Автор: Юлия Игоревна Шеремет
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ "Центр образования"
Населённый пункт: г. Волгодонска
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики»,
Дата публикации: 18.11.2024
Раздел: среднее образование
Выступление на педагогическом совете
«Формирование функциональной грамотности
обучающихся на уроках математики»,
Шеремет Ю.И., учитель математики
МБОУ СШ «Центр образования» г. Волгодонска
Слайд 1-2
Добрый день, уважаемые коллеги!
Актуальность
обсуждаемой
темы
формирования
функциональной
грамотности
очень
точно
выражена
в
высказывании
великого
педагога
Константина Дмитриевича Ушинского: «Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
Современная
система
школьного
образования
переживает
большие
изменения в своей структуре. Приоритетной целью становится формирование
функциональной грамотности, и, несомненно, новые требования предъявляются к
преподаванию школьных предметов, и математики, в частности.
Слайд 3
Математическая грамотность – это способность человека мыслить
математически, формулировать, применять и интерпретировать математику
для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в
себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания,
объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения,
которые
должны
принимать
конструктивные,
активные
и
размышляющие граждане в 21 веке.
Сегодня я предлагаю Вам познакомится с методами, приемами, а также
задачами
и
упражнениями,
которые
использую
я
для
формирования
математической грамотности:
1.
Приём «Верные и неверные утверждения», способствует актуализации
знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, дает
возможность быстро включить детей в работу и логично перейти к изучению
темы урока. Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение
анализировать информацию, умение выражать свое мнение.
Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по
правилу: верно или не верно.
1) На доске таблица с заданиями, где есть ошибки. Необходимо проверить
результат, и поставить +, если результат правильный, и - , если не правильный.
- 0,6 · 4 = - 2,4 Дорогу
- 6 · (-0,3 ) = 0,18 Математика
- 1,5 · 2 = - 3 Осилит
- 3 · (- 0,6) = - 1,8 Гимнастика
- 1 + 7 = 4 Ума
2
-5 + 9 = 1 Идущий
4
Подряд прочитайте слова, напротив которых поставили +. Получится
высказывание - «Дорогу осилит идущий», которое будет девизом урока.
2.
Приём «Кластер»
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при
погружении в ту или иную тему.
3.
«Ромашка Блума» — это техника развития критического мышления.
Она позволяет через шесть групп вопросов (простые, уточняющие,
объясняющие, творческие, оценочные, практические) рассмотреть
изучаемый материал с разных сторон.
4.
Игра «Магазин»
К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно
внести изменения в ценники.
Назначается «директор магазина», который приглашает несколько
«бухгалтеров», которые на доске выполняют нужные вычисления.
Перейдём к конкретным задачам и упражнениям
1.
Задания на понимание и применение математической символики и
терминологии. ( Применение знаков и символов +, -, больше, меньше;
умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить)
на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры
объема, веса.
Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:
1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);
2) Высоты монеты (мм, см, м, км);
3) Длины парты (мм, см, м, км).
2.
Задания семейно-практического содержания. Например, «Один день из
жизни семьи»
1.
Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея
нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
2.
Поскольку нельзя купить 0.25 пачки клея, мы должны округлить результат в большую
сторону до целого числа. Таким образом, необходимо купить 6 пачек клея.
«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно.
Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и
способствует формированию математической грамотности.