Напоминание

«Дидактические игры для формирования элементарной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Баженова Виктория Валентиновна
Должность: воспитатлеь
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 45
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дидактические игры для формирования элементарной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 21.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Дидактические игры для формирования элементарной математической грамотности у

детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Баженова Виктория Валентиновна

Организация: МБДОУ д/с № 45

Населенный пункт: Ставропольский край, город Ставрополь

Пояснительная записка

Актуальность: Формирование элементарной математической грамотности является

фундаментом для успешного обучения в школе и развития логического мышления. В

старшем дошкольном возрасте наиболее эффективным методом обучения является игра.

Дидактическая игра позволяет сделать сложный математический материал доступным и

интересным, обеспечивая непроизвольное усвоение знаний и умений.

Цель разработки: Систематизация и предоставление педагогам ДОУ комплекса

дидактических игр, направленных на формирование элементарной математической

грамотности у детей 5-7 лет.

Задачи:

Развитие навыков счета в пределах 10-20, умения соотносить цифру с количеством

предметов.

· Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

· Развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

· Совершенствование навыков сравнения предметов по величине, длине, ширине, высоте.

· Развитие логического мышления, внимания, памяти и речи

Целевая аудитория: Воспитатели дошкольных образовательных учреждений,

педагоги дополнительного образования, родителей.

Ожидаемые результаты: После применения игр у детей будут сформированы устойчивые

представления об основных математических понятиях, повысится познавательный

интерес, разовьются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Комплекс дидактических игр

Блок 1: Игры для развития навыков счета и представлений о числе

1. Игра "Магазин"

Цель: Закрепление счета в пределах 10-20, умения соотносить число и цифру,

формирование навыков простых арифметических действий (сложение, вычитание).

Материалы: Игрушечные товары с ценниками, цифры, игровые деньги (бумажные или

фишки), «касса».

Ход игры: Дети распределяют роли продавца и покупателей. Покупатель выбирает

товары, сверяет их стоимость с ценником и отсчитывает нужную сумму денег. Продавец

проверяет расчет, выдает «сдачу». Усложнение: покупка нескольких товаров (сложение)

или необходимость потратить определенную сумму ровно.

2. Игра "Найди домик для цифры"

Цель: Закрепление знания цифр, умения соотносить цифру с количеством предметов.

Материалы: Карточки с цифрами (1-10 или 10-20), карточки с изображением разного

количества предметов (например, 5 яблок, 7 мячиков).

Ход игры: Перед ребенком разложены «домики» – карточки с цифрами. Ребенок берет

карточку с изображением предметов, считает их и «заселяет» в домик с соответствующей

цифрой.

Блок 2: Игры для развития представлений о форме и величине

1. Игра "Волшебный мешочек" (с геометрическими фигурами)

Цель: Развитие тактильного восприятия, закрепление знаний о геометрических фигурах

(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

Материалы: Мешочек из плотной ткани, набор объемных геометрических фигур.

Ход игры: Ребенок на ощупь, не подглядывая, находит в мешочке фигуру, которую назвал

педагог («Найди, пожалуйста, круг»), или описывает ее свойства («Найди фигуру, у

которой все стороны равны и есть углы» – квадрат/ромб).

2. Игра "Построй башню по порядку"

Цель:

Формирование

умения

выстраивать

сериационные

ряды

(упорядочивание

предметов по величине).

Материалы: Набор разноцветных цилиндров или кубиков разной высоты (или ширины).

Ход игры: Дети получают задание построить башню от самого большого элемента к

самому маленькому (или наоборот), либо «улицу» из домиков, расставленных по росту

Блок 3: Игры для развития ориентировки в пространстве и во времени

1. Игра "Куда спрятался мышонок?"

Цель:

Закрепление

умения

ориентироваться

на

плоскости

и

использовать

пространственные предлоги (на, над, под, слева, справа, между, внутри).

Материалы: Игровое поле (лист А3 с изображением комнаты), маленькая фигурка

мышонка.

Ход игры: Педагог (или водящий ребенок) прячет мышонка в комнате (например, под

столом, в коробке, слева от дивана). Дети задают уточняющие вопросы, используя

пространственные термины, чтобы найти его.

2. Игра "Вчера, сегодня, завтра"

Цель: Закрепление представлений о частях суток, днях недели, последовательности

событий.

Материалы: Три коробки с надписями «Вчера», «Сегодня», «Завтра»; карточки с

изображением действий, характерных для разных частей суток или дней недели.

· Ход игры: Дети раскладывают карточки по коробкам, аргументируя свой выбор. («Я

кладу картинку «Чищу зубы» в «Сегодня – утро», потому что я сделал это сегодня

утром»).

Рекомендации по организации игр

1. Учет индивидуальных особенностей: Предлагайте детям игры разного уровня

сложности. Одному ребенку можно дать счет в пределах 5, другому – в пределах 15.

2. Создание игровой ситуации: Используйте сюжеты, сказочных персонажей, чтобы

вызвать у детей интерес.

3. Постепенное усложнение: Начинайте с простых вариантов игры, постепенно вводя

более сложные правила и задания.

4. Активное использование речи: Стимулируйте детей комментировать свои действия,

доказывать свою точку зрения.

5. Оценка и поощрение: Оценивайте не результат, а старание ребенка. Создавайте

ситуацию успеха для каждого.

Критерии оценки эффективности

Высокий уровень: Ребенок самостоятельно справляется с заданиями, может объяснить

свои действия, использует математические термины.

Средний уровень: Ребенок справляется с заданиями с незначительной помощью педагога,

понимает математические понятия, но затрудняется в их точном формулировании.

Низкий уровень: Ребенок допускает много ошибок, даже с помощью педагога,

математические понятия не сформированы.

Заключение

Представленный комплекс дидактических игр является эффективным инструментом для

педагога в формировании у старших дошкольников прочных основ математической

грамотности. Регулярное использование данных игр в образовательном процессе поможет

сделать обучение радостным и содержательным, обеспечив тем самым не только

предметные, но и метапредметные результаты развития ребенка в соответствии с ФГОС

ДО



В раздел образования