Напоминание

Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ посредством игр на липучках


Автор: Шуршина Светлана Леонидовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: БМАДОУ №5 детский сад "Жемчужина"
Населённый пункт: Свердловская обл. г.Березовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ посредством игр на липучках
Дата публикации: 23.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ,

посредством дидактических игр на липучках

Уже несколько лет я работаю воспитателем в группе компенсирующего

вида. Группу посещают дети с разным уровнем нервно-психического и

речевого развития. Есть дети с задержкой психического развития и дети с

тяжелым нарушением речи.

В целом для детей характерно неустойчивость внимания, снижение

познавательной активности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Так

как

состав

группы

разнородный,

возникла

проблема

в

подготовке

универсальных дидактических пособий.

Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся

множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую

ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры

вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими

красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

Вот такой находкой для меня стали игры с липучками!

Цель данных пособий:

способствовать созданию педагогических

условий для развития любознательности и познавательной активности у

детей.

Задачи:

1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять

кругозор.

2.Развивать

сенсорные

способы

познания

математических

свойств

и

отношений.

3.Способствовать расширению и обогащение словаря.

4.Развивать

зрительное,

слуховое,

тактильно-двигательное

восприятие;

воображение, пространственное мышление.

5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать

мелкую моторику рук.

6.Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

7.

Создать

целостную,

различную

по

степени

сложности,

многофункциональную развивающую среду.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция

того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое

поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с

другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря

этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные

операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию,

формируются представления о математических понятиях.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных

липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной

карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на

картинке.

Мне хотелось изготовить игры, которые будут интересны детям с разным

уровнем развития, будут направлены на удержание их внимания, а также

способствовать

развитию

психических

процессов,

развивать

мелкую

моторику.

Развивающие игры на липучках пользуются особой популярностью как на

занятиях, так и в свободной деятельности.

С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления детей о

домашних животных и их детёнышах, птицах и их птенцах; о фруктах и

овощах; о временах года, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов,

навыков учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса

ребенка, развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов

памяти.

Для детей с сохранным интеллектом эти пособия используется в

нескольких вариантах. Например, игра «Отгадай про кого сказала?»

(тематический альбом «В мире животных»): с опорой на описание дети

находят животное – и это является первым шагом для обучения детей

отгадыванию загадок. С помощью этого варианта игры развивается

логическое мышление, память, внимание, а самое главное – дети успешны в

этом виде деятельности.

Детям с ОВЗ бывает трудно словесно выразить свои мысли, поэтому

высказывания заменяются действиями с предметными картинками (с

изображением зимних и летних забав, признаков разных времён года, овощей

и фруктов). С помощью игр на липучках детей можно учить такой игре как

пантомима, с помощью жестов изображать то, что нарисовано на картинке.

Преимущества развивающих игр на липучках:

первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут длительное время

с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс

приклеивания

завораживает,

а

интерес

в

разы

повышает

результативность!

наглядность,

реалистичность,

красочность

помогает

привлекать

внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.

игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать,

совместно творить.

незаметно для маленького человечка происходит развитие моторики,

сенсорики,

речи,

математические

представления

и

ознакомление

с

окружающим

миром,

развитие

познавательных

процессов

и

эмоциональной сферы.

Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от

влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в

процессе

организованной

образовательной

деятельности,

совместной

деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при

организации индивидуальной работы с ребёнком.

Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать

интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и

умение учиться.

Перечень наглядных пособий мной представлен ниже:

Времена года и названия месяцев

Части суток

Дни недели

Вчера, сегодня, завтра

Детская обучающая игра « Учим счет», « Веселые карандаши»

Альбомы «Найди половинку»

Набор картинок «Осенние работы»

Набор картинок «Название деревьев»

Набор картинок « Домашние животные и птицы»

Набор картинок « Составление задач»

Русская народная сказка « Репка» (последовательность)

Русская народная сказка « Маша и медведь» (последовательность)

Одежда для разной погоды

Счет, геометрические фигуры, названия цифр



В раздел образования