Автор: Кривцова Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 40
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей
Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 17.08.2025
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
для воспитателей
«Азбука безопасности в природе для детей старшего
дошкольного возраста».
Разработал: воспитатель Кривцова О.В.
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка
вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за
самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала
необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности
жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического
неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего
мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир
красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему
хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить
опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого
ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых
(педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и
ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих,
воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных
ситуациях.
В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные
программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы
безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как
обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.
Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ
дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с
дошкольниками его назвали «Азбука безопасности в природе».
Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами
безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять
их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
2. Охрана природы
3. Съедобные и несъедобные грибы
4. Лекарственные и ядовитые растения
5. Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов
происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как
части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные
явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья
людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное
функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с
деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения
окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на
человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к
природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения
различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с
насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при
встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах
безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени
сформированности практических умений и навыков при помощи:
- беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
- различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических,
настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
- тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
- разбора проблемных ситуаций.
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в
природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в
группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические
альбомы «Лекарственные растения Липецкой области», «Ядовитые растения»,
«Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в
природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад,
с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый
- лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото
туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации
для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы
организации детей:
специально организованную деятельность детей – непосредственно
образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети
получают теоретические знания по изучению правил поведения в
экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-
следственные связи;
совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги,
чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного
поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного
поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в
форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей.
Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и
умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая
образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что
форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание
заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя
в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях
достигается главное – дети не только знают на практике основные правила
безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в
экстремальных ситуациях.
Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества
педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка,
невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный
контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в
работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить
актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень
родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо
знакомить прежде всего в семье.
Содержание
воспитательно-образовательной работы
блок «Азбука безопасности в природе»
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»
№ Тема
Цели
Работа с
родителями
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Человек –
часть природы
Земля - наш
общий дом
Осторожно -
лед!
Осторожно –
сосульки!
Стихийное
бедствие –
землетрясение
Стихийное
бедствие –
Формировать представления о том,
что только в условиях хорошей
пищи, чистой воды и воздуха,
доброжелательного отношения
людей человек может хорошо себя
чувствовать, не болеть, быть
бодрым и жизнерадостным.
Расширять представления о том,
что Земля – общий дом всех людей
и всех живых существ, живущих
рядом с человеком.
Формировать элементарные
представления о гололеде;
воспитывать стремление помочь
людям, попавшим в беду; учить
соблюдать правила безопасности на
льду.
Дать детям знания об опасности,
которые могут представлять
сосульки
Знакомить детей со стихийным
бедствием – землетрясением и его
последствиями
Знакомить детей со стихийным
Организация акции
«Самый чистый
участок детского
сада»
Встреча с
работниками
городского МЧС
Викторина
«Общение с
природой –
прекрасно или
опасно?»
Совместное
оформление
стенгазеты
«Опасность в
природе»
7.
8.
9.
10.
наводнение
Возле речки,
на реке летом
Правила
поведения во
время грозы
Что нужно
знать о буре и
урагане
Осторожно,
солнце!
бедствием – наводнением,
причиной его возникновения и его
последствиями
Формировать представления о
правилах безопасного поведения
возле воды и на воде; о причинах
несчастных случаев на воде;
формировать знания о действиях в
случае опасности на воде.
Знакомить детей с правилами
поведения во время грозы.
Закрепить знания детей о явлениях
природы, знакомить с правилами
поведения во время бури и
сильного ветра (урагана).
Знакомить детей с правилами
безопасного поведения летом под
открытым солнцем, дать первичные
представления о солнечном и
тепловом ударе.
Семейный клуб
«Как провести лето
с ребенком»
Консультация
«Что нужно знать
об ожогах,
солнечном и
тепловом ударе»
«Охрана природы»
1.
2.
3.
Вода- это жизнь!
Будем беречь и
охранять
природу
Жалобная книга
природы
Познакомить детей со значением
воды в жизни растений,
животных и человека; дать
элементарные знания о
проблемах загрязнения водоемов,
о водоочистительных
сооружениях.
Развивать представление о том,
какие действия вредят природе,
портят ее, а какие способствуют
ее восстановлению; продолжать
формировать у детей убеждение,
что красота природы бесценна,
поэтому ее надо охранять;
воспитывать ответственное
отношение к природе.
Формировать ответственность
за совершение разнообразных
действий в окружающей среде,
Фотовыставка
«Вода в разных
состояниях»
Составление
альбома «Самые
красивые места на
нашей планете»
Оформление
брошюры «Если ты
пошел в поход, не
забудь…»
умение правильно вести себя в
природе, чтобы не навредить
ей.
«Лекарственные и ядовитые растения»
1.
2.
3.
4.
Съедобные и
несъедобные
грибы
Не собирай
незнакомые
грибы!
Проект
«Лекарственные
растения»
Осторожно,
ядовито!
Учить детей отличать съедобные
грибы от несъедобных; дать
знания о том, что в пищу можно
употреблять съедобные грибы
только после обработки (варки,
засолки).
Дать детям понятие о том, что
нельзя собирать незнакомые
грибы – они могут оказаться
опасными для человека.
Познакомить детей с
лекарственными растениями
родного края, дать знания о
простейших способах их
использования для лечения.
Учить внимательно относиться к
растениям в природе,
познакомить с ядовитыми
растениями; учить узнавать их;
дать знания о том, что ядами
этих растений можно отравиться.
Оформление
коллажа «В
осеннем лесу»
Оформление
памятки «Что
делать при
отравлении
грибами»
Сбор гербария
«Лекарственные
растения»,
составление
картотеки
лекарственных и
ядовитых растений
Папка-передвижка
«Растения могут
быть опасными»
«Контакты с насекомыми и животными»
1.
2.
Кошка и собака
– наши соседи
Как вести себя с
домашними
животными в
Учить детей понимать состояние
и поведение животных, знать, как
с ними обращаться.
Объяснить детям, что контакты с
животными иногда могут быть
Оформление
памятки «Как вести
себя при встрече с
животными»
Создание коллажа
«Наши
3.
деревне (коза,
овца, корова,
лошадь).
Берегись
насекомых!
опасными.
Формировать у детей
представления о насекомых, дать
детям знания о правилах
поведения при встрече с ними.
четвероногие
друзья»
Оформление
памятки «Первая
помощь при укусе
насекомых»
Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический,
последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к
достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его
совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.