Напоминание

Организация работы с детьми рас в условиях образовательного учреждения


Автор: Богородская Елена Александровна
Должность: Тьютор
Учебное заведение: МОУ"Майская гимназия"
Населённый пункт: п. Майский, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми рас в условиях образовательного учреждения
Дата публикации: 17.11.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы с детьми рас в условиях образовательного

учреждения

Работу выполнила тьютор

МОУ «Майская гимназия»

п. Майский Белгородской области

Белгородского района

Богородская Елена Александровна

Для организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

в условиях образовательного учреждения необходимо создать следующие

условия:

1. Кадровые условия: в образовательной организации должен быть набран

штат сотрудников, имеющих специальную подготовку в области воспитания

и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

2. Материально-техническая база: в неё включаются:

- организация пространства для обучения детей с РАС;

- организация режима дня;

- организация рабочего места;

- технические средства обучения;

- специальные дидактические материалы, отвечающие потребностям детей с

РАС.

Так же в условиях образовательного учреждения необходимы комплексный

подход специалистов, медиков и педагогов.

Педагог-психолог формирует у ребёнка с РАС навыки взаимодействия с

детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит

мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения,

нарушений в развитии познавательной сферы.

Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении АООП НОО, а также

оказывает методическую поддержку учителю класса.

Учитель-логопед работает над преодолением фонетико-фонематического

недоразвития, коррекцией звукопроизношения, работой над темпо-

ритмической стороной речи, развитием грамматического строя речи.

Обучение ребёнка с РАС требует создания индивидуального

образовательного маршрута (ИОМ) или специальной индивидуальной

программы развития (8.2,8.3, СИПР). Эти документы разрабатываются

коллегиально, а значит, важен междисциплинарный командный подход к

обучению и воспитанию детей с РАС.

В первую очередь, в образовательной организации необходимо создать

кадровые условия – должен быть набран штат сотрудников, имеющих

специальную подготовку в области воспитания и обучения детей с

расстройствами аутистического спектра.

Тот факт, что расстройства аутистического спектра сопровождают человека

всю жизнь, не значит, что они не изменяются с возрастом. Состояние

человека с РАС улучшается или ухудшается в зависимости от того, в какой

среде и каких условиях он живет. Создание специальных образовательных

условий для детей с расстройствами аутистического спектра обусловлено тем

фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта,

формированием отношений, организацией общения и мышлением.

Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее

проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом

эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.

Научными исследованиями подтверждено, что: 1. Результативным является

сопровождение, основанное на принципах прикладного анализа поведения. 2.

Наиболее эффективным для обучения людей с РАС является использование

зрительного канала. 3. Дети с РАС достаточно успешны в среде,

структурированной соответствующим образом.

Организация образовательной среды для детей с РАС построена на трех

принципах:

1. принцип структурирования;

2. принцип визуализации;

3. учёт сенсорных особенностей.

Для организации образовательной среды в рамках структурированного

подхода в обучении детей с РАС необходимо свести к минимуму влияние

нарушений обработки слуховой информации, внимания. В связи с этим

эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки

информации, механической памяти и специальных интересов.

Необходимо сделать временные и пространственные связи наглядными, а

пространство – зонированным:

1.Учебная зона;

2. Зона отдыха;

3. Сенсорная зона;

4. Место уединения;

Очень важно соблюдать правила организации среды. Необходимо наличие в

каждой зоне специальных материалов и оборудования. Они должны быть

безопасными для детей, так же, как и сама среда (блокировка окон, дверей и

пр.). Принципы структурирования пространства подразумевают разделение

пространства на зоны, которые закреплены за видами деятельности.

Необходимо жѐстко закрепить предметы за этими зонами, структурировать

материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение

длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно.

Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в классе.

Необходимо маркировать парту, шкафчик, а также все личные вещи ребенка.

Маркировка должна быть постоянной и может обозначаться цветом,

картинкой или именем. Все пространство не должно быть перегружено

бытовыми предметами, игровыми и учебными материалами.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих

инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие

возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной

программы начального общего образования всеми обучающимися;

- использования обычных и специфических шкал оценки «академических»

достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным

потребностям;

- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции

ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса,

включая и работников школы, и родителей (их законных представителей);

- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей

с ОВЗ;

- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и

взаимодействию со сверстниками;

- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему

клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной

деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности

образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие

соревнования, научно-техническое творчество и проектно

исследовательскую деятельность;

- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),

педагогических работников и общественности в разработку основной

образовательной программы начального общего образования,

проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также

формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов

обучающихся;

- использования в образовательном процессе современных научно

обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных

особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

- взаимодействия в едином образовательном пространстве

общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях

продуктивного использования накопленного педагогического опыта

обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в

себя в том числе и наличие или отсутствие инвалидности, определяет и

значительную вариативность специальных образовательных условий,

распределенных по различным ресурсным сферам (материальнотехни

ческое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, ин!

формационное, программнометодическое и т. п.).

Поддержка обучающихся с РАС на базе образовательных организаций

осуществляется службой психолого-педагогического сопровождения. Такая

служба, как правило, создается в образовательной организации со

значительным числом детей с ОВЗ.

Наиболее часто для учащихся с РАС встречаются следующие модели

получения образования:

А. «Полная» инклюзия. Вариант 1. Дети с РАС обучаются в классе вместе с

типично развивающимися сверстниками по общему учебному плану (вариант

8.1). С такими детьми осуществляется коррекционная работа, организуется

сопровождение тьютора. Вариант 2. Дети с РАС обучаются (по варианту 8.2)

в условиях инклюзивной общеобразовательной школы в коррекционных

классах для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития,

интеллектуальными нарушениями).

Б. «Частичная» инклюзия. Вариант 1 «Инклюзивная молекула». Дети с РАС

зачисляются в инклюзивный класс. Определенную (иногда большую) часть

времени обучающиеся проводят в ресурсном классе, где осуществляется

индивидуально ориентированное обучение на основе использования

прикладного поведенческого анализа. Вариант 2 «Ресурсный (автономный)

класс» в инклюзивной общеобразовательной школе. Ресурсный класс - это

отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС занимаются

в сопровождении учителя и тьютора по специальной программе,

составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными

потребностями. Создание ресурсного класса требует технической

подготовленности помещения, большого количества специалистов

(координатор/супервизор, учитель/кейс-менеджер, тьюторы), и

психологической готовности всех участников образовательного процесса

(учителей, родителей, учеников) школы, на базе которой создается класс.

Рабочее (учебное) место ребенка с РАС создается индивидуально с учетом

особых образовательных потребностей, сопутствующих нарушений:

аффективной и коммуникативной сфер ребенка, поведения, моторики,

восприятия, внимания и памяти.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей в рамках

инклюзивных моделей: 1) психолого-педагогическое сопровождение

направлено на создание условий для осуществления образовательной и/или

социальной инклюзии; 2) используется стратегия последовательного

включения в среду типично нормально развивающихся сверстников; 3)

проводится работа по подготовке всех участников образовательного

процесса к инклюзии. 2 группа. Дети с РАС обучаются в инклюзивной

специальной (коррекционной) школе в классах с детьми, имеющими

нарушения развития (варианты 8.3, 8.4).

Дети с РАС испытывают широкий спектр стрессовых раздражителей (звуки,

тактильные ощущения, восприятие цвета, вкуса, изменения ситуации,

распорядка событий, окружающих людей и предметов и мн. др.), причем у

каждого ребенка с РАС свой набор раздражителей. Все это усугубляет

решение проблемы с построением четкой модели обучения таких детей.

Именно поэтому имеющийся на сегодняшний день практический опыт

обучения детей с РАС убеждает нас, что для этой категории детей должны

быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие

максимально реализовать их право на получение адекватного их

возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать

потенциал этих детей.

Таким образом, очевидно, что организация школьного обучения детей с

аутизмом требует выявления стрессовых причин каждого ребенка,

построения индивидуального образовательного маршрута и определения

соотношения форм специального образования и интеграции в

общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным

потребностям. Так же с подбором эффективной медикаментозной терапии и

своевременность начатого лечения. При благоприятных обстоятельствах и

оптимально созданных условиях дети могут достаточно успешно закончить

среднюю общеобразовательную школу.

п. Майский 2024г.



В раздел образования