Автор: Двоеносова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №243
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Картотека
Тема: Социально-эмоциональное развитие
Дата публикации: 18.04.2025
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА ИГР ПО СОЦИАЛЬНО-
ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Барнаул
1
О
Содержание
Картотека №1.................................................................................................................3
Тема: «Ой, лады»..........................................................................................................3
Картотека №2.................................................................................................................4
Тема: «Паровозик»........................................................................................................4
Картотека №3.................................................................................................................5
Тема: «Передай мяч».....................................................................................................5
Картотека №4.................................................................................................................6
Тема:«Ласковое имя»....................................................................................................6
Картотека №5.................................................................................................................7
Тема: «Дотронься ласково»..........................................................................................7
Картотека №6.................................................................................................................8
Тема: «Спаси птенца»...................................................................................................8
Картотека №7.................................................................................................................9
Тема: «Ласковый ребенок»..........................................................................................9
Картотека №8...............................................................................................................10
Тема: «Цветные коврики»...........................................................................................10
Картотека №9...............................................................................................................11
Тема: «Кто лучше разбудит?»....................................................................................11
Картотека №10.............................................................................................................12
Тема: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»................................................12
Картотека №11.............................................................................................................13
Тема: «Вместе играем»...............................................................................................13
Картотека №12.............................................................................................................14
Тема: «Кто пришел к нам в гости?»...........................................................................14
Картотека №13.............................................................................................................15
Тема: «Листочек падает»............................................................................................15
Картотека №14.............................................................................................................16
Тема: «Колокольчик»..................................................................................................16
Картотека №15.............................................................................................................17
Тема: «Солнечный лучик»..........................................................................................17
Картотека №16.............................................................................................................18
Тема: «Подарим фрукты»...........................................................................................18
Картотека №17.............................................................................................................19
Тема: «У кого какая игрушка?»..................................................................................19
Картотека №18.............................................................................................................20
Тема: «Флажок»...........................................................................................................20
Картотека №19.............................................................................................................21
Тема: «Праздничный салют»......................................................................................21
Картотека №20.............................................................................................................22
Тема: «Наше солнце»..................................................................................................22
2
Картотека №1.
Тема: «Ой, лады».
Цель: воспитывать добрые отношения друг другу.
Содержание: Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.
Лады-лады-ладушки,
Хлопают в ладоши.
Мы пекли оладушки,
Имитируют действие.
Маслом поливали,
Указательным пальцем водят по ладошке.
Деток угощали…
Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,
Тане – два, Ване – два и…
(воспитатель называет свое имя) – тоже два!
Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!
Все дружно хлопают в ладоши.
3
Картотека №2.
Тема: «Паровозик»
Цели:
учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников,
действовать по показу и словесной инструкции.
Содержание: Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в
паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель
поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее:
«Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной,
держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи
его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».
4
Картотека №3.
Тема: «Передай мяч».
Цели: учить взаимодействовать со сверстниками.
Материал: мяч.
Содержание:
Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает
детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку,
называя его по имени («На, Петя»).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
5
Картотека №4.
Тема:«Ласковое имя».
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Содержание: Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в
центр. Все остальные дети при помощи воспитателя называют варианты
ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
6
Картотека №5.
Тема: «Дотронься ласково».
Цель: учить детей включаться в разные формы коммуникации.
Содержание: Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий
ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие
шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего
соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в
обращении, то помогают им.
Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до
носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять
выполнять все.
Взрослые
активно
помогают
малышам
включаться
в
разные
формы
коммуникации.
7
Картотека №6.
Тема: «Спаси птенца».
Цели: воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Материал: ватные комочки (птенчики).
Содержание: Детям раздают ватные комочки – это «птенчики».
Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно,
он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по
кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца,
поднимаются на носочки и отпускают его.
8
Картотека №7.
Тема: «Ласковый ребенок».
Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и
вербальным способам взаимодействия с партнером.
Содержание: Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе
одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в
глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот
так. Я ласковая».
Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему
повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и
при необходимости оказывая ему помощь.
В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу,
посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем
взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.
9
Картотека №8.
Тема: «Цветные коврики».
Цель:
учить передавать эмоции в соответствии с цветом.
Материал: коврик желтого, черного цвета.
Содержание: для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный
коврики (их кладут перед детьми).
Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк
злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый,
добрый, его мы поставим на желтый коврик».
Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев. Затем
можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы,
грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на
коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик
черного цвета и изобрази ее».
10
Картотека №9.
Тема: «Кто лучше разбудит?».
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Материал: кошка, коврик.
Содержание: Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на
коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку».
Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но
всякий раз ласково.
11
Картотека №10.
Тема: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!».
Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Материал: стул.
Содержание:
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой
понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова:
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!».
12
Картотека №11.
Тема: «Вместе играем».
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Материал:
для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок,
паровозик и вагончик, машина и кубики.
Содержание: Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки,
предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять
предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.
В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка
по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили
паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».
13
Картотека №12.
Тема: «Кто пришел к нам в гости?».
Цель:
способствовать
развитию
самоуважения
детей,
активизировать
доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Содержание: Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с
ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог
подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это
животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам
пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются
догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.
14
Картотека №13.
Тема: «Листочек падает».
Цель: развивать умение сотрудничать.
Материал: лист бумаги.
Содержание:
Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем
отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз
и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в
листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем
опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то
есть плавно опустить руки на стол.
Игру можно повторить несколько раз.
Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.
15
Картотека №14.
Тема: «Колокольчик».
Цель: учить проявлять симпатию к сверстникам.
Материал: колокольчик.
Содержание: Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик:
С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)
С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)
Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.
Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?
Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.
16
Картотека №15.
Тема: «Солнечный лучик».
Цель:
развивать
тактильные
ощущения,
учить
выполнять
нежные
прикосновения.
Содержание:
Дети
вытягивают
ладошки.
Воспитатель
рассказывает
стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:
Солнечный лучик коснулся руки
Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, в месте нам
будет с тобой веселей».
17
Картотека №16.
Тема: «Подарим фрукты».
Цель: учить проявлять добрые отношения к сверстникам.
Материал: фрукты.
Содержание: Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:
Ты яблоко бери и Тане дари.
Ты грушу бери и Маше дари.
Ты банан бери и Пете дари.
18
Картотека №17.
Тема: «У кого какая игрушка?».
Цель: учить делиться игрушками.
Материал: игрушки по количеству детей.
Содержание: Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить
всем детям, затем на одну меньше.
Встали дети в круг, в круг,
Кулачками стук-стук.
Мы идем вперед, вперед,
Ножками топ-топ.
Мы идем назад, назад,
Вот так, вот так!
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали.
19
Картотека №18.
Тема: «Флажок».
Цель: учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.
Материал: флажок.
Содержание: Дети становятся в круг. Увидали флажок: Флажок держит
воспитатель.
«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»
Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.
Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.
Ваня берет флажок, поднимает его.
Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:
«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»
Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, игра повторяется.
20
Картотека №19
Тема: «Праздничный салют».
Цель: учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.
Материал: Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для
«салюта».
Содержание: Воспитатель читает стихотворение:
Грянул гром, веселый гром.
Засверкало все кругом.
Рвутся вы небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный салют.
Раз, два, три, салют радости дари!
Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.
21
Картотека №20
Тема: «Наше солнце».
Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Материал: Ватман, карандаши, краски.
Содержание: Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем
обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети
раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге
получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.
22