Автор: Баженова Виктория Валентиновна
Должность: воспитатлеь
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 45
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дидактические игры для формирования элементарной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 21.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Дидактические игры для формирования элементарной математической грамотности у
детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Баженова Виктория Валентиновна
Организация: МБДОУ д/с № 45
Населенный пункт: Ставропольский край, город Ставрополь
Пояснительная записка
Актуальность: Формирование элементарной математической грамотности является
фундаментом для успешного обучения в школе и развития логического мышления. В
старшем дошкольном возрасте наиболее эффективным методом обучения является игра.
Дидактическая игра позволяет сделать сложный математический материал доступным и
интересным, обеспечивая непроизвольное усвоение знаний и умений.
Цель разработки: Систематизация и предоставление педагогам ДОУ комплекса
дидактических игр, направленных на формирование элементарной математической
грамотности у детей 5-7 лет.
Задачи:
Развитие навыков счета в пределах 10-20, умения соотносить цифру с количеством
предметов.
· Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
· Развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
· Совершенствование навыков сравнения предметов по величине, длине, ширине, высоте.
· Развитие логического мышления, внимания, памяти и речи
Целевая аудитория: Воспитатели дошкольных образовательных учреждений,
педагоги дополнительного образования, родителей.
Ожидаемые результаты: После применения игр у детей будут сформированы устойчивые
представления об основных математических понятиях, повысится познавательный
интерес, разовьются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Комплекс дидактических игр
Блок 1: Игры для развития навыков счета и представлений о числе
1. Игра "Магазин"
Цель: Закрепление счета в пределах 10-20, умения соотносить число и цифру,
формирование навыков простых арифметических действий (сложение, вычитание).
Материалы: Игрушечные товары с ценниками, цифры, игровые деньги (бумажные или
фишки), «касса».
Ход игры: Дети распределяют роли продавца и покупателей. Покупатель выбирает
товары, сверяет их стоимость с ценником и отсчитывает нужную сумму денег. Продавец
проверяет расчет, выдает «сдачу». Усложнение: покупка нескольких товаров (сложение)
или необходимость потратить определенную сумму ровно.
2. Игра "Найди домик для цифры"
Цель: Закрепление знания цифр, умения соотносить цифру с количеством предметов.
Материалы: Карточки с цифрами (1-10 или 10-20), карточки с изображением разного
количества предметов (например, 5 яблок, 7 мячиков).
Ход игры: Перед ребенком разложены «домики» – карточки с цифрами. Ребенок берет
карточку с изображением предметов, считает их и «заселяет» в домик с соответствующей
цифрой.
Блок 2: Игры для развития представлений о форме и величине
1. Игра "Волшебный мешочек" (с геометрическими фигурами)
Цель: Развитие тактильного восприятия, закрепление знаний о геометрических фигурах
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).
Материалы: Мешочек из плотной ткани, набор объемных геометрических фигур.
Ход игры: Ребенок на ощупь, не подглядывая, находит в мешочке фигуру, которую назвал
педагог («Найди, пожалуйста, круг»), или описывает ее свойства («Найди фигуру, у
которой все стороны равны и есть углы» – квадрат/ромб).
2. Игра "Построй башню по порядку"
Цель:
Формирование
умения
выстраивать
сериационные
ряды
(упорядочивание
предметов по величине).
Материалы: Набор разноцветных цилиндров или кубиков разной высоты (или ширины).
Ход игры: Дети получают задание построить башню от самого большого элемента к
самому маленькому (или наоборот), либо «улицу» из домиков, расставленных по росту
Блок 3: Игры для развития ориентировки в пространстве и во времени
1. Игра "Куда спрятался мышонок?"
Цель:
Закрепление
умения
ориентироваться
на
плоскости
и
использовать
пространственные предлоги (на, над, под, слева, справа, между, внутри).
Материалы: Игровое поле (лист А3 с изображением комнаты), маленькая фигурка
мышонка.
Ход игры: Педагог (или водящий ребенок) прячет мышонка в комнате (например, под
столом, в коробке, слева от дивана). Дети задают уточняющие вопросы, используя
пространственные термины, чтобы найти его.
2. Игра "Вчера, сегодня, завтра"
Цель: Закрепление представлений о частях суток, днях недели, последовательности
событий.
Материалы: Три коробки с надписями «Вчера», «Сегодня», «Завтра»; карточки с
изображением действий, характерных для разных частей суток или дней недели.
· Ход игры: Дети раскладывают карточки по коробкам, аргументируя свой выбор. («Я
кладу картинку «Чищу зубы» в «Сегодня – утро», потому что я сделал это сегодня
утром»).
Рекомендации по организации игр
1. Учет индивидуальных особенностей: Предлагайте детям игры разного уровня
сложности. Одному ребенку можно дать счет в пределах 5, другому – в пределах 15.
2. Создание игровой ситуации: Используйте сюжеты, сказочных персонажей, чтобы
вызвать у детей интерес.
3. Постепенное усложнение: Начинайте с простых вариантов игры, постепенно вводя
более сложные правила и задания.
4. Активное использование речи: Стимулируйте детей комментировать свои действия,
доказывать свою точку зрения.
5. Оценка и поощрение: Оценивайте не результат, а старание ребенка. Создавайте
ситуацию успеха для каждого.
Критерии оценки эффективности
Высокий уровень: Ребенок самостоятельно справляется с заданиями, может объяснить
свои действия, использует математические термины.
Средний уровень: Ребенок справляется с заданиями с незначительной помощью педагога,
понимает математические понятия, но затрудняется в их точном формулировании.
Низкий уровень: Ребенок допускает много ошибок, даже с помощью педагога,
математические понятия не сформированы.
Заключение
Представленный комплекс дидактических игр является эффективным инструментом для
педагога в формировании у старших дошкольников прочных основ математической
грамотности. Регулярное использование данных игр в образовательном процессе поможет
сделать обучение радостным и содержательным, обеспечив тем самым не только
предметные, но и метапредметные результаты развития ребенка в соответствии с ФГОС
ДО