Напоминание

Метод проектов как средство формирования функциональной грамотности младших школьников.


Автор: Малькова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как средство формирования функциональной грамотности младших школьников.
Дата публикации: 15.07.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Метод проектов как средство формирования функциональной грамотности

младших школьников.

Предлагаю вашему вниманию тему выступления « Метод проектов как средство

формирования функциональной грамотности младших школьников».

Формирование функциональной грамотности – одна из актуальных задач начального

общего образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику

работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Подготовка ребенка

к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска

становится важнейшей задачей современного образования.

Проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной

грамотности младших школьников, их творческих способностей , совершенствования

таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме

того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных

качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом

коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Сейчас в сфере образования

функциональная грамотность становится одной из главных тем на всех уровнях

образования.

Почему же она становится такой важной? Это связано с появлением новых

технологий, новых профессий, сфер экономики и социально-психологическими

изменениями самого человека и это требует расширения и переосмысления понятия

«функциональная грамотность». Меняется запрос на качество общего образования.

Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой

становится приоритетной целью в системе общего образования РФ.

В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная

грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от

элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять

короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная

грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное

функционирование личности в системе социальных отношений, который считается

минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной

культурной среде».

Функциональная

грамотность

включает

в

себя

математическую,

читательскую,

естественнонаучную, глобальную, критического мышления, финансовую. Современному

учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности

школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии.

В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных

технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Наиболее

актуальными

в условиях

реализации

ФГОС

становятся технологии

развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического

мышления, проблемного обучения, игровые, модульная, проектная, информационно –

коммуникационная технологии.

Проектную деятельность

можно отнести к эффективному методу

формирования

функциональной грамотности на уроках технологии. «Работа над проектом позволяет

осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и

самостоятельность учащихся при решении учебных задач.

Рассмотрим, как развивается функциональная грамотность в процессе проектной

деятельности. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый

продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и

плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения

проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет

коррекцию, делает выводы. Выполняя проект, школьник должен продумать мельчайшие

особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия. Подобрать

необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи,

оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и

оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты

презентации готового изделия.

Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

В первом классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает

задании ,направленные на анализ ,синтез, классификацию ,сравнение, обобщение

предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающий

мир, изобразительное искусство. В первом классе проводится огромная работы с

родителями: показ образца выполнения проекта с инструкцией, помощь в приготовлении

проекта.

Даю установку в сентябре (родителям и детям), все 25 человек класса должны

попробовать выполнить проект. Хочется отметить, мы молодцы на100% справились с

поставленной задачей. Ребята все выступили с проектом и знают свои ошибки, над чем

еще нужно работать. Но конечно, вначале постановку проблемы решает сам учитель,

поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам, выводы делают под

руководством учителя.

Во втором классе ведется работа над формирование умений видеть проблемы, задавать

вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенные понятия. Предлагаю задания и

упражнения для развития умения видеть проблему: продолжи неоконченный рассказ,

составь рассказ от имени другого человека, опиши один день вашей воображаемой жизни,

используя данную концовку, придумай рассказ или сказку. Пробуем с учениками класса

выступить на школьном, районном и окружном уровне. Результаты были замечательные 1

победитель на окружном уровне,2 призера на окружном уровне темы проектов: Вятские

кружева, Выведение бабочки в домашних условиях ,Народный промысел-русская глиняная

игрушка.

В 3-4 классе продолжается работа по проведению кратковременных исследований .На

уроке используются игровые методы, путешествия, сказочный материал .Предлагаются

логические задачи, проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания. У

учащихся активность выше, а значит больше интересных, неординарных предложений.

Мои пожелания в приготовлении проектов для ребят: больше инициативы, творчества и

трудолюбия. Конечно, сама стараюсь обогащать свой опыт в работе над проектами,

участвовала в работе жюри по оценке исследовательских работ.

Какие задачи по реализации проектной деятельности осуществляем в учебной

деятельности?

Русский язык. Программа предполагает организацию проектной деятельности,

которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания на

уроках.

Математика - выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых

действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают

необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной

школе.

В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-

поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное

освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения

явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том

числе

исследовательского

характера,

различные

творческие

задания.

Проводятся

дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений

окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов

имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом

разделе программы.

Литературное

чтение.

Содержание

предмета

направлено

на

формирование

функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Литературное чтение

является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития

их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным

каналом социализации личности.

Что является самым сложным для учащихся, что бы начать работу над проектом?

Это определение тематического поля, актуальность, поиск и анализ проблемы, постановка

цели.

В ходе работы над проектом учитель проводит анкетирование родителей и

учащихся ,ведёт наблюдение за деятельностью детей в результате чего можно сделать

следующие выводы….Методов и способов формирования функциональной грамотности

школьников существует много, но практика работы над проектом – один из самых

эффективных. Учащиеся с интересом выполняют различные проекты, участвуют в

конкурсах, конференциях, выставках, где занимают призовые места. Опыт применения

методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию

познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки

социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты

обучения учащихся, развивая у них комплекс навыков функциональной грамотности.



В раздел образования