Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания


Автор: Степанова Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГКОУ "Детский дом-школа "Дом детства"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Дата публикации: 18.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Введение

Функциональная

грамотность

в

современном

образовании

понимается как способность человека эффективно взаимодействовать

с

окружающим

миром,

решая

разнообразные

задачи

на

основе

приобретённых знаний и умений. В контексте преподавания истории и

обществознания она предполагает не только усвоение фактов, но и

развитие

навыков

критического

мышления,

анализа

социальных

процессов,

интерпретации

источников

и

применения

знаний

в

реальных жизненных ситуациях.

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и

обществознания

требует

системного

подхода,

включающего

как

методические приёмы, так и содержательные аспекты преподавания. В

данной

статье

рассматриваются

ключевые

направления

работы,

позволяющие

развить

у учащихся компетенции,

необходимые для

осмысленного участия в общественной жизни.

1.

Понятие

и

структура

функциональной

грамотности

в

контексте исторического и обществоведческого образования

Функциональная грамотность в области истории и обществознания

включает несколько взаимосвязанных компонентов:

1. Информационная

грамотность

умение

работать

с

различными

источниками,

анализировать

и

интерпретировать

данные.

2. Критическое

мышление

способность

оценивать

достоверность информации, выявлять причинно-следственные

связи, распознавать манипуляции.

3. Социально-гражданская

компетентность

понимание

правовых и политических процессов, готовность к осознанному

участию в общественной жизни.

4. Коммуникативная грамотность – навыки аргументированного

высказывания, ведения дискуссии, оформления выводов.

Эти компоненты формируются через активные методы обучения,

проблемные задания и межпредметные связи.

2.

Методы

формирования

функциональной

грамотности

на

уроках истории

2.1. Работа с историческими источниками

Анализ документов, карт, статистики, мемуаров и других источников

развивает у учащихся навыки верификации информации. Важно учить

школьников:

определять авторскую позицию и контекст создания документа;

сопоставлять разные точки зрения;

выявлять тенденциозность и пропагандистские приёмы.

Например, при изучении революций можно предложить сравнить

декреты советской власти и воспоминания участников событий, чтобы

понять мотивы разных социальных групп.

2.2. Использование кейс-метода

Кейсы, основанные на реальных исторических событиях, позволяют

моделировать ситуации, требующие анализа и принятия решений.

Учащиеся могут обсуждать:

альтернативы

политических

решений

(например,

почему

Временное

правительство

в

1917

году

не

смогло

удержать

власть);

последствия экономических реформ (НЭП, индустриализация);

этические дилеммы (коллаборационизм в годы Второй мировой

войны).

Такой подход развивает способность оценивать события с разных

позиций.

2.3. Дискуссии и дебаты

Спорные исторические вопросы (оценка личности Ивана Грозного,

роль

Сталина

в

Великой

Отечественной

войне)

стимулируют

аргументированную полемику. Правила ведения дискуссии должны

включать:

опору на факты;

уважение к оппоненту;

чёткую структуру выступления.

Это формирует культуру диалога и умение отстаивать свою позицию.

3.

Формирование

функциональной

грамотности

на

уроках

обществознания

3.1. Анализ современных социальных процессов

Обществознание

даёт

инструменты

для

понимания

актуальных

явлений: экономических кризисов, политических выборов, правовых

конфликтов. Эффективные приёмы работы:

разбор

кейсов

из

СМИ

(например,

анализ

предвыборных

программ партий);

моделирование

судебных

процессов

(рассмотрение

гипотетических дел с применением норм права);

исследование

локальных

проблем

(экология,

молодёжная

политика).

3.2. Финансовая и правовая грамотность

Практико-ориентированные задания помогают применять знания в

жизни:

расчёт налогов и составление семейного бюджета;

разбор трудовых конфликтов (невыплата зарплаты, незаконное

увольнение);

изучение основ потребительского права.

Такие упражнения повышают адаптивность учащихся в реальных

ситуациях.

3.3. Проектная деятельность

Социальные

проекты

(организация

школьного

самоуправления,

благотворительные

акции)

развивают

инициативность

и

навыки

коллективной работы. Этапы реализации:

выявление проблемы (например, низкая активность учеников в

школьной жизни);

сбор информации (опросы, интервью);

разработка и презентация решения.

Этот метод

связывает теорию с практикой,

формируя активную

гражданскую позицию.

4. Оценка сформированности функциональной грамотности

Для проверки достижений учащихся используются:

комплексные

задания (анализ

текста

с

последующими

выводами);

ситуационные задачи (решение проблемы на основе знаний);

эссе (аргументированное изложение позиции).

Критерии оценивания должны включать не только

правильность

ответа, но и логику рассуждения, умение применять знания.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и

обществознания – это процесс, требующий системного подхода. Через

работу с источниками, дискуссии, кейсы и проекты учащиеся развивают

навыки, необходимые для анализа социальных явлений и принятия

осознанных решений. Успешность этой работы зависит от сочетания

традиционных и инновационных методик, а также от ориентации на

практическую значимость знаний. В результате выпускники становятся

не

просто

носителями

информации,

а

активными

и

критически

мыслящими гражданами.



В раздел образования