Автор: Шуршина Светлана Леонидовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: БМАДОУ №5 детский сад "Жемчужина"
Населённый пункт: Свердловская обл. г.Березовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ посредством игр на липучках
Дата публикации: 23.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей с ОВЗ,
посредством дидактических игр на липучках
Уже несколько лет я работаю воспитателем в группе компенсирующего
вида. Группу посещают дети с разным уровнем нервно-психического и
речевого развития. Есть дети с задержкой психического развития и дети с
тяжелым нарушением речи.
В целом для детей характерно неустойчивость внимания, снижение
познавательной активности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Так
как
состав
группы
разнородный,
возникла
проблема
в
подготовке
универсальных дидактических пособий.
Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся
множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую
ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры
вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими
красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Вот такой находкой для меня стали игры с липучками!
Цель данных пособий:
способствовать созданию педагогических
условий для развития любознательности и познавательной активности у
детей.
Задачи:
1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять
кругозор.
2.Развивать
сенсорные
способы
познания
математических
свойств
и
отношений.
3.Способствовать расширению и обогащение словаря.
4.Развивать
зрительное,
слуховое,
тактильно-двигательное
восприятие;
воображение, пространственное мышление.
5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать
мелкую моторику рук.
6.Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
7.
Создать
целостную,
различную
по
степени
сложности,
многофункциональную развивающую среду.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция
того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое
поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с
другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря
этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные
операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию,
формируются представления о математических понятиях.
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных
липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной
карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на
картинке.
Мне хотелось изготовить игры, которые будут интересны детям с разным
уровнем развития, будут направлены на удержание их внимания, а также
способствовать
развитию
психических
процессов,
развивать
мелкую
моторику.
Развивающие игры на липучках пользуются особой популярностью как на
занятиях, так и в свободной деятельности.
С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления детей о
домашних животных и их детёнышах, птицах и их птенцах; о фруктах и
овощах; о временах года, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов,
навыков учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса
ребенка, развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов
памяти.
Для детей с сохранным интеллектом эти пособия используется в
нескольких вариантах. Например, игра «Отгадай про кого сказала?»
(тематический альбом «В мире животных»): с опорой на описание дети
находят животное – и это является первым шагом для обучения детей
отгадыванию загадок. С помощью этого варианта игры развивается
логическое мышление, память, внимание, а самое главное – дети успешны в
этом виде деятельности.
Детям с ОВЗ бывает трудно словесно выразить свои мысли, поэтому
высказывания заменяются действиями с предметными картинками (с
изображением зимних и летних забав, признаков разных времён года, овощей
и фруктов). С помощью игр на липучках детей можно учить такой игре как
пантомима, с помощью жестов изображать то, что нарисовано на картинке.
Преимущества развивающих игр на липучках:
первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут длительное время
с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс
приклеивания
завораживает,
а
интерес
–
в
разы
повышает
результативность!
наглядность,
реалистичность,
красочность
–
помогает
привлекать
внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать,
совместно творить.
незаметно для маленького человечка происходит развитие моторики,
сенсорики,
речи,
математические
представления
и
ознакомление
с
окружающим
миром,
развитие
познавательных
процессов
и
эмоциональной сферы.
Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от
влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в
процессе
организованной
образовательной
деятельности,
совместной
деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при
организации индивидуальной работы с ребёнком.
Нетрадиционные развивающие игры на липучках помогают воспитывать
интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и
умение учиться.
Перечень наглядных пособий мной представлен ниже:
Времена года и названия месяцев
Части суток
Дни недели
Вчера, сегодня, завтра
Детская обучающая игра « Учим счет», « Веселые карандаши»
Альбомы «Найди половинку»
Набор картинок «Осенние работы»
Набор картинок «Название деревьев»
Набор картинок « Домашние животные и птицы»
Набор картинок « Составление задач»
Русская народная сказка « Репка» (последовательность)
Русская народная сказка « Маша и медведь» (последовательность)
Одежда для разной погоды
Счет, геометрические фигуры, названия цифр