Напоминание

«ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА»


Авторы: Усова Алёна Игоревна, Маркова Людмила Алексеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 30
Населённый пункт: Мончегорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА»
Дата публикации: 16.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА»

Логопедическая ритмика – одно из средств коррекции речи. Прежде всего,

это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,

музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Чередование

различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности,

быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и

движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.

Стихотворения необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести

движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная

последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем

самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том

же ритме слова.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики),

развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки.

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением

основного тона. Дети при повторном их воспроизведении взрослым

дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Вопросы"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического

рисунка.

Описание. Взрослый произносит вопросительные предложения, а дети,

дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и

ее понижение к концу предложения.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

"Барабанщик"

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом

в речи.

Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер

не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе

руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия,

пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп

(от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках"

отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый

предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки,

произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в

щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка

клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же

движения быстро - "цыплята клюют зернышки". «Вышла курочка гулять, Свежей

травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый

темп).

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма

"Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять

акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным

акцентом).

Материал. Игрушки свистки, дудочки или бубны - индивидуально на каждого

ребенка.

Описание. Взрослый произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая

акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив

акцентированный слог, должны один раз хлопнуть.

"Узоры"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся),

заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика.

Описание.

Взрослый и ребенок договариваются: например, красная деталь будет обозначать

сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая

- слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на

поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, ребенок

воспроизводит ритм.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные

картинки

выкладывают

перед

детьми.

Взрослый

произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной

эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого

изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства

испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым,

испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой

тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Логоритмические игры развивают работу высших психических процессов

ребенка. Сочетание музыки, движения и речи формируют двигательную сферу

ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность, способствуют

развитию четкой, интонированной речи. Важно то, что бы у ребенка эти процессы

нормализовались неосознанно, естественно, в игре.



В раздел образования