Автор: Окунева Валентина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 им.Н.А.Заболоцкого"
Населённый пункт: пгт. Сернур
Наименование материала: статья
Тема: Использование оборудования цифровой лаборатории "Точки Роста"по биологии
Дата публикации: 16.07.2025
Раздел: среднее образование
Инновационная программа «Точка роста». Возможности цифровой
лаборатории по биологии.
Современная наука не стоит на месте и всё время прогрессирует.
Вместе с этим школьному образованию должно уделяться должное
внимание. И вот в 2023-2024 учебном году по инновационной программе
«Точка роста» к нам в школу поступило новое научное оборудование сразу
по нескольким предметам, в том числе по биологии.
Вместе с детьми начали изучать возможности научной цифровой
лаборатории по биологии и физиологии.
Для этого поставили перед собой ряд задач:
1.
Ознакомиться
со
справочным
руководством,
приложенным
к
цифровой лаборатории.
2.
Разобраться в правильном использовании данного оборудования.
3.
Научиться работать с научными программами на исследовательском
ноутбуке.
4.
Узнать плюсы и минусы пользования цифровой лабораторией.
5.
Провести ряд опытов, используя различные приборы и аппаратуру,
входящие в комплектацию цифровой лаборатории.
6.
Сделать вывод по работе.
Мы предположили, что данное научное оборудование поможет учителю
сделать урок увлекательным и познавательным. А ребята могут проводить
свои исследования, это больше заинтересует детей в изучении науки
биологии.
В руководстве по эксплуатации цифровой лаборатории содержалась
информация про мультидатчик, программное обеспечение, инструкция
подключения к нему различных научных приборов, а также полезная
информация про эти приборы.
Методический материал по биологии включал в себя очень ценные
и познавательные сведения. В нём было сказано про опыты с научным
оборудованием, их порядок проведения, приводились вспомогательные
таблицы, вопросы и фотографии. Также в методическом материале к
каждому опыту приводилось немного данных про биологический мир.
В методических материалах по физиологии и нейротехнологии так
же, как и в методических материалах по биологии, содержались сведения о
ходе проведения опытов. Но, помимо этого, в данные справочники была
помещена информация про организм человека и некоторых других живых
существ. Она очень хорошо давала представление о том, с чем и как
предстоит работать во время проведения лабораторных работ.
Нам предстояло изучить новые научные программы:
НауЛаб – программа предназначена для сбора данных от датчиков,
представления их в графическом виде и обработки полученных данных.
Программа содержит в себе 6 цифровых лабораторий. С её помощью
проводятся все опыты с мультидатчиком и цифровой лабораторией по
биологии. При различных экспериментах в программе выставляются
нужные параметры, чтобы приводились только необходимые графики.
Цифровая
лаборатория
–
программа
для
изучения
основ
нейротехнологий и физиологии человека. Обеспечивает визуализацию и
обработку регистрируемых сигналов от подключенных сенсоров дыхания,
ЭМГ(электромиограммы),
ЭКГ(электрокардиограммы),
ФПГ(фотоплетизмограммы),
КГР(кожно-гальванической
реакции),
ЭЭГ(электроэнцефалограммы).
В
программе
имеются
возможности
настройки параметров фильтрации сигнала, записи регистрируемых
сигналов в файл и одновременной работы датчиков.
Releon Camera – программа предназначена для работы с камерой Releon
или сторонними камерами/микроскопами. Позволяет собирать данные с
устройств в режиме реального времени. На полученных изображениях
можно измерить расстояние (длину), радиусы и углы.
Releon Lite – простое и интуитивно понятное программное обеспечение
для работы с датчиками Releon. Оно предназначено для работы с
датчиками артериального давления, частоты дыхания и кистевой силы. В
данной программе можно проводить калибровки оборудования, работать с
графиком, выгружать данные в Excel.
В
комплект
цифровой
лаборатории
по
биологии
входят
мультидатчик,
цифровые
датчики
влажности,
освещенности,
pH,
температуры исследуемой и окружающей среды, цифровой микроскоп.
Измерения
осуществляются
с
помощью
мультидатчика.
К
нему
подсоединяются цифровые датчики. Мультидатчик собирает данные от
датчиков и выводит их в программе «НауЛаб». Цифровой микроскоп
подключается непосредственно к самому ПК.
Во время опытов
изображение появляется в программе «Releon Camera».
В
комплект
цифровой
лаборатории
по
физиологии
и
нейротехнологии входят модули «Центральный» и «Кнопка», сенсоры для
регистрации ЭМГ, ЭКГ, ФПГ, ЭЭГ, КГР, датчики артериального давления,
дыхания, частоты дыхания, кистевой силы. Модуль «Центральный»
подключается к ПК и передает на него полученные данные. К этому
модулю,
помимо
измерительных
приборов,
подключается
модуль
«Кнопка». Полученные данные отображаются в программах «Цифровая
лаборатория» и «Releon Lite».
Изучив новые программы и некоторые исследования, мы выявили плюсы
и минусы цифровой лаборатории.
Плюсы:
1)
Упрощение процесса проведения урока
2)
Пробуждение интереса обучающихся
3)
Проведение лабораторных работ
4)
Простота использования
5)
Понятность получаемых данных
6)
Обучение в разных спектрах науки
Минусы:
1)
Ограниченность в исследованиях
2)
Неточные исходные данные
3)
Отсутствие функции создания отчёта
4)
Необходимость в постоянном уходе за оборудованием
Наши исследования и проекты:
1.
«Изучение возможностей цифровой лаборатории по биологии».
Защита выпускного проекта обучающегося 9 в класса Пустынникова
Игнатия
2.
«Влияние вегетарианства на организм человека», Защита выпускного
проекта обучающегося 9 б класса Андреева Ярослава.
3.
«Питание в школьной столовой» Защита выпускного проекта
обучающегося 9 в класса Александрова Артема.
4.
«Цветочные часы». Защита выпускного проекта обучающегося 9 б
класса Ивановой Полины
5.
«Влияние света на развитие растения» Иванова Полина, ученица 9б
класса. ( использовала датчик освещенности) диплом победителя в
конкурсе
исследовательских
работ
VIII
IX
Республиканских
«Яналовских чтений»
6.
Конкурс исследовательских работ IX Республиканских «Яналовских
чтений»:
«Опыты с набором «Морские дракончики» Окунева
Ариша, 1 «в» диплом победителя
7.
Конкурс исследовательских работ IX Республиканских «Яналовских
чтений»: «Выращивание рачков артемий» Созонова Мария 5 «в»
класс, грамота за 3 место
8.
«Изучение экологического состояния кабинета биологии» ,
VI
Республиканская научно-практическая конференция «Буду здоровым
– буду успешным!» Оросланова Улина, 5 «в» класс, диплом II
степени
9.
«Анализ питания в школьной столовой» , VI
Республиканская
научно-практическая
конференция
«Буду
здоровым
–
буду
успешным!» Оросланова Улина, 9 «в» класс, диплом III степени
10. «Почему желтеет лук» V Межрегиональная научно-практическая
конференция «Александровские чтения», Ельтемерова Анна, 6 «в»
диплом призера
Ребята с интересом используют датчики определения рH
среды,
освещенности, температуры
Экологический мониторинг кабинета биологии
5.03
10.00
12.03
10.35
По сан-пину
Температура
26,2
27
18-24
Влажность
34,5%
40%
40-60%
Освещенность
1094лк
1250лк
300-500 лк
Экспериментально подтвердилось то, что необходимо регулярное
проветривание классных помещений. В результате исследования
выяснилось, что показатель температуры выше допустимой нормы 18-24
градуса, влажность на пороге 40 %. Освещенность соответствует
показателям Сан-Пина.
Определение рН
№ п/п
Варианты проб
Показания рН
1
Ключевая вода М-Сола
7,7
2
Школьная вода из-под крана
7,5
3
Вода после многократного кипячения
8,3
4
Талая вода, снег под окном школы
8,6
5
Талая вода, снег около проезжей части
7,7
Увлекательной оказалась работа с датчиком рН. Мы обнаружили. Что
многократное кипячение повышает рН воды. С помощью цифровой
лаборатории можно измерить pH снега. Если снег имеет значение pH ниже
5.6, это указывает на загрязнение атмосферы кислотными соединениями.
Исследования показали, что Экологическое состояние в поселке в
пределах допустимых норм.
Определение рН соков
Название сока
рН
1
Бегемотик Бонди.Сок яблоко
3,4
2
Сады Придонья.Сок зеленое яблоко
3,2
3
Любимый. Яблоко
3,0
4
Сады Придонья.Сок яблоко-виноград
3,5
5
Волжский посад.Сок томат
3,8
6
Вкусно сок. Персик
3,1
7
Сады Кубани деткам. Персик яблоко
3,1
Лимонный сок
Кока-кола
2,0
4,0
Датчик pH измеряет кислотность продуктов. Кислотность продуктов
может быть опасной для здоровья, особенно для зубов и желудка.
Проанализировав результаты исследования соков на рН, пришел к выводу,
что детям соки пить лучше через трубочки, чтобы не повредить эмаль
зубов. Соки имеют кислую среду.
Releon Camera помогает изучать микромир. Заинтересовала камера и
обучающихся начальных классов. В лаборатории они регулярные гости.
В следующем учебном году хотим проработать цифровую лабораторию
по нейротехнологии и физиологии человека.