Автор: Валентина Ивановна Савенкова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Брусовская СОШ"
Населённый пункт: село Брусовое Поныровского района Курской области
Наименование материала: методическая разработка урока математики
Тема: "Площадь прямоугольника"
Дата публикации: 19.11.2021
Раздел: среднее образование
Мой лучший урок в системе воспитания школы
Технологическая карта урока геометрии 8 класс
Тема урока
Площадь прямоугольника
Цель деятельности
Создать условия для выведения формулы площади прямоугольника, научить применять её
при решении практико-ориентированных задач
Тип урока
Открытие новых знаний
Планируемые результаты
(предметные)
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют
представление об основных изучаемых понятиях
Личностные результаты
Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цели, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку, участвовать в диалоге, слушать и
понимать речь других, взаимодействовать в паре, группе
Познавательные: умеют выбирать и создавать алгоритмы для решения математических
проблем
Личностные результаты в системе
воспитания школы
формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Формы работы
Фронтальная , индивидуальная, групповая
Образовательные ресурсы
Карточки с заданиями для групповой работы (практико – ориентированная задача
воспитательного характера), презентация
Сценарий урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
организа
ции
I.Мотивация к
учебной
деятельности.
Приветствие учащихся.
- Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться «Доброе утро!»
Включаются в деловой ритм урока
Ф
Цель: приветствие
детей, создание
психологической
атмосферы урока
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение
сопровождало вас в течение всего урока
Слайд 1
эпиграф к уроку:
«Ум заключается не только в знании, но и в
умении приложить знания на деле»
Аристотель.
Прокомментируйте, как вы понимаете это
высказывание?
Комментарии учащихся
II.Актуализация
знаний
Цель:
Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Систематизация знаний о площади
многоугольника, её измерении и свойствах
площадей многоугольников
Отвечают на вопросы учителя:
1)
Что такое площадь многоугольника?
2)
Как измеряются площади многоугольников?
3)
Формулируют основные свойства
многоугольников
Ф
III.Постановка
учебной задачи
Цель: Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока.
Ребята, в практико-ориентированных задачах
ОГЭ есть такое задание: сколько упаковок
плитки понадобиться, чтобы выложить какую-
то площадь?
Подумайте, что нужно знать, чтобы решить эту
задачу?
- Знаете ли вы, как найти площадь
прямоугольника?
Длину и ширину прямоугольника называют
смежными сторонами. Можно ли это доказать?
Попробуем сформулировать теорему.
Какая тема нашего урока?
Ответы учащихся;
Нужно знать форму какой геометрической фигуры
имеет плитка и площадка
Чтобы найти площадь прямоугольника нужно длину
умножить на ширину.
Площадь прямоугольника равна произведению его
смежных сторон.
Формулируют тему и цель урока.
Ф
Запишите число. Классная работа.
Какая цель нашего урока?
Подумайте, можно ли использовать свойства
площадей для доказательства теоремы?
Попробуем вместе доказать теорему.
Ответы учащихся
IV.Открытие
нового знания
Цель: доказать
теорему о площади
прямоугольника
Что дано в теореме?
Достройте прямоугольник до квадрата со
стороной (а+b)
Какое свойство можно применить для
нахождения площади квадрата? Найдите
площадь квадрата.
На какие фигуры разбит квадрат?
Как
можно найти площадь квадрата? Найдите
площадь квадрата.
Приравняйте равенства и
запишите формулу площади.
Проверка: по электронному приложению к
учебнику геометрия
Слайд 2
Как найти длину прямоугольника, зная
площадь и ширину?
Как найти ширину прямоугольника, зная
площадь и длину?
Слайд 3
Поэтапное доказательство теоремы:
1. Достраивают прямоугольник до квадрата со стороной
(а+b)
2.S кв. =(a+b)
2
=а
2
+2аb+b
2
3.S кв. = 2S+а
2
+b
2
а
2
+2аb+b
2
= 2S+а
2
+b
2
S=ab
S
a = ──
b
S
b = ──
b
Самосто
ятельная
работа
по
алгорит
му
V.Закрепление
изученного
«Ум заключается не только в знании, но и в
умении приложить знание на деле».
Вычисляют площадь, длину и ширину прямоугольника
№ 452
материала
Цель:
Отрабатывать
умение применять
формулу площади
прямоугольника
- Пора подтвердить это высказывание
практикой.
Решение задач на нахождение площади
прямоугольника, длины и ширины
Работа по учебнику. Задача № 452
1 вариант (а,в),
2 вариант(б,г) ;
Взаимопроверка
А сейчас отдохнем и вспомним, какие военные
действия происходили на территории нашего
района летом 1943 года. Приложение 1.
Слайд 6-8.
Как связана тема нашего урока с этими
воспоминаниями?
Приложение 2
На плане представлен дизайн – проект
захоронения советских воинов, погибших в
боях с немецко-фашистскими захватчиками в
1943 году
Сторона клетки равна 0,4 м. По периметру
участка установлен забор. Справа и слева от
входа и по всей длине - газон . Напротив входа
расположена стела с надписью: «Вечная память
героям, павшим смертью храбрых в боях за
Родину против немецко-фашистских
1 вариант
а) Дано: a=8,5см в)Дано: а=32 см
b = 3,2 cм S = 684,8см
2
Найти: S Найти: b
Решение: Решение:
S = аb= 8,5×3,2=27,2 см
2
b= S : а = 684,8 :32=21,4 см
Ответ: 27,2 см
2
Ответ: 21,4 см
2 вариант
b)Дано: а=2√2 см г) Дано: b=4,5см
b = 3см S = 12,25 см
Найти: S Найти: а
Решение: Решение:
S = аb=2√2× 3=6√2см
2
а= S/
b= 12,25 /4,5=2,7см
Ответ: 6√2см
2
Ответ: 2,7 см
Каждое памятное место занимает кусочек земли -
площадь в виде прямоугольника.
Решение практико- ориентированной задачи .
Детям выдаётся план захоронения и описание к нему.
Слайд 10
Работают группами под наблюдением учителя.
Нужно найти:
1) кратчайшее расстояние от входа до памятника Ивана
Дмитриевича;
2) Длину изгороди;
3) Сколько упаковок понадобилось строителям, если в
одной упаковке 25 плиток.
Решение
1. Длина изгороди – это периметр прямоугольника
И
Г
захватчиков на Курской дуге в 1943 году».
Слева и справа от неё растут лиственные
деревья. По левую сторону забора установлена
стела, на которой высечены имена воинов. По
всей территории установлены памятники.
Крайний правый – Герою Советского Союза,
лётчику-капитану Сидорову Ивану
Дмитриевичу.
Оставшаяся территория выложена тротуарной
плитой размером 10см х 20см.
Найти: 1) Кратчайшее расстояние от входа до
памятника Ивану Дмитриевичу с точностью до
десятых;
2) Длину изгороди;
3) Сколько упаковок понадобилось
строителям, чтобы выложить оставшуюся
площадь, если в одной упаковке 50 плиток.
Решение задачи проверим по слайду
Р= 2(а+в)
а=0.4×64=25,6 м: в= 0,4×15=6м
Р = 2(25,6+6) = 63,2 м
Ответ: 63,м
2. Построить прямоугольный треугольник и по теореме
Пифагора найти гипотенузу:
a
2
+
b
2
=
c
2
6
2
+ 24
2
= 36 + 576 = 612; √612 = 24,7клеток
0,4×24,7=9,85 ≈9,9 м – расстояние от входа до
памятника.
Ответ: 9,9 м
3. Площадь всей территории – это площадь
прямоугольника : S = 25,6×6=153,6 м
2
Площадь под деревьями - плошадь 4 квадратов со
стороной 3 клетки ( 3×0,4 =1,2 м) S = 4 ×1,2
2
= 5,56
м
2
Площадь под центральной стелой: S = 1.6 ×
0,65=1,04м
2
Площадь под левой стелой: S = 0,4×2=0,8 м
2
Площадь под памятниками: S = 10×2×0,4 ×0,8= 6.4 м
2
Площадь под газонами: S = 0,8×25,6 = 1,2 ×(25, -2,4)=
20,48 +27.87=48.32м
2
Площадь территории, выложенной тротуарной плитой:
из всей площади вычесть сумму площадей, не
выложенных плиткой: 153,6 -
(5,56+1,04+0,8+6,4+48,32)=91,48м
2
На 1м
2
можно уложить 50 плиток (1:0,02=50)
Следовательно понадобится 92 упаковки.
Ответ: 92 упаковки.
VI.Самостоятельна
я работа
Цель: Закрепить
Вспомним алгебру. Как решаются задачи с
помощью уравнений?
Найдите стороны прямоугольника, если:
а) Пусть x см – одна сторона, тогда 2,5 x см – другая
сторона . Известно, что площадь равна 250 см
2
.
Составлю и решу уравнение: х×2,5х=250
И
полученные знания
а) его площадь равна 250 см
2
, а одна из сторон в
2,5 раза больше другой.
b) его площадь равна 9 м
2
, а периметр равен 12.
Взаимопроверка
х=10см- одна сторона, 2,5×10 = 25см- другая сторона.
Ответ: 10 см: 25 см.
b) а+ b =6(м); а=6- b; (6-b) b=9; b
2
- 6b +9 =0
b=3; а=3
Ответ: 3м; 3м.
VII.Рефлексия
Цель: осознание
выполненной
работы и
самооценка своей
деятельности
Шёл мудрец и встретил 3 работников. Что ты
сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил: «Я целый день таскал
ненавистные камни».
Второй ответил: «Я немного устал, но
добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил: «Сегодняшняя работа принесла
мне радость и удовлетворение»
Оцените свою работу на уроке.
Если вы были первыми, то возьмите красный
прямоугольник, если - вторыми –жёлтый, а если
третьими – синий.
Давайте составим из них прямоугольник, каких
цветов на нём больше?
Оценивают свою работу качественно
Словесн
ая
беседа
VIII.Подведение
итогов урока.
Оценка.
Закончите предложения:
На сегодняшнем уроке я узнал,,,
Сегодня я сумел,,,
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Почему?
Оценивают работу
Рефлекс
ивная
беседа
IX.Домашнее
задание
П,50 стр.122 теорема.
Творческое задание: рассчитать, сколько краски
потребовалось строителям , чтобы покрасить
стены спортзала в нашей школе, если банка
краски объёмом 2,5 л хватает на окраску
площади в 25 м
2
? В зале: 3 окна - 2х3 м; 2
двери - 0,9х1,9м ; 1 дверь - 1,3х1,9м. Размеры
зала: 18х9х6.
Группов
ая
работа