Автор: Богородская Елена Александровна
Должность: Тьютор
Учебное заведение: МОУ"Майская гимназия"
Населённый пункт: п. Майский, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми рас в условиях образовательного учреждения
Дата публикации: 17.11.2024
Раздел: начальное образование
Организация работы с детьми рас в условиях образовательного
учреждения
Работу выполнила тьютор
МОУ «Майская гимназия»
п. Майский Белгородской области
Белгородского района
Богородская Елена Александровна
Для организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
в условиях образовательного учреждения необходимо создать следующие
условия:
1. Кадровые условия: в образовательной организации должен быть набран
штат сотрудников, имеющих специальную подготовку в области воспитания
и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
2. Материально-техническая база: в неё включаются:
- организация пространства для обучения детей с РАС;
- организация режима дня;
- организация рабочего места;
- технические средства обучения;
- специальные дидактические материалы, отвечающие потребностям детей с
РАС.
Так же в условиях образовательного учреждения необходимы комплексный
подход специалистов, медиков и педагогов.
Педагог-психолог формирует у ребёнка с РАС навыки взаимодействия с
детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит
мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения,
нарушений в развитии познавательной сферы.
Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении АООП НОО, а также
оказывает методическую поддержку учителю класса.
Учитель-логопед работает над преодолением фонетико-фонематического
недоразвития, коррекцией звукопроизношения, работой над темпо-
ритмической стороной речи, развитием грамматического строя речи.
Обучение ребёнка с РАС требует создания индивидуального
образовательного маршрута (ИОМ) или специальной индивидуальной
программы развития (8.2,8.3, СИПР). Эти документы разрабатываются
коллегиально, а значит, важен междисциплинарный командный подход к
обучению и воспитанию детей с РАС.
В первую очередь, в образовательной организации необходимо создать
кадровые условия – должен быть набран штат сотрудников, имеющих
специальную подготовку в области воспитания и обучения детей с
расстройствами аутистического спектра.
Тот факт, что расстройства аутистического спектра сопровождают человека
всю жизнь, не значит, что они не изменяются с возрастом. Состояние
человека с РАС улучшается или ухудшается в зависимости от того, в какой
среде и каких условиях он живет. Создание специальных образовательных
условий для детей с расстройствами аутистического спектра обусловлено тем
фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта,
формированием отношений, организацией общения и мышлением.
Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее
проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом
эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.
Научными исследованиями подтверждено, что: 1. Результативным является
сопровождение, основанное на принципах прикладного анализа поведения. 2.
Наиболее эффективным для обучения людей с РАС является использование
зрительного канала. 3. Дети с РАС достаточно успешны в среде,
структурированной соответствующим образом.
Организация образовательной среды для детей с РАС построена на трех
принципах:
1. принцип структурирования;
2. принцип визуализации;
3. учёт сенсорных особенностей.
Для организации образовательной среды в рамках структурированного
подхода в обучении детей с РАС необходимо свести к минимуму влияние
нарушений обработки слуховой информации, внимания. В связи с этим
эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки
информации, механической памяти и специальных интересов.
Необходимо сделать временные и пространственные связи наглядными, а
пространство – зонированным:
1.Учебная зона;
2. Зона отдыха;
3. Сенсорная зона;
4. Место уединения;
Очень важно соблюдать правила организации среды. Необходимо наличие в
каждой зоне специальных материалов и оборудования. Они должны быть
безопасными для детей, так же, как и сама среда (блокировка окон, дверей и
пр.). Принципы структурирования пространства подразумевают разделение
пространства на зоны, которые закреплены за видами деятельности.
Необходимо жѐстко закрепить предметы за этими зонами, структурировать
материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение
длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно.
Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в классе.
Необходимо маркировать парту, шкафчик, а также все личные вещи ребенка.
Маркировка должна быть постоянной и может обозначаться цветом,
картинкой или именем. Все пространство не должно быть перегружено
бытовыми предметами, игровыми и учебными материалами.
В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих
инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие
возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися;
- использования обычных и специфических шкал оценки «академических»
достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным
потребностям;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции
ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса,
включая и работников школы, и родителей (их законных представителей);
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей
с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и
взаимодействию со сверстниками;
- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие
соревнования, научно-техническое творчество и проектно
исследовательскую деятельность;
- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработку основной
образовательной программы начального общего образования,
проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также
формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
- использования в образовательном процессе современных научно
обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных
особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
- взаимодействия в едином образовательном пространстве
общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях
продуктивного использования накопленного педагогического опыта
обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в
себя в том числе и наличие или отсутствие инвалидности, определяет и
значительную вариативность специальных образовательных условий,
распределенных по различным ресурсным сферам (материальнотехни
ческое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, ин!
формационное, программнометодическое и т. п.).
Поддержка обучающихся с РАС на базе образовательных организаций
осуществляется службой психолого-педагогического сопровождения. Такая
служба, как правило, создается в образовательной организации со
значительным числом детей с ОВЗ.
Наиболее часто для учащихся с РАС встречаются следующие модели
получения образования:
А. «Полная» инклюзия. Вариант 1. Дети с РАС обучаются в классе вместе с
типично развивающимися сверстниками по общему учебному плану (вариант
8.1). С такими детьми осуществляется коррекционная работа, организуется
сопровождение тьютора. Вариант 2. Дети с РАС обучаются (по варианту 8.2)
в условиях инклюзивной общеобразовательной школы в коррекционных
классах для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития,
интеллектуальными нарушениями).
Б. «Частичная» инклюзия. Вариант 1 «Инклюзивная молекула». Дети с РАС
зачисляются в инклюзивный класс. Определенную (иногда большую) часть
времени обучающиеся проводят в ресурсном классе, где осуществляется
индивидуально ориентированное обучение на основе использования
прикладного поведенческого анализа. Вариант 2 «Ресурсный (автономный)
класс» в инклюзивной общеобразовательной школе. Ресурсный класс - это
отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС занимаются
в сопровождении учителя и тьютора по специальной программе,
составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными
потребностями. Создание ресурсного класса требует технической
подготовленности помещения, большого количества специалистов
(координатор/супервизор, учитель/кейс-менеджер, тьюторы), и
психологической готовности всех участников образовательного процесса
(учителей, родителей, учеников) школы, на базе которой создается класс.
Рабочее (учебное) место ребенка с РАС создается индивидуально с учетом
особых образовательных потребностей, сопутствующих нарушений:
аффективной и коммуникативной сфер ребенка, поведения, моторики,
восприятия, внимания и памяти.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей в рамках
инклюзивных моделей: 1) психолого-педагогическое сопровождение
направлено на создание условий для осуществления образовательной и/или
социальной инклюзии; 2) используется стратегия последовательного
включения в среду типично нормально развивающихся сверстников; 3)
проводится работа по подготовке всех участников образовательного
процесса к инклюзии. 2 группа. Дети с РАС обучаются в инклюзивной
специальной (коррекционной) школе в классах с детьми, имеющими
нарушения развития (варианты 8.3, 8.4).
Дети с РАС испытывают широкий спектр стрессовых раздражителей (звуки,
тактильные ощущения, восприятие цвета, вкуса, изменения ситуации,
распорядка событий, окружающих людей и предметов и мн. др.), причем у
каждого ребенка с РАС свой набор раздражителей. Все это усугубляет
решение проблемы с построением четкой модели обучения таких детей.
Именно поэтому имеющийся на сегодняшний день практический опыт
обучения детей с РАС убеждает нас, что для этой категории детей должны
быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие
максимально реализовать их право на получение адекватного их
возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать
потенциал этих детей.
Таким образом, очевидно, что организация школьного обучения детей с
аутизмом требует выявления стрессовых причин каждого ребенка,
построения индивидуального образовательного маршрута и определения
соотношения форм специального образования и интеграции в
общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным
потребностям. Так же с подбором эффективной медикаментозной терапии и
своевременность начатого лечения. При благоприятных обстоятельствах и
оптимально созданных условиях дети могут достаточно успешно закончить
среднюю общеобразовательную школу.
п. Майский 2024г.