Автор: Егорова Марина Павловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Тюменская область ХМАО-Югра г.Урай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Испытание сценой: как помочь ребёнку справиться с эстрадным волнением »
Дата публикации: 24.02.2025
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение
«Испытание сценой: как помочь
ребёнку справиться с эстрадным волнением »
Выполнила:
Преподаватель ДШИ
Егорова М.П.
г. Урай 2024г.
Содержание
1
Введение 3
Основная часть:
1) острота эстрадного волнения 4
2) причины и профилактика эстрадного волнения 5
3) поведение после концерта 10
Заключение 11
Рекомендуемая литература
12
Введение
2
Подготовка
к
концертному
выступлению
–
необходимая
часть
воспитания исполнителя, т.к. результаты выступлений оказывают огромное
влияние на психику ученика, его дальнейшее желание выходить на сцену и,
вообще, заниматься музыкой. Психологическое состояние исполнителей,
выходящих на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по
себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти
домой, а некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъема от
общения с публикой. У таких ребятишек эмоциональное возбуждение
достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения
особого состояния души, особого чувства окрыленности, которое принято
называть вдохновением! И это «нужное» эстрадное волнение! А если
«выступающему не удается справиться с чрезмерным волнением, результат
бывает весьма плачевным. Нарушается координация, появляются лишние
движения и мышечные зажимы, “засоряющие” работу игрового аппарата,
страдает качество звука, темп делается неуправляемым. Подводит память,
оживают старые ошибки в давно переученных, казалось бы, местах. По
выражению Г. Когана, хорошо подготовленное произведение превращается в
"позорное месиво”. Нельзя допускать молодого музыканта до провала, до
срывов и неудач. Слишком сильное волнение, эту профессиональную болезнь
музыкантов,
как
и
всякий
недуг,
легче
предотвратить,
чем
лечить».
(Корыхалова, с.471- 472).
Цель
работы:
дать
методические
рекомендации
по
уменьшению
негативного влияния эстрадного волнения на исполнителя.
Задачи:
1.
Систематизировать знания о причинах эстрадного волнения;
2. Предложить различные меры «профилактики» эстрадной «болезни».
Острота эстрадного волнения
3
Как известно, эстрадное волнение может выражаться по-разному. Это
могут быть как соматические проявления (потливость и дрожание рук, головная
боль, суетливость поведения, повышение температуры тела), так и психические
неудобства
(выпадение
из
памяти
нотного
текста,
неспособность
сосредоточиться на произведении, эмоциональная неустойчивость различной
степени - от некоторого возрастания душевного напряжения до полной боязни
выходить на сцену).
Острота эстрадного волнения зависит от многих условий. Например, от
темперамента и возраста исполнителя. Дети, за редким исключением, с
удовольствием играют перед окружающими, собирая дань похвал. Страх перед
концертным выступлением появляется уже в переходном возрасте, в 12-13 лет,
когда вырастает чувство ответственности и взыскательности к себе. Также
интенсивность эстрадного волнения зависит и от характера выступления -
рядовой концерт в детском садике или ответственный экзамен, выступление
сольно или в ансамбле. Замечено, что при игре в ансамбле эстрадное волнение
несколько ниже, т.к. происходит распределение ответственности, успокаивает
близость партнера, появляется чувство взаимовыручки. Бесспорно, что особой
эмоционально-психической
устойчивости
требует
участие
в
сольных
исполнительских конкурсах.
У маленьких детей волнение может быть и
наигранным, и тщеславным: «Я очень хорошо играю, но я так боюсь, на мне
лежит такая ответственность! Пожалейте меня!» Такие детские манипуляции
нужно пресекать на корню.
Причины и способы устранения эстрадного волнения
4
Попробуем разобраться в причинах эстрадного волнения, наметить
способы его профилактики и, по возможности, устранения.
Часто
можно
слышать
мнение,
что
ученики,
в
подавляющем
большинстве, на сцене играют хуже, чем в классе. Это практически аксиома и
для детей и для педагогов. Но для педагога главная задача - не объединять это
большинство в одно целое, а увидеть у каждого ребенка свои специфические
проблемы. Исходя из конкретных причин, которые должны быть понятны
педагогу и проанализированы им (любое лечение начинается с постановки
диагноза), находим пути решения проблемы. Все причины эстрадного волнения
можно условно разделить на проблемы технического порядка, которые при
должном внимании хорошо решаются, и проблемы психологические, решить
которые гораздо сложнее.
«Нечистая совесть». Эта причина встречается в музыкальных школах
наиболее часто. Ребенок боится не столько оценки слушателей, сколько плохо
выученной пьесы или даже небольшого ее фрагмента. Недоработанный пассаж
в одном месте, незакрепленная аппликатура в другом и т.д. Чем больше таких
«скользких» мест, тем сильнее эстрадное волнение. Про такое волнение очень
точно сказал Н.А.Римский-Корсаков, что оно «обратно пропорционально
степени подготовки». Эта формула верна, хотя и не исчерпывает всех типов
эстрадного волнения. Бывает, что пьеса просто еще не достигла эстрадной
готовности. В таких случаях говорят о «сырости» программы. Вывести ребенка
на пик формы к нужному времени – непростая задача и счастливое умение
педагога. В идеале программа должна достичь полной зрелости, но не потерять
свежести.
Неудачная
программа
выступления.
Завышение
технической
сложности - еще одна из серьезных причин волнения на сцене, наиболее часто
встречающаяся в конкурсной практике. Программа выступления должна
раскрывать
сильные
стороны
ученика,
она
должна
быть
технически
совершенно ему по силам. Не все, что полезно с точки зрения педагогических
задач, технического и музыкального роста ученика, следует выносить на
5
ответственные выступления. На эстраде уверенность исполнения и ясно
выраженная характерность музыки, конечно, важнее, чем показ освоенной
сложной техники. Недостаточно яркая образность музыки, малопонятность ее
для ученика могут также испортить выступление.
Сбой музыкальной памяти. «Боязнь забыть - вот еще одна из причин,
вызывающих чрезмерное волнение музыканта. При этом, как верно подмечает
С. Савшинский, не совсем ясно, то ли боязнь забыть порождает волнение, то ли
само волнение разрушительно действует на память».(Корыхалова, с.474) Но
бывает, что память обвиняют в срывах, истинным виновником которых
является недостаток техники, завышение сложности репертуара. В качестве
проверки выученности наизусть очень полезно проигрывать пьесу на память по
фрагментам, в произвольном порядке. Очень часто за сбоями музыкальной
памяти кроется неправильный, неструктурированный разбор и выучивание
пьесы. А это, как мы понимаем, уже и ошибка педагога.
Редкость и непривычность концертных выступлений.
Чем реже
выступаешь - тем сильнее волнуешься. Необычность освещения, другая
акустика, сидящая в зале публика – все это может серьезно усилить волнение.
Следует всегда использовать любую возможность поиграть на публике (в
детских садах, школах, на родительских собраниях). Предусмотрительный
педагог всегда постарается несколько раз «обыграть» программу перед каким-
либо серьезным выступлением. Для этих целей можно устраивать мини-
концерты на уроках слушания музыки перед своими товарищами. Этот прием
помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на
качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в
программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения
на исполнителя. Даже если в рабочем классе просто переставить стул в другое
место и порепетировать выход и поклон, то ребенок начинает играть с более
серьезным настроем, «как на концерте». Также можно поиграть перед зеркалом.
Всеми этими несложными методами можно помочь ребенку наработать
определенную «концертную прочность».
6
Для
улучшения
эстрадного
самочувствия
полезны
акустические
репетиции в концертном зале, имитирующие «эстрадоподобную» ситуацию –
правильный выход, поклон, нарядная одежда, громкое объявление программы и
исполнителя. Можно порекомендовать устраивать домашние «торжественные»
прослушивания перед родственниками. Главное здесь – по возможности более
полное приближение к концертной ситуации: предварительное спокойное
разыгрывание, выход на середину комнаты, поклон и однократное, без
повторений, проигрывание с полной отдачей.
Неверное поведение перед концертом. Педагогу нужно помнить, что
предконцертное самочувствие ученика в большой степени зависит от его
психического состояния. Учитель должен вселять бодрость и уверенность в
сердца своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом. Перед
концертом следует повторять программу в медленных темпах и на тихой или
средней звучности, экономя силы (физические и, особенно, эмоциональные) и
тренируя «тормозные» процессы. Проиграть все очень внимательно, вдумчиво,
лучше всего по нотам, но «без выражения». Полная отдача - только на сцене. А
для детей-флегматиков, наоборот, нужен некоторый «разгон» перед концертом,
тренировка процессов возбуждения.
Еще могут помочь следующие советы: А. Щапов рекомендует не думать
о том, как бы «поскорее отыграть», а, наоборот, при выходе на эстраду, сказать
себе: «Я здесь надолго…». Интересен совет опытного концертмейстера Е.
Шендеровича.
Чтобы
справиться
с
острым
волнением
перед
началом
выступления, представьте себе, что вы только что сыграли пьесу до конца и вам
надо играть ее во второй раз. Также может помочь довольно простой прием.
Педагог незадолго перед выступлением ставит перед учеником новую
несложную задачу: например, несколько усилить диминуэндо в конце второй
фразы, и сделать это обязательно. Ученик озабочен новой рекомендацией и
волнение его несколько стихает.
Также «эстрадные происшествия» могут возникать и в результате
обычной усталости, т.к. любая форма волнения обостряется усталостью. Не
7
нужно много заниматься накануне концерта. В любом случае, если программа
не
готова,
учить
ее
уже
слишком
поздно!
Перед
концертом
нельзя
переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит
радостные эмоции, дает ощущение хорошего настроения. Также необходим
хороший
отдых,
крепкий
сон,
умеренный
завтрак,
отсутствие
всякой
взвинченности, лишних впечатлений и пустой болтовни (этим особенно
страдают дети). Собранность, уверенность в точном знании своей программы,
которая основана на колоссальной проделанной работе – вот настрой,
необходимый перед концертом.
Неизвестность эстрадного результата. «Неизвестность эстрадного
результата - беда и привилегия исполнителя - пишет Н. Перельман. Беда
потому, что она источник вечной тревоги; привилегия - ибо хранит в себе
постоянную и тайную веру в чудо…» Во время выступления никогда не
нужно думать «вперед» (как это приходиться делать, например, при чтении с
листа), нужно жить «этим» мгновением и этим звуком. «Сверхконтроль»
сознания
будет
здесь
лишним,
т.к.
сознательное
старание
вызывает
напряжение, а на сцене нужна свобода, отсутствие всякой скованности.
Ощущение неуверенности в себе. «Если бы источниками эстрадного
волнения были лишь перечисленные выше факторы (плохо выученное
произведение, недостаточное владение отдельными навыками, слабая память,
редкость выступлений, непривычность условий, в которых они протекают,
неправильное поведение непосредственно перед игрой, непредсказуемость
концертной ситуации), то, при всей их серьезности, с этим удавалось бы так
или иначе справляться. К сожалению, среди причин страха есть такие, которые
связаны со свойствами личности музыканта, и задача педагога оказывается
гораздо более сложной». (Корыхалова, с.481)
Достаточно часто бывает, что волнение вызвано чувством постоянной
неуверенности в себе, чувством неловкости, неумелости, недооценки своих
возможностей.
Если ребенок от природы очень робок, у него занижена
самооценка и он страдает комплексом неполноценности, то ему очень трудно
8
даются любые появления на публике, будь то концертное выступление или
рядовой ответ у доски в школьном классе. И здесь педагогу по специальности в
одиночку что-либо сложно изменить. Всем нам известны примеры из своей
педагогической практики, когда мы в исключительных случаях разрешаем
отдельным
ученикам
сдавать
экзамены
в
классе,
чтобы
не
наносить
непоправимый вред психике ребенка. Попробуйте посоветовать такому
ребенку: «Если сильно волнуешься – притворись спокойным, надень маску
уверенности. Это обязательно поможет!» Также может помочь умение
полностью «отключиться» от публики и зрительного зала, умение настроить
себя на «публичное одиночество».
Бывает волнение и совершенно другого рода, оно присуще как раз самым
добросовестным ребятишкам. Такое волнение вызвано чувством особой
ответственности, боязнью не оправдать надежд родителей, подвести педагога.
Такое волнение, некий душевный трепет часто сопровождают детские
исполнительские конкурсы и ведут к скованности игры. Здесь педагог должен
уметь выступить в роли доброжелательного психолога и помочь ребенку.
Сделать это ему удастся только при наличии достаточной душевной близости,
доверительности
между
учеником
и
учителем.
Можно
попытаться
трансформировать такое волнение в душевный подъем: поговорить с учеником
о важности и значительности выступления и об его ответственности не столько
перед мамой и педагогом, но, в первую очередь, перед исполняемой музыкой,
т.е. переключить его внимание на предстоящее дело. Дать такую установку:
«Самое главное – не подвести «нашу» музыку, остальное – как сложится!»
Наконец, еще одной причиной болезненно сильного эстрадного волнения
может быть ложная мотивация появления перед публикой. Так бывает, когда
тщеславный по натуре ребенок думает не столько о музыке, сколько о себе, о
своем успехе. «Как хорошо и виртуозно я играю, не правда ли? Полюбуйтесь на
меня!» Г. Нейгауз иронически именовал эту установку так: «не осрамиться
перед тетей Катей!» Опытный педагог всегда распознает такой нравственный
9
посыл и сумеет его скорректировать. Желание «блеснуть» не должно заслонять
содержание и красоту исполняемой музыки.
Поведение после концерта
Огромное
значение
имеет
работа
над
произведением
после
концерта.
Необходимо
закрепить
удачные
находки
и
решения
в
интерпретации, если они были. Проанализировать то, что получилось или
не получилось у исполнителя в концертном состоянии. Возможно, даже
еще раз проиграть пьесу на «остатках концертного волнения», т.е. сделать
попытку «доиграть» или «переиграть» произведение так, как надо. И
сделать соответствующие выводы. Этот «разбор полетов» должен быть
проведен в очень благожелательном тоне. После концерта со стороны
педагога, родителей и всех окружающих не должно быть никакого
враждебного
внушения,
не
нужно
путать
разумную
критику
и
разрушительный
критицизм.
И
тогда
в
дальнейшей
музыкальной
практике
предстоящие
выступления
будут
вызывать
чувство
ответственности и радости, а не панический страх провала.
Заключение
10
Опытные музыканты знают, что исполнение на публике страшнее в
перспективе, чем в реальности. Да и совершенно избавляться от эстрадного
волнения вовсе не обязательно. Нужно научить юных музыкантов выходить на
сцену с «холодной головой» и с «горячим сердцем».
«…волнение
–
необходимый
спутник,
обязательный
компонент
исполнительского акта, стимулирующий фактор публичного выступления.
Подобно тому, как театральный грим подчеркивает, укрупняет черты лица,
волнение повышает эмоциональный тонус исполнения, делает его более
динамичным,
усиливает
воздействие
и
увеличивает
контрастность
выразительных средств. Воображение работает ярче, моторика действует
безотказнее.
Такое
«волнение-подъем»,
по
терминологии
Г.Когана,
противоположно «волнению-панике», из-за которого идет насмарку вся
проделанная исполнителем работа». (Корыхалова, с. 484)
Каждый
молодой
исполнитель
должен
понять,
что
сценическое
выступление – это не только испытание нервной системы, но и радость
общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост! И в
заключение вспомним известный афоризм: «Выходя на сцену, отдавай себя
всего, без остатка, но при этом помни, что тебе предстоит проделывать это еще
тысячу раз».
Список литературы.
11
1.
Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1975.
2.
Вильсон Г. Психология артистической деятельности. М., 2001.
3.
Григорьев Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
4.
Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.
5.
Корыхалова Н. За вторым роялем. С.- П., 2006.
6.
Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
7.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
8.
Савшинский К. Режим и гигиена пианиста. Л., 1961.
9.
Федоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. М., 1979.
10.Федоров
Е.
О
психологической
подготовке
музыканта
к
концертному
выступлению.
В
сб.
«Вопросы
музыкознания»
Новосибирск, 1999.
11.Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Л.,
1974.
12