Напоминание

А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье


Автор: Миргасимова Гульнара Тагировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Татаро-английская гимназия №16"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
Дата публикации: 16.09.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развития критического мышления на уроках русского языка и

литературы

Миргасимова Гульнара Тагировна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Татаро-английская гимназия №16»

г. Казани

Тема урока: А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование умения работать с текстом самостоятельно и в группе,

объективно оценивать свои знания.

Содержательная: формирование новых знаний о писателе, дать представление о

«футлярной» жизни; выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль

о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение; воспитание у учащихся культуру

взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя

учебник; строить логическое рассуждение;

обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;

осуществлять контроль по результату и по способу действия;

обучающийся

получит

возможность

научиться

планировать

достижения

целей,

преодолевать трудности на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы,

оформлять свои мысли в устной форме и научится аргументировать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться приходить к общему решению в

совместной деятельности.

Предметные: обучающийся научится анализировать художественный текст;

обучающийся получит возможность научиться развивать логическое мышление;

развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь к родной литературе.

Необходимое оборудование: учебник «Литература»: Коровина В.Я., Журавлев В.П.,

Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2012; компьютер,

проектор, карточки с текстом.

Предметно-образовательная

среда:

лист

самооценки,

учебник,

комплект

мультимедийной аппаратуры.

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке родной

литературы. Обратите внимание на экран. Рассмотрите.

1 слайд.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Что вы видите?

О чем это вас заставляет задуматься?

Как вы думаете, как называется эта скульптура?

Ожидаемые ответы:

Учитель. Украинский многопрофильный художник Александр Милов: магия,

символизм и поэзия, заключенные в металлический каркас монументальный скульптуры

«Любовь». Зрителям понятно, что между людьми растет отчуждение, которое доставляет

боль обоим. Но внутри их тел заключено настоящее чудо – дети. «Это яркий символ

чистоты и искренности, который объединяет людей», – поясняет Александр Милов.

Мне бы хотелось узнать, какие ассоциации вызывает у вас слово любовь?

Ожидаемые ответы: страсть, чувство, радость, лёгкость, счастье…

А любовь это всегда счастье?

Ожидаемые ответы:

1.Любить, быть любимым всегда счастье.

2.Любовь может быть и несчастной.

3.Отказываясь от своей любви люди могут упустить свое счастье

О какой любви пишет автор?

Что вы знаете о любви?

В чём разница «любовь» и «о любви»?

Ожидаемые ответы:

1. «Любовь» - это что-то особенное, сильное, волнующее.

2. «О любви», значит, как о чём-то обыденном, между делом, в ряду всего прочего.

«Стали говорить о любви.»

III. Выявление места и причины затруднения.

. Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии - рассказ «О

любви».

«Удивительно

знал

он

женское

сердце,

тонко

и

сильно

чувствовал

женственность», - сказал о Чехове И.А. Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом,

поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в

иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на

прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа. Я

прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П. Чехов. Рассказ «О

любви» как история об упущенном счастье»

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Учитель. И так приступаем к

анализу рассказа «О любви». Нам нужно будет разделиться на шесть групп. Анализируем

рассказ с применением метода «Шесть шляп мышления». Вспомним, значение каждой

шляпы.

Белая шляпа: информация.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы

можем выдвинуть абсолютные истины, предположения или отрицательные факты.

Красная шляпа: чувства и интуиция.

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое

внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Черная шляпа: критика

Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа позволяет дать волю

критическим оценками, опасениям и осторожности. Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже

существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности.

Синяя шляпа: управление процессом

Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она

предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом

работы.

V Реализация построенного проекта

Работают в группах (5 минут)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Группы отвечают. Опираются на текст.

Учитель. Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская

мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая

писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-

запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года

появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой.

Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез

стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать

чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.

VII. Самостоятельная работа

КОНЭРС– распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам. В

четырех углах класса прикреплены цитаты о любви. Ученики выбирают цитату и делятся

своими мыслями.

1.Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем

подарить и всё же она у тебя остается.

Л.Н. Толстой

2.Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Л. Н. Толстой

3.Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Ф.М. Достоевский

4.Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.

Ф.М. Достоевский

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Отвечают на вопросы:

О чем вы задумались, прочитав рассказ «О любви»?

1.Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым?

2. Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека?

3.Какую роль играет любовь в жизни человека?

4.Всегда ли любовь может осчастливить человека?

Домашнее задание (на выбор)

1)

Закончите фразу по-чеховски. Любовь –это….

2)

Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки

героев?

3)

С какими произведениями о любви вы познакомились на уроках литературы. Есть

ли на ваш взгляд что-то общее в поступках героев?

4)

Какие произведения искусства посвященные любви вызвали у вас интерес?

Подготовьте сообщение.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

3-х минутное эссе

1. Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали сегодня?

2. Какой вопрос вам запомнился?

3. Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?



В раздел образования