Автор: Миргасимова Гульнара Тагировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Татаро-английская гимназия №16"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
Дата публикации: 16.09.2021
Раздел: среднее образование
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и
литературы
Миргасимова Гульнара Тагировна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Татаро-английская гимназия №16»
г. Казани
Тема урока: А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование умения работать с текстом самостоятельно и в группе,
объективно оценивать свои знания.
Содержательная: формирование новых знаний о писателе, дать представление о
«футлярной» жизни; выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль
о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, самоопределение; воспитание у учащихся культуру
взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя
учебник; строить логическое рассуждение;
обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;
осуществлять контроль по результату и по способу действия;
обучающийся
получит
возможность
научиться
планировать
достижения
целей,
преодолевать трудности на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы,
оформлять свои мысли в устной форме и научится аргументировать свою точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Предметные: обучающийся научится анализировать художественный текст;
обучающийся получит возможность научиться развивать логическое мышление;
развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь к родной литературе.
Необходимое оборудование: учебник «Литература»: Коровина В.Я., Журавлев В.П.,
Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2012; компьютер,
проектор, карточки с текстом.
Предметно-образовательная
среда:
лист
самооценки,
учебник,
комплект
мультимедийной аппаратуры.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке родной
литературы. Обратите внимание на экран. Рассмотрите.
1 слайд.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Что вы видите?
О чем это вас заставляет задуматься?
Как вы думаете, как называется эта скульптура?
Ожидаемые ответы:
Учитель. Украинский многопрофильный художник Александр Милов: магия,
символизм и поэзия, заключенные в металлический каркас монументальный скульптуры
«Любовь». Зрителям понятно, что между людьми растет отчуждение, которое доставляет
боль обоим. Но внутри их тел заключено настоящее чудо – дети. «Это яркий символ
чистоты и искренности, который объединяет людей», – поясняет Александр Милов.
Мне бы хотелось узнать, какие ассоциации вызывает у вас слово любовь?
Ожидаемые ответы: страсть, чувство, радость, лёгкость, счастье…
А любовь это всегда счастье?
Ожидаемые ответы:
1.Любить, быть любимым всегда счастье.
2.Любовь может быть и несчастной.
3.Отказываясь от своей любви люди могут упустить свое счастье
О какой любви пишет автор?
Что вы знаете о любви?
В чём разница «любовь» и «о любви»?
Ожидаемые ответы:
1. «Любовь» - это что-то особенное, сильное, волнующее.
2. «О любви», значит, как о чём-то обыденном, между делом, в ряду всего прочего.
«Стали говорить о любви.»
III. Выявление места и причины затруднения.
. Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии - рассказ «О
любви».
«Удивительно
знал
он
женское
сердце,
тонко
и
сильно
чувствовал
женственность», - сказал о Чехове И.А. Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом,
поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в
иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на
прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа. Я
прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П. Чехов. Рассказ «О
любви» как история об упущенном счастье»
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Учитель. И так приступаем к
анализу рассказа «О любви». Нам нужно будет разделиться на шесть групп. Анализируем
рассказ с применением метода «Шесть шляп мышления». Вспомним, значение каждой
шляпы.
Белая шляпа: информация.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы
можем выдвинуть абсолютные истины, предположения или отрицательные факты.
Красная шляпа: чувства и интуиция.
Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое
внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Черная шляпа: критика
Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа позволяет дать волю
критическим оценками, опасениям и осторожности. Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже
существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности.
Синяя шляпа: управление процессом
Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она
предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом
работы.
V Реализация построенного проекта
Работают в группах (5 минут)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Группы отвечают. Опираются на текст.
Учитель. Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская
мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая
писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-
запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года
появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой.
Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез
стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать
чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.
VII. Самостоятельная работа
КОНЭРС– распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам. В
четырех углах класса прикреплены цитаты о любви. Ученики выбирают цитату и делятся
своими мыслями.
1.Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем
подарить и всё же она у тебя остается.
Л.Н. Толстой
2.Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.
Л. Н. Толстой
3.Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
Ф.М. Достоевский
4.Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.
Ф.М. Достоевский
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Отвечают на вопросы:
О чем вы задумались, прочитав рассказ «О любви»?
1.Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым?
2. Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека?
3.Какую роль играет любовь в жизни человека?
4.Всегда ли любовь может осчастливить человека?
Домашнее задание (на выбор)
1)
Закончите фразу по-чеховски. Любовь –это….
2)
Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки
героев?
3)
С какими произведениями о любви вы познакомились на уроках литературы. Есть
ли на ваш взгляд что-то общее в поступках героев?
4)
Какие произведения искусства посвященные любви вызвали у вас интерес?
Подготовьте сообщение.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
3-х минутное эссе
1. Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали сегодня?
2. Какой вопрос вам запомнился?
3. Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?