических, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков;
- подготовку одаренных
детей к
поступлению
в
образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные
программы в
области музыкального искусства.
Задачи,
стоящие
перед
преподавателем,
требуют от него
знания
индивидуальности
обучающегося.
Преподавателю
по
специальности
необходимо быть
в
постоянном
контакте
с
преподавателями
других
дисциплин и родителями обучающегося, тактично осуществлять контроль и
помогать
ему
в
рациональной
организации
учебного
времени
и
самостоятельной работы. Вся
работа
по
специальности
направляется
на
всестороннее
расширение музыкального кругозора обучающихся, развитие
творческой активности, умение обобщать
приобретаемые
знания
и
навыки
и
применять
их
на
практике.
От преподавателя
требуется
большое
мастерство,
творческая
инициатива,
умение
терпеливо
работать
над
развитием музыкальных данных детей.
Основной
формой
учебной
и
воспитательной
работы
является
урок в классе по специальности. В процессе урока следует использовать
различные формы работы, которые диктуются:
- целями данного занятия;
- степенью одаренности обучающегося;
- определенными стадиями работы над произведением, формой произведения.
Одной
из
важнейших
задач
работы
по
специальности
следует
считать
развитие
навыков
самостоятельной
работы
над
произведением, умения на основе
внимательного
и
вдумчивого
изучения
нотного
текста
создавать
и реализовывать свой исполнительный замысел.
Способы
прохождения
учебного
материала
должны
видоизменяться
в
соответствии
с
теми
задачами,
которые
встают
перед
обучающимся
на
каждом
новом
этапе его музыкально-художественного и
технического
развития.
При ознакомлении с новым произведением следует признать наилучшей
формой
классной
работы,
стимулирующей
заинтересованность,
внимание
и активность
обучающегося,
сочетание
исполнения
преподавателем
произведения
– целиком
или
частично
–
со
словесным
его
разбором
и
объяснением.
В дальнейшем
более
целесообразен
такой
метод
работы,
при
котором
вначале прослушивается
всё
произведение,
а
затем
уже
делаются необходимые указания.
При работе над произведением необходимо
научить
обучающегося
анализировать
встречающиеся
трудности,
внимательно
следить
за
качеством звука,
ритмической
и
темброво-
динамической
стороной
исполнения,
не
забывая о
целостном
анализе
произведения.
Основными
задачами
начального
обучения
являются
–
научить
детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней,
вызвать эмоциональный
отклик
на
музыкальные
образы.
У
обучающихся
необходимо
выработать
единственные
и
целесообразные
приемы
звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.
В
процессе
обучения
преподаватель
должен
добиваться
гармоничного
развития
художественных
и
технических
навыков.
Необходимо
всячески
стимулировать
работу
обучающегося
над
совершенствованием
его
техники.
Развитие
техники
в
широком
смысле
этого слова
осуществляется
на
всех
произведениях,
которые
проходит
обучающийся;
развитию
техники
в
узком
смысле
слова
способствует
систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями.
Одним
из
важнейших
средств,
поддерживающих
интерес
к
работе
над
техникой
и
способствующих
достижению
хороших
результатов,
является
ясное
представление,
обучающегося
о
той
художественной
цели,
ради
которой совершается работа.
При
изучении
как
художественного,
так
и
инструктивного
материала, необходимо пристальное внимание уделять работе
над
звуком – первостепенной задаче обучения в специальном классе фортепиано.
Каждый
преподаватель
должен
настойчиво
воспитывать
в
обучающихся умение
слушать
звук
до
конца,
его
протяженность
и
тембровую
окраску,
различать его
достоинства
и недостатки.
Внешними
предпосылками
хорошего
звука,
являются,
прежде
всего, полная
свобода
и
гибкость
всей
руки,
естественность
движения,
точность
прикосновения пальцев
к клавишам,
сознательное регулирование энергии
руки.
Большое
внимание
в
учебном
процессе
следует
уделять
работе
над полифонией.
Необходимо
разъяснять
обучающемуся
основы
черты
музыки полифонического склада. Основой полифонического репертуара
должны являться
произведения
И.С.
Баха.
Работа
над
полифонией
выдвигает
ряд специфических
задач
и
прежде
всего
самостоятельность
движения голосов при одновременном их ведении, вопросы артикуляционной
техники, динамики.
Для
успешного
воспитания
навыков
самостоятельной
работы
над музыкальным произведением обучающемуся следует получать не менее
одного
раза
в
год
самостоятельно
выучить
доступное
для
него
произведение,
которое должно
быть
легче
произведений,
изучаемых
по
основной
программе
данного класса.
Проверку
самостоятельной
работы
следует проводить один раз в год в присутствии других обучающихся.
Большое
значение
для
развития
обучающихся
имеют
систематические
занятия
по
чтению
нот
с
листа.
Необходимо
учитывать, что развитие этих навыков зависит от всего музыкального опыта
обучающегося,
от
общего
уровня
его
музыкальной
и
технической
подготовки.
Важна
систематическая
работа
над
развитием
навыков
самостоятельного разбора произведений как в классе, так и дома.
Планирование
учебной
работы
и
продуманный
выбор
репертуара
являются
важнейшими
факторами,
способствующими
правильной
организации учебного процесса и успешному всестороннему
развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося.
При
составлении
индивидуального
плана
преподаватель
должен
стремиться к всестороннему развитию профессионально-исполнительских
данных
обучающегося,
к
охвату
всех
разделов
репертуара.
В
репертуар
обучающегося
следует
включать
произведения,
различные
по
содержанию,
форме, стилю
и
фактуре.
Основой
учебного
материала
является
русская,
зарубежная
классика,
произведения
современных
композиторов.
Неоправданное
завышение программы
не
должно иметь места.
Индивидуальные
планы
составляются
преподавателем
для
каждого обучающегося
к
началу
первого
и
второго
полугодия.
В
конце
года
преподаватель
должен представить отчет об их выполнении с
характеристикой в индивидуальном плане.
Учет
успеваемости
и
контроль
за
знаниями
обучающихся
излагается в локальных актах:
«Положение о промежуточной аттестации»,
«Положение об итоговой аттестации», а также в разделе данной программы
«Формы и методы контроля, система оценок».
Перечень
учебного
материала,
примерных
репертуарных
списков
включен в раздел «Содержание учебного предмета».
Список используемой литературы
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978;
2.
Браудо И. Артикуляция. Л.,1961;
3.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. М.,1961;
4.
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979;
5.
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966;
6.
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963;
7.
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,1989.