Напоминание

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках китайского языка


Автор: Алеева Нелли Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГКОУ "Уссурийское суворовское училище МО РФ"
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках китайского языка
Дата публикации: 24.05.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной грамотности обучающихся

на уроках китайского языка

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современного образовательного

процесса — формированию функциональной грамотности школьников в рамках

уроков китайского языка. Рассматриваются теоретико-методологические основы

данной проблематики, предлагаются пути внедрения активных методов

обучения, обеспечивающих повышение качества образовательных результатов.

Статья адресована учителям китайского языка, специалистам системы общего

образования, студентам педагогических вузов и аспирантам.

Актуальность темы

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню

подготовки выпускников школ, среди которых особое значение приобретает

владение иностранным языком как средством коммуникации и инструментом

познания мировой культуры. Одним из ключевых направлений модернизации

школьного образования становится формирование функциональной

грамотности, включающей готовность обучающихся применять накопленные

знания и навыки в реальной жизни. Для китайского языка данная проблема

особенно актуальна ввиду специфичности языковой среды и культурных

особенностей страны изучаемого языка.

Практическая значимость

Предлагаемые в статье рекомендации позволяют повысить

эффективность уроков китайского языка путем интеграции современных

подходов к обучению и воспитания готовности учащихся использовать

полученные знания в будущей профессиональной деятельности и личной жизни.

Материал полезен практикующим учителям, стремящимся внедрить

инновационные технологии в свою работу, а также руководителям учреждений

среднего общего образования и разработчикам стандартов преподавания

иностранных языков.

Активные методы обучения

Эффективное достижение поставленных целей возможно лишь при

условии использования инновационных технологий и методик активного

обучения. Среди наиболее перспективных выделяются:

o

Проектная деятельность: организация творческих проектов, связанных с

культурологическими особенностями Китая, историей, литературой и

искусством.

o

Игровые технологии: ролевые игры, симуляции туристических поездок,

покупок, посещения ресторанов, помогающие активизировать интерес учащихся

и сформировать устойчивый навык применения полученных знаний в реальных

ситуациях.

o

Групповые дискуссии и дебаты: стимулируют выработку аргументации,

формирование собственного мнения и критического отношения к разным

источникам информации.

o

Исследования и эксперименты: изучение традиций, обычаев, праздников Китая,

создание презентаций и докладов.

Использование перечисленных методов обеспечивает переход от пассивного

слушателя к активному участнику образовательного процесса, повышая степень

вовлеченности и интереса школьников к изучаемому языку.

Необходимые условия повышения качества образования

Чтобы обеспечить эффективное формирование функциональной грамотности на

уроках китайского языка, необходимы следующие условия:

o

Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, поощрение

инициативы и самостоятельности учащихся.

o

Организация постоянного мониторинга и контроля качества знаний,

сформированности компетенций, выявление слабых сторон и своевременная

коррекционная работа.

o

Повышение квалификации педагогов, регулярное участие учителей в семинарах,

тренингах, конференциях по вопросам обновления образовательной практики.

o

Использование информационно-коммуникационных технологий, цифровых

ресурсов, онлайн-курсов, электронных платформ для расширения возможностей

самостоятельного обучения и совершенствования навыков владения китайским

языком.

Реализация указанных мер позволит значительно повысить уровень

функциональных компетенций обучающихся, способствовать достижению

высоких образовательных результатов и подготовить конкурентоспособных

специалистов XXI века.

Заключение

Подводя итоги, подчеркнем, что формирование функциональной

грамотности на уроках китайского языка требует комплексного подхода,

учитывающего современные тенденции в образовании и запросы общества.

Применение активных методов обучения, внедрение проектных и игровых

технологий, ориентация на реальные жизненные ситуации способствуют

повышению качества образовательного процесса и обеспечивают подготовку

учащихся к успешной социализации и профессиональному росту.

Важно помнить, что успех зависит не только от усилий педагогов, но и

от заинтересованности самих учащихся, наличия соответствующих

материально-технических условий и поддержки родителей. Только

совместными усилиями можно достичь значимых результатов в подготовке

молодых поколений к активной роли в современной жизни.

Библиография

1.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: Лабиринт, 2019.

2.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс.

Москва: Просвещение, 2020.

3.

Пассов Е.И., Кузовлев В.П. Основные направления совершенствования

методики обучения иностранным языкам // Вестник Московского университета.

Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 3.

4.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения

иностранным языкам. Москва: Форум, 2022.



В раздел образования