Напоминание

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики»,


Автор: Юлия Игоревна Шеремет
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ "Центр образования"
Населённый пункт: г. Волгодонска
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики»,
Дата публикации: 18.11.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на педагогическом совете

«Формирование функциональной грамотности

обучающихся на уроках математики»,

Шеремет Ю.И., учитель математики

МБОУ СШ «Центр образования» г. Волгодонска

Слайд 1-2

Добрый день, уважаемые коллеги!

Актуальность

обсуждаемой

темы

формирования

функциональной

грамотности

очень

точно

выражена

в

высказывании

великого

педагога

Константина Дмитриевича Ушинского: «Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

Современная

система

школьного

образования

переживает

большие

изменения в своей структуре. Приоритетной целью становится формирование

функциональной грамотности, и, несомненно, новые требования предъявляются к

преподаванию школьных предметов, и математики, в частности.

Слайд 3

Математическая грамотность – это способность человека мыслить

математически, формулировать, применять и интерпретировать математику

для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в

себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания,

объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль

математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать

решения,

которые

должны

принимать

конструктивные,

активные

и

размышляющие граждане в 21 веке.

Сегодня я предлагаю Вам познакомится с методами, приемами, а также

задачами

и

упражнениями,

которые

использую

я

для

формирования

математической грамотности:

1.

Приём «Верные и неверные утверждения», способствует актуализации

знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, дает

возможность быстро включить детей в работу и логично перейти к изучению

темы урока. Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение

анализировать информацию, умение выражать свое мнение.

Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по

правилу: верно или не верно.

1) На доске таблица с заданиями, где есть ошибки. Необходимо проверить

результат, и поставить +, если результат правильный, и - , если не правильный.

- 0,6 · 4 = - 2,4 Дорогу

- 6 · (-0,3 ) = 0,18 Математика

- 1,5 · 2 = - 3 Осилит

- 3 · (- 0,6) = - 1,8 Гимнастика

- 1 + 7 = 4 Ума

2

-5 + 9 = 1 Идущий

4

Подряд прочитайте слова, напротив которых поставили +. Получится

высказывание - «Дорогу осилит идущий», которое будет девизом урока.

2.

Приём «Кластер»

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий

сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в ту или иную тему.

3.

«Ромашка Блума» — это техника развития критического мышления.

Она позволяет через шесть групп вопросов (простые, уточняющие,

объясняющие, творческие, оценочные, практические) рассмотреть

изучаемый материал с разных сторон.

4.

Игра «Магазин»

К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно

внести изменения в ценники.

Назначается «директор магазина», который приглашает несколько

«бухгалтеров», которые на доске выполняют нужные вычисления.

Перейдём к конкретным задачам и упражнениям

1.

Задания на понимание и применение математической символики и

терминологии. ( Применение знаков и символов +, -, больше, меньше;

умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить)

на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры

объема, веса.

Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);

2) Высоты монеты (мм, см, м, км);

3) Длины парты (мм, см, м, км).

2.

Задания семейно-практического содержания. Например, «Один день из

жизни семьи»

1.

Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея

нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

2.

Поскольку нельзя купить 0.25 пачки клея, мы должны округлить результат в большую

сторону до целого числа. Таким образом, необходимо купить 6 пачек клея.

«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно.

Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать,

обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и

способствует формированию математической грамотности.



В раздел образования