Автор: Данилова Айталина Александровна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №318
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Хангаласский район п.Мохсоголлох
Наименование материала: Методическая разработка по проведению конкурса профессионального мастерства по профессии Швея
Тема: Лучший по профессии "Швея"
Дата публикации: 18.02.2023
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №318
СОГЛАСОВАНО
Методист ОУ №318
______ _Скрябина Н.Л.
«___» _________ 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКП ОУ 3318
_______ Корякин А.И.
«___» _______ 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ»
19601 «ШВЕЯ»
2022 г.
Пояснительная записка
Самый
эффективный
способ
восприятия
изучаемого
материала
обучающимися происходит при объединении теории и практики в единое целое
совмещенное занятие, каким является конкурс профессионального мастерства.
Подготовка к данному конкурсу проводится мастером в течение всего периода
обучения.
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
обучающихся
по
профессии
«Швея»,
реализующих
основную
программу
профессионального
обучения сроком четыре месяца. Методическая цель разработки: повышение
компетентности педагога по вопросу учебной мотивации обучающихся.
Конкурс побуждает обучающихся на уроках специальной технологии и
учебной практики углублять знания, умения и навыки. В то же время проведение
конкурса дает мастеру возможность совершенствовать методику проведения
учебной практики, подходы к развитию интереса к профессии.
Конкурс позволяет проанализировать все недостатки в организации и
проведении уроков специальной технологии и учебной практики, вопросы и темы,
которым уделялось мало внимания.
Конкурс
профессионального
мастерства
-
это
еще
и
увлекательное
соревнование среди учащихся, существенно повышающее качество обучения и
приближающее его к практической деятельности.
Данная методическая разработка поможет мастерам производственного
обучения, преподавателям в определении подходов в эффективной организации
процесса
обучения,
повышения
активной
самостоятельной
деятельности,
формирования
более прочных умений и навыков, направленных на освоение и
развитие мышления, памяти обучающихся.
I.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства
среди учащихся группы «Швея»
«Лучший по профессии»
I.1
Цельи задачи конкурса
Цель:Конкурс проводится с целью повышения качества профессионального
обучения, пропаганды рабочих профессий, совершенствования форм, методов и
средств
производственного
обучения,
выявление
и
поощрение
лучших
обучающихся по профессии «Швея».
Задачи:
- совершенствование профессионального мастерства, личностного развития
обучающихся;
- раскрытие творческого потенциала обучающихся;
- определение уровня квалификации обучающихся;
-
выявление
рациональных
приемов
труда,
современных
технологий
изготовления швейных изделий.
- повышение интереса обучающихся к своей будущей профессии и ее
социальной значимости;
I.2
Место проведения конкурса
Федеральное казенное профессиональноеобразовательное учреждение №318
мастерская производственного обучения по профессии «Швея».
I.3
Содержание и условия проведения конкурса
Конкурс
проводится
на
основании
приказа
о
проведении
конкурсов
профессионального мастерства среди учащихся ФКПОУ № 318.
Конкурс проводится среди обучающихся по профессии 19601 «ШВЕЯ» и
включает в себя два этапа:
Первый этап –выполнение практической части.
Конкурсанты выполняют швейное изделие – «Прихватка – рукавица».
Технический рисунок.
Второй этап – проверка теоретических знаний на этапе рефлексии конкурса.
Теоретическая часть заключается в устной проверке знаний обучающихся по
выполнению машинных и ручных работ, применение ВТО.
Третий этап - подведение итогов.
I.4
Критерии оценки
Оценка практического задания проводится по 10 бальной системе по
критериям, оценка теоретической части - по 5 бальной системе.
Основными критериями оценки являются:
- качественный пошив изделияв соответствии с технологией обработки;
- соблюдение технических условий и времени, отведённого на пошив изделий;
- правильное и рациональное выполнение трудовых приёмов;
- творческое отношение к оформлению изделия;
- соблюдение норм и правил безопасности труда;
- грамотное и логичное изложение ответа на теоретические вопросы.
1.5Основные требования к участникам конкурса:
- каждый участник конкурса должен обладать знаниями основ технологии и
навыками работы на швейном оборудовании;
- каждый участник подготавливает рабочее место, выбирает необходимое
оборудование, инструменты, материалы.
1.6Участникам конкурса запрещается:
-консультироваться и пользоваться чьей- либо помощью при выполнении
заданий,
кроме
эскизов
прихваток,
технологической
карты
и
алгоритма
выполнения действий (приложения 1-2);
-покидать
рабочее
место
без
разрешения
мастера
производственного
обучения.
1.7 Награждение
- Победителями конкурса становятся 3 участника, набравшие максимальное
количество баллов.
- Участники, занявшие призовые места, награждаются грамотами.
- Участники, не занявшие призовые места отмечаются сертификатами.
1.8 Состав жюри
Председатель жюри: …
Члены жюри: …
II.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
II.1
Тема: Изготовление прихватки-рукавицы
II.2
Тип занятия: контрольно-проверочный
II.3
Вид занятия: конкурс профессионального мастерства среди учащихся группы
«Швея»Швейная машинка SINGER 8280 000000000000698
II.4
Материально- техническое оснащение:
- универсальные швейные машинки: «ActraLuxGoldline», «SINGER 8280»
-
инструменты для ручных работ:ножницы, мел портновский, ручные иглы, нитки,
булавкидля закалывания, лекала, игольница, тесьма для декорирования, пуговицы.
- материалы: детали кроя прихватки, утеплитель термофин.
II.5
Методы ведения занятия: словесный,практический.
II.6
Форма организации процесса обучения: фронтальная; индивидуальная.
ХОД КОНКУРСА
1.
Организационный этап: 5 минут
-открытие конкурса;
- организация внимания и готовности конкурсантов;
- ознакомление участников с целями конкурса;
- сообщение темы конкурса;
- представление членов жюри.
3.Основной этап: 180 минут
-Ознакомить участников конкурса с критериями оценки практического задания и
теоретической части конкурса.
-Раздать участникам технологические карты конкурса.
- Назвать технические условия на изготовление прихваток-рукавиц.
-Выдать конкурсантам инструменты и материалы.
-Инструктирование конкурсантов:
соблюдение правил и норм безопасности труда;
организация рабочего места;
применение трудовых приёмов;
соблюдение технических условий;
рациональное использование рабочего времени.
-Выполнение практического задания.
-Теоретического часть урока, рефлексия.
- Сдача готовых изделий.
- Уборка рабочего места.
Целевые обходы рабочих мест участников:
-Проверить организацию рабочих мест.
-Проверить правильность выполнения трудовых приемов.
-Проверить правильность соблюдения технических условий.
4. Заключительный этап (15 минут)
Оценивание выполненной работы (работа жюри):
- оценка качества выполненной работы;
- выявление недостатков и недочетов в работе.
Подведение итогов конкурса:
- сообщение о выполнении цели конкурса;
- демонстрация итогов выполнения практической части;
- награждение победителей.
III.
Сценарий конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии»
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Уважаемые
участники
конкурса,
жюри
и
присутствующие,
я
рада
приветствовать Вас сегодня здесь в учебно-производственной мастерской по
профессии «Швея», где пройдёт конкурс профессионального мастерства «Лучший
по профессии».
Каждому участнику конкурса будет предоставлена возможность показать
свои знания, умения, практические навыки, которыми они овладели за такой
короткий период времени обучения. Конкурсанты продемонстрируют также и
свои творческие способности.
Конкурс проводится с целью повышения качества профессионального
обучения, пропаганды рабочих профессий, совершенствования форм, методов и
средств
производственного
обучения,
выявление
и
поощрение
лучших
обучающихся по профессии «Швея».
Тема конкурса: «Изготовление прихватки-рукавицы» с
аппликацией
новогодней тематики.
Прихватки для кухни – вещь необходимая и совершенно незаменима.Но как
же она появилась, кто первым придумал использовать ее с целью — не обжечь
руки от огня?
Бесспорно, именно огонь стал причиной ее появления в нашем быту. Огонь,
как
способ
приготовления
горячей
пищи
для
человека.
Сегодня
такую
«защитницу» от огня и раскаленной посуды изготавливают из пряжи и текстиля.
Конечно, первые прихватки не были такими удобными и изящными, как
современные кухонные атрибуты.
Красивые, практичные, стильные... Шить иходно удовольствие!
Сегодня конкурсантам нужно сшить прихватку-рукавицу,
соблюдая все
технические требования, проявляя творческий подход.
Ведущий представляет участников конкурса.
(Конкурсанты занимают
свои места)
Для объективного судейства у нас присутствуют члены жюри. Позвольте вам
их представить:
Председатель жюри: …
Члены жюри: …
Конкурс будет состоять из трех этапов:
1. этап – практическая часть. Конкурсанты выполнят заданное изделие;
2. этап – проверка теоретических знаний по выполненным заданиям в форме
устных вопросов;
3. этап – подведение итогов.
3.2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
- Ознакомить участников конкурса с критериями оценки практического
задания и теоретической части конкурса.
Оценка практического задания проводится по 10 бальной системе по
критериям, оценка теоретической части - по 5 бальной системе.
Основными критериями оценки являются:
- качественный пошив изделия в соответствии с технологией обработки;
- соблюдение технических условий и времени, отведённого на пошив изделий;
- правильное и рациональное выполнение трудовых приёмов;
- творческое отношение к оформлению изделия;
- соблюдение норм и правил безопасности труда;
- грамотное и логичное изложение ответа на теоретические вопросы;
- обоснование собственного высказывания с точки зрения теоретических
положений.
- Раздать участникам технологические карты конкурса.
-
Назвать
технические
условия
на
изготовление
прихваток-
рукавиц(разъяснить, на какие сложности стоит обратить внимание)
- Выдать конкурсантам инструменты и материалы.
Получают нитки,
ножницы, крой изделия (расписываются в журнале по ТБ). При выполнении
работы можно использовать алгоритм пошива прихватки.
-Инструктирование конкурсантов:
соблюдение правил и норм безопасности труда
на что стоит обратить внимание при выполнении машинных
строчек:
- не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;
- не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола
их иглой;
- располагать припуски на швы справа от иглы, само изделие располагается—
слева;
- прокладывать машинную строчку точно по намеченным линиям;
- не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
организация рабочего места;
применение трудовых приёмов;
соблюдение технических условий;
рациональное использование рабочего времени.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
На практический этап выделяется – 3 часа.
Оцениваться этот этап будет по следующим критериям:
Организация рабочего места
Соблюдение техники безопасности и охраны труда
Качество выполнения строчки
Соблюдение технологической последовательности обработки
Качество выполнения операций влажно-тепловой обработки
Время изготовления изделия
Конкурсанты приступают к выполнениюпрактического задания.
Целевые обходы рабочих мест участников:
-Проверить организацию рабочих мест.
-Проверить правильность выполнения трудовых приемов.
-Проверить правильность соблюдения технических условий.
По окончании выполнения практического задания, конкурсанты подписывают
работу и сдают членам жюри для оценивания.
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧАСТЬ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ.
Теоретическая часть конкурса пройдет в виде рефлексии, ответы на устные
вопросы, по выполненным вами технологическим операциям и техническими
условиями выполнения тех или иных трудовых навыков с применением
терминологии.
Грамотное и логичное изложение ответа на теоретические вопросы дает право
получить максимально 5 баллов.
- Сдача готовых изделий.
- Уборка рабочего места.
3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
По завершению последнего этапа конкурса члены жюри удаляются для
подведения итогов конкурса.
Подведение итогов конкурса:
Подведение
итогов
конкурса.
Победителем
конкурса
«Лучший
по
профессии» становится участник, набравший максимальное количество баллов.
Жюри
готово
огласить
результаты
конкурса.
Слово
предоставляется
председателю жюри!
Награждение победителей и участников грамотами, сертификатами.
Заключение
Конкурса профессионального мастерства. Что даёт данное мероприятие?
Повышение
качества
профессиональных
знаний
и
формирование
профессиональных умений, навыков у обучающихся. Конкурс содействует
активизации
познавательной
и
практической
деятельности,
готовности
воспроизводить
усвоенные
знания,
демонстрировать
способы
и
приёмы
деятельности, популяризации профессии.
Такая форма проведения мероприятия не только повышает активность
обучающихся, уровень успешности, но и создаёт эмоциональное благополучие.
Выполненная в рамках программы методическая разработка может быть
использована
в
практической
деятельности
мастерами
производственного
обучения, ведущими обучение по профессии «Оператор швейного оборудования»,
«Швея», «Портной».
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
Приложение 1
АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ПРИХВАТКИ
1. Проверка деталей кроя.
2. Соединение деталей кроя с наполнителем.
3. Выполнение аппликации зигзагообразным швом.
4. Пришивание декоративных деталей аппликации.
5. Раскрой по лекалам наружной части прихватки-рукавицы.
6. Соединение внутренних частей прихватки стачным соединительным швом.
7. Соединение внутренней части прихватки с наружной шириной шва 1см.
8. Заготовка петельки косой бейкой.
9. Окантовка края изделия косой бейкой.
10. Проверка изделия на готовность.
11. Уборка рабочего места.
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ «ПРИХВАТКА-РУКАВИЦА»
№
п/п
Технические условия выполнения операции
1.
Совмещаем
ткань
для
внутренней
отделки с утеплителем и закалываем
булавками заготовки прихватки.
Для одной рукавички необходимо 6
заготовок (2 из основной ткани, 2 из
ткани для внутренней отделки и 2 из
утеплителя).
2.
Стачиваем по намеченным линиям.
Изначально
необходимо
наметить швы с
помощью мелка и
линейки.
3.
Намечаем
место
расположения
аппликации
и
настрачиваем
зигзагообразной строчкой.
Предварительно закалываем булавками
деталь туловища с утеплителем.
4.
Обтачиваем
ушки
зайчика,
вывертываем детали и
наполняем
утеплителем.
При
вывертывании и наполнении деталей можно
использовать
специальные
колышки.
5.
Соединяем деталь головы зайчика с
основным материалом зигзагообразной
строчкой, вставляя концы ушек во
внутрь.
6.
Соединяем ножки и ручки зайчика по
помеченным
линиям
с
основным
материалом зигзагообразной строчкой,
наполняем наполнителем.
7.
Пришиваем
декоративные
детали
аппликации.
8.
Раскраиваем с помощью лекала наружную часть прихватки.
9.
Слаживаем детали рукавицы лицевыми сторонами внутрь и закалываем булавками.
Соединяем внутреннюю часть прихватки с наружной шириной шва 1см. Обрабатываем
срезы зигзагообразной строчкой.
Выворачиваем рукавицу в лицевую сторону.
10.
Заготовка петельки косой бейкой.
11.
Окантовываем
косой
бейкой
края
рукавицы.
Приложение3
Критерии оценки практического задания
№
п/п
Наименование операции
Максимальное
количество
баллов
Наименование
отклонений
Максимальное
количество
штрафных
баллов
1.
Организация рабочего места
10
Нарушение в
организации
рабочего места
3
2.
Соблюдение техники
безопасности и охраны труда
10
Нарушение
безопасных
условий труда
4
3.
Соблюдение технологической
последовательности обработки
10
Отклонение от
ширины шва
4
4.
Качество выполнения ручных
швов
10
Некачественная
(неровная)
строчка
3
5.
Качество машинной строчки
10
Нарушение
технологической
последовательнос
ти
5
6.
Качество выполнения
аппликации
10
Неправильная
ВТО
3
7.
Время изготовления изделия
10
Не уложились по
времени
3
8.
Ответы по теоретической части
конкурса
5
Неполные ответы
2-3
Приложение 4
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА КОНКУРСА
ФИО участника
Организ
ация
рабочего
места
(10 б)
Соблюд
ение
правил
ТБ
(10 б)
Качество выполнения задания
Время
изготовл
ения
изделия
(10 б)
Ответы
по
теорет
ическо
й части
(5 б)
Общие
баллы
Соблюдение
технологической
последовательно
сти обработки
(10 б)
Качество
выполнени
я ручных
швов
(10 б)
Качество
машинной
строчки
(10 б)
Качество
выполнения
аппликации
(10 б)
Председатель конкурсной комиссии:_________________________
Члены комиссии:_________________________________________
_________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Приложение 5
ПРОТОКОЛ
результатов конкурса профессионального мастерствасреди обучающихся
ФКП образовательного учреждения № 318
по профессии 19601 «Швея»
«___» ____________2022 г
Конкурсная комиссия в составе:
Председателя: …
Членов комиссии: …
рассмотрела конкурсные работы участников и подвела итоги Конкурса:
№
п/п
Ф.И.О.
обучающегося
Этапы конкурса
Общее
количество
баллов
Место
Теоретическая
часть
Практическая часть
1.
2.
3.
4.
5.
Председатель конкурсной комиссии:__________________________
Члены комиссии: ________________________________________
________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСА
1.
Какие соединительные машинные швы применили при изготовлении
прихватки-рукавички?
Ответ:При изготовлении данного изделия мы применили Соединительный
стачной шов.Стачной шов служит для соединения между собой двух или больше
слоев ткани.Стачным машинным швом соединили основные детали кроя изделия с
наполнителем.
2.
Вопрос по терминологии машинных работ. Что такое обтачивание?
Ответ:Обтачивание – этопостоянное соединение деталей машинной строчкой
по краям с последующим вывертыванием деталей на лицевую сторону. Например:
при изготовлении прихватки-рукавицыобтачиваем ушки зайчика.
3.
Что такое косая бейка?
Ответ: Косая бейка – это выкроенная по косой линии полоска ткани, которая
используется для окантовки разнообразных деталей одежды. Косую бейку мы
применили при изготовлении петельки и окантовывании края рукавицы.
4.
Какие ручные стежки вы применяли при изготовлении прихватки-
рукавицы.
Ответ: мы применилипришивание. Пришивание – это прикрепление одной
детали к другой, фурнитуры, отделочных элементов стежками постоянного
назначения. При изготовлении данного изделия мы пришили стежками постоянного
назначения декоративные детали аппликации (пуговицы и тесьму.)
5.
Назовите применение зигзагообразной строчки при изготовлении
швейных изделий.
Ответ: Зигзагообразная машинная строчка применяется для обработки краев
изделия, обметывания срезов и петель, выполнения декоративных строчек,
пришивание пуговиц, настрачивание аппликаций.