Напоминание

«Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Кривцова Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 40
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей
Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 17.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

для воспитателей

«Азбука безопасности в природе для детей старшего

дошкольного возраста».

Разработал: воспитатель Кривцова О.В.

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка

вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за

самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала

необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности

жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического

неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего

мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир

красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему

хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить

опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого

ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых

(педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и

ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих,

воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных

ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные

программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы

безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как

обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ

дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с

дошкольниками его назвали «Азбука безопасности в природе».

Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами

безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять

их в жизни.

Основные направления работы этого блока:

1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)

2. Охрана природы

3. Съедобные и несъедобные грибы

4. Лекарственные и ядовитые растения

5. Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов

происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.

Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как

части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные

явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья

людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное

функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с

деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения

окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на

человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к

природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения

различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с

насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при

встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах

безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени

сформированности практических умений и навыков при помощи:

- беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;

- различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических,

настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

- тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;

- разбора проблемных ситуаций.

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в

природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в

группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические

альбомы «Лекарственные растения Липецкой области», «Ядовитые растения»,

«Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в

природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад,

с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый

- лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото

туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации

для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы

организации детей:

специально организованную деятельность детей – непосредственно

образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети

получают теоретические знания по изучению правил поведения в

экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-

следственные связи;

совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги,

чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного

поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного

поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в

форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей.

Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и

умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая

образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что

форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание

заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя

в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях

достигается главное – дети не только знают на практике основные правила

безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в

экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества

педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка,

невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный

контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в

работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить

актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень

родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо

знакомить прежде всего в семье.

Содержание

воспитательно-образовательной работы

блок «Азбука безопасности в природе»

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

№ Тема

Цели

Работа с

родителями

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Человек –

часть природы

Земля - наш

общий дом

Осторожно -

лед!

Осторожно –

сосульки!

Стихийное

бедствие –

землетрясение

Стихийное

бедствие –

Формировать представления о том,

что только в условиях хорошей

пищи, чистой воды и воздуха,

доброжелательного отношения

людей человек может хорошо себя

чувствовать, не болеть, быть

бодрым и жизнерадостным.

Расширять представления о том,

что Земля – общий дом всех людей

и всех живых существ, живущих

рядом с человеком.

Формировать элементарные

представления о гололеде;

воспитывать стремление помочь

людям, попавшим в беду; учить

соблюдать правила безопасности на

льду.

Дать детям знания об опасности,

которые могут представлять

сосульки

Знакомить детей со стихийным

бедствием – землетрясением и его

последствиями

Знакомить детей со стихийным

Организация акции

«Самый чистый

участок детского

сада»

Встреча с

работниками

городского МЧС

Викторина

«Общение с

природой –

прекрасно или

опасно?»

Совместное

оформление

стенгазеты

«Опасность в

природе»

7.

8.

9.

10.

наводнение

Возле речки,

на реке летом

Правила

поведения во

время грозы

Что нужно

знать о буре и

урагане

Осторожно,

солнце!

бедствием – наводнением,

причиной его возникновения и его

последствиями

Формировать представления о

правилах безопасного поведения

возле воды и на воде; о причинах

несчастных случаев на воде;

формировать знания о действиях в

случае опасности на воде.

Знакомить детей с правилами

поведения во время грозы.

Закрепить знания детей о явлениях

природы, знакомить с правилами

поведения во время бури и

сильного ветра (урагана).

Знакомить детей с правилами

безопасного поведения летом под

открытым солнцем, дать первичные

представления о солнечном и

тепловом ударе.

Семейный клуб

«Как провести лето

с ребенком»

Консультация

«Что нужно знать

об ожогах,

солнечном и

тепловом ударе»

«Охрана природы»

1.

2.

3.

Вода- это жизнь!

Будем беречь и

охранять

природу

Жалобная книга

природы

Познакомить детей со значением

воды в жизни растений,

животных и человека; дать

элементарные знания о

проблемах загрязнения водоемов,

о водоочистительных

сооружениях.

Развивать представление о том,

какие действия вредят природе,

портят ее, а какие способствуют

ее восстановлению; продолжать

формировать у детей убеждение,

что красота природы бесценна,

поэтому ее надо охранять;

воспитывать ответственное

отношение к природе.

Формировать ответственность

за совершение разнообразных

действий в окружающей среде,

Фотовыставка

«Вода в разных

состояниях»

Составление

альбома «Самые

красивые места на

нашей планете»

Оформление

брошюры «Если ты

пошел в поход, не

забудь…»

умение правильно вести себя в

природе, чтобы не навредить

ей.

«Лекарственные и ядовитые растения»

1.

2.

3.

4.

Съедобные и

несъедобные

грибы

Не собирай

незнакомые

грибы!

Проект

«Лекарственные

растения»

Осторожно,

ядовито!

Учить детей отличать съедобные

грибы от несъедобных; дать

знания о том, что в пищу можно

употреблять съедобные грибы

только после обработки (варки,

засолки).

Дать детям понятие о том, что

нельзя собирать незнакомые

грибы – они могут оказаться

опасными для человека.

Познакомить детей с

лекарственными растениями

родного края, дать знания о

простейших способах их

использования для лечения.

Учить внимательно относиться к

растениям в природе,

познакомить с ядовитыми

растениями; учить узнавать их;

дать знания о том, что ядами

этих растений можно отравиться.

Оформление

коллажа «В

осеннем лесу»

Оформление

памятки «Что

делать при

отравлении

грибами»

Сбор гербария

«Лекарственные

растения»,

составление

картотеки

лекарственных и

ядовитых растений

Папка-передвижка

«Растения могут

быть опасными»

«Контакты с насекомыми и животными»

1.

2.

Кошка и собака

– наши соседи

Как вести себя с

домашними

животными в

Учить детей понимать состояние

и поведение животных, знать, как

с ними обращаться.

Объяснить детям, что контакты с

животными иногда могут быть

Оформление

памятки «Как вести

себя при встрече с

животными»

Создание коллажа

«Наши

3.

деревне (коза,

овца, корова,

лошадь).

Берегись

насекомых!

опасными.

Формировать у детей

представления о насекомых, дать

детям знания о правилах

поведения при встрече с ними.

четвероногие

друзья»

Оформление

памятки «Первая

помощь при укусе

насекомых»

Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический,

последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к

достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его

совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.



В раздел образования