Авторы: Усова Алёна Игоревна, Маркова Людмила Алексеевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 30
Населённый пункт: Мончегорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА»
Дата публикации: 16.10.2025
Раздел: дошкольное образование
«ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА»
Логопедическая ритмика – одно из средств коррекции речи. Прежде всего,
это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания.
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Чередование
различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности,
быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и
движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.
Стихотворения необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести
движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная
последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем
самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том
же ритме слова.
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики
"Дирижеры"
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики),
развивать речевой слух.
Материал. "Дирижерские" палочки.
Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением
основного тона. Дети при повторном их воспроизведении взрослым
дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
"Вопросы"
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического
рисунка.
Описание. Взрослый произносит вопросительные предложения, а дети,
дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и
ее понижение к концу предложения.
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа
"Барабанщик"
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом
в речи.
Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер
не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе
руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия,
пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп
(от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках"
отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый
предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
"Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки,
произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в
щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка
клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же
движения быстро - "цыплята клюют зернышки". «Вышла курочка гулять, Свежей
травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый
темп).
Игры-упражнения на развитие восприятия ритма
"Язычки-дразнилки"
Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять
акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным
акцентом).
Материал. Игрушки свистки, дудочки или бубны - индивидуально на каждого
ребенка.
Описание. Взрослый произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая
акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив
акцентированный слог, должны один раз хлопнуть.
"Узоры"
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся),
заданные наглядной схемой.
Материал. Детская мозаика.
Описание.
Взрослый и ребенок договариваются: например, красная деталь будет обозначать
сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая
- слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на
поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, ребенок
воспроизводит ритм.
Игры-упражнения на развитие восприятия тембра
"Кто боится прививки?"
Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные
картинки
выкладывают
перед
детьми.
Взрослый
произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной
эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого
изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства
испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
"Угадай-ка"
Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым,
испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой
тембровой окраской голоса произнесены фразы.
Логоритмические игры развивают работу высших психических процессов
ребенка. Сочетание музыки, движения и речи формируют двигательную сферу
ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность, способствуют
развитию четкой, интонированной речи. Важно то, что бы у ребенка эти процессы
нормализовались неосознанно, естественно, в игре.