Автор: Щипкова Лариса Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ЦРР №2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Детская ложь в дошкольном возрасте. Причины и способы решения проблемы.
Дата публикации: 23.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Щипкова Л.В.
Детская ложь в дошкольном возрасте.
Причины и способы решения проблемы.
Ребёнок дошкольного возраста – это удивительный мир, полный радости,
интереса и, конечно же, фантазий. В этом возрасте дети только начинают
познавать окружающую их реальность и осваивать основы общения. Именно
поэтому не удивительно, что многие из них прибегают к обману.
Обман – это явление, с которым сталкиваются родители, педагоги и
взрослые в повседневной жизни, и часто его причины можно обнаружить в
пределах нормального развития ребёнка. Особенно ярко это проявляется в
детском дошкольном возрасте, когда малыш только начинает осознавать, что
его действия вызывают определенные реакции у окружающих.
Одной из основных причин обмана ребёнка дошкольного возраста
является желание получить внимание взрослых. Ребёнок может придумывать
истории или лгать, чтобы привлечь к себе внимание, быть в центре внимания
своих родителей или педагогов. Контакт с взрослыми – это не только
возможность получить похвалу или одобрение, но и важный источник
обратной связи, который помогает ребёнку понять, влияют ли его действия
на других.
Кроме того, дети дошкольного возраста могут лгать, чтобы избежать
наказания или ответственности за свои поступки. Это связано с тем, что
ребёнок еще не сформировал надлежащую этику и моральные принципы, и
поэтому прибегает к обману, чтобы избежать неприятностей.
Развитие воображения также может способствовать детскому обману в
дошкольном
возрасте.
В
этом
периоде
ребёнок
активно
играет
и
1
воспроизводит предметы и события в своей вымышленной реальности. Здесь
ложь становится просто элементом игры или фантазии, и ребёнок может
беззлобно придумывать сказочные истории или выдумывать фантастические
ситуации.
Важно отметить, что детский обман в дошкольный период – это
нормальное явление, связанное с развитием личности и познаниями в
окружающем мире. Отношение взрослых к обману должно быть терпимым ,
чтобы создать климат доверия и открытости. Более важно научить ребенка
отличать правду от лжи, развивать чувство эмпатии и понимания влияния
своих действий на других. Это поможет ребёнку осознавать последствия
своих лживых поступков и постепенно формировать моральные принципы и
ценности.Таким образом, обман детей дошкольного возраста является
нормальным этапом их развития, который можно обратить в положительное
русло, обучая детей понимать разницу между правдой и ложью и воспитывая
чувство эмпатии. Открытость, доверие и понимание важны в этом процессе,
чтобы помочь ребенку осознавать свои поступки и преодолевать этапы
развития, направленные на формирование моральных и этических навыков.
И всё же, детская ложь в дошкольном возрасте – это неприятное явление,
с которым сталкиваются многие родители и воспитатели. Пусть это и
обычный процесс развития ребенка, но все же важно научить его правде и
бороться с недостоверными высказываниями. Но как лучше поступать в
таких ситуациях и можно ли вообще ставить целью полное устранение ложи
у детей?
Первым шагом в борьбе с детской ложью необходимо понять, почему
ребенок прибегает к таким способам. Часто дети лгут, чтобы избежать
наказания или получить внимание. Иногда это способ самовыражения или
игры воображения. Важно понять, что детское воображение и фантазия – это
не синонимы лжи, и такие высказывания не всегда имеют плохие намерения.
2
Вместо того, чтобы наказывать или строго запрещать ребенку лгать, стоит
научить его различать между игровыми вымыслами и реальностью.Какие же
методы
эффективны
в
борьбе
с
детской
ложью?
Вот
несколько
рекомендаций, которые могут помочь воспитателям и родителям:
1. Будьте хорошим примером. Дети, как известно, много усваивают от
родителей и взрослых вокруг них. Поэтому всячески избегайте лжи в своих
высказываниях и постарайтесь быть максимально честными и правдивыми.
Ваше поведение станет примером для ребенка.
2. Создайте доверительную атмосферу. Отношения между ребенком и
взрослым должны быть основаны на взаимном доверии. Необходимо создать
такую атмосферу, в которой ребенок будет комфортно рассказывать правду,
даже если она несколько неприятна или вызывает негативные последствия.
Помните, что дети делают ошибки, и главное – научить их извлекать уроки
из своих поступков.
3. Погружайтесь в источники детской лжи. Как и при любом другом
обучении, важно понимать, с чем имеем дело. Осознайте, почему дети лгут и
какие причины провоцируют это поведение. Часто ложь становится выходом
из трудной ситуации, поэтому стоит обратить внимание на возможные
причины и помочь ребенку найти более адекватные пути решения проблем.
4. Обучайте моральным ценностям. Важно научить ребенка отличать добро
от зла, понимать важность честности и ответственности за свои поступки.
Воспитывайте
моральные
принципы,
в
рамках
которых
ложь
будет
недопустима. Учите детей быть открытыми и честными, поощряйте их за
правдивость и награждайте за их достижения.
В заключение, следует отметить, что полное устранение детской лжи
является задачей практически невыполнимой. Однако, обучение детей быть
честными и ответственными – это важная составляющая их воспитания.
Такой подход поможет им развить качества, которые понадобятся им во
3
взрослой жизни и в будущем повлияют на успешное саморазвитие и
взаимоотношения с окружающими.
4