Автор: Дьяконова Елена Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №16 "Золотинка"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Самообразование педагога"
Дата публикации: 14.11.2025
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - Детский сад №16 «Золотинка»_____
677000, г.Якутск, ул.Чернышевского 8/2
Тел/факс:8(4112) 45-02-44; 45-01-65
Утверждаю:
_______________Кычкина К.С.
«____»______________2025г.
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Формирование нравственно-патриотических чувств у
дошкольников»
Воспитатели: Дьяконова Елена Дмитриевна
Большакова Розалия Егоровна
2025г.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина –
Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах,
полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, а также
очень важно, чтобы Россия стала могучей державой. И каждому из нас надо
уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства
совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада,
поселка, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с
большой Родиной – Россией – является третьей основной
ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек
заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него –
Родина.
Цель: Формирование у детей любви к Родине, гордости за ее историю и культуру,
уважения к ее символам и традициям, а также чувства причастности к семье, городу и
своему народу.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям в детском саду, своим близким.
2. Фомирование чувства любви к своему родному городу (поселку) на основе
приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и
явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как
столице нашей Родины – России.
4. Воспитание патриотизма, уважения к истории России средствами
эстетического воспитания : музыка, изо деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения
государственной символики.
6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному
творчеству.
7. Знакомство детей с глобусом, географией, достопримечательностями
родного города (поселка, с памятниками культуры и известными людьми.
Этапы самообразования:
1.
Продолжить изучать учебную справочную и научно методическую литературу
по патриотическому воспитанию
2.
Продолжить изучать и обобщать опыт педагогов на интернет сайтах
3.
Разработать и подобрать дидактические игры и упражнения, способствующих
патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
4.
Составить картотеку дидактических игр и упражнений способствующих
формированию предпосылок нравственно- патриотического воспитания. Для
сюжетно- ролевых игр сделать своими руками атрибуты (сшить костюмы,
сделать карточки, и т.д.)
Участники: Дети, воспитатели, родители
Срок реализации: 2025-26 учебный год
Реализация плана по самообразованию строится на следующих принципах:
Системности, сезонности, учета местности, учета возрастных особенностей,
интеграции, координации деятельности педагога и специалистов, преемственности,
взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Цель педагога:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и
методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи педагога: 1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском
саду.
3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6
лет.
4. Пополнить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое
воспитание детей 5-6 лет.
№
Мероприятия
Сроки
1
Сентябрь
2
сентябрь
3
В течении года
4
В течении года
5
В течении года
6
Сентябрь-май
Практический этап
Работа с детьми:
Форма работы:
Непосредственно – образовательная деятельность.
Беседы.
Дидактические игры.
Моделирование ситуаций – тренингов.
Чтение художественной литературы.
Трудовая деятельность
Работа с родителями: анкетирование, опросы, беседы и консультации.
Использовать в своих работах ИКТ:
презентации;
мультфильмы;
аудиозаписи и т.д.
Теоретический этап
ЭТАПЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
СРОКИ
ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИ
Я
РЕЗУЛЬТАТОВ
1.
Диагностический
1.
Анализ
интернет
материалов по теме.
2. Постановка проблемы.
3.
Подбор и изучение
литературы.
Сентябрь-
октябрь 2025г
Самостоятельно
изучать
педагогическую
литературу
и
интернет ресурсы.
Накопление
материала
по
патриотическому
воспитанию.
2.
1. Определение цели и задач
Октябрь –
Повысить свои
Прогностический
Работы.
2. Разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы.
3. Прогнозирование
результатов.
ноябрь 2025г.
профессиональные
уровни;
систематизировать
теоретические
основы у детей;
Провести
диагностику
(Октябрь –май)
3. Практический
1.Составление плана
работы
2.Создание в группе
развивающую среду по
нравственному
воспитанию детей.
3. Изучение материалов
периодической печати по
теме
4. Изучение опыта коллег
по нравственному
воспитанию дошкольников
Сентябрь – май
2025-26г.г.
4. Обобщающий
1. Подведение итогов.
2.
Диагностика уровня
развития по нравственно-
патриотическому
воспитанию
3. Представление
материалов.
май 2025г.
5. Внедренческий
1.
Использование
опыта
самим
педагогом
в
процессе
дальнейшей работы.
2.
Распространение опыта
среди коллег.
Участвовать
в
различных
конкурсах на тему
«Патриотическое
воспитание у детей
дошкольного
возраста»
Календарно - тематический план
Работа с детьми
Сентябрь
Оформление
уголка
Воспитател
и
Разработать и изготовить
материалы и атрибуты к
сюжетно-ролевым играм:
«Магазин»;
«Больница»;
«Аптека»;
«Водители»;
«Салон красоты»…
Занятие -
беседа
«Мой
любимый
город»
Воспитател
и
Художественн
о –творческая
работа
«Флаг нашей
страны»
Воспитател
и, дети
Октябрь
Опросник
«Моя семья»
Воспитател
и, родители
Для родителей провести
анкетирование (октябрь –
май)
Беседа
Памятники и
достопримеч
ательности
родного
города
Родители,
дети
Ноябрь
Сюжетно -
ролевая игра
«Магазин»
Дети
СРИ «Магазин»
Чтение
художественно
й литературы
С.Я. Маршак
«Что такое
хорошо и
Воспитател
и
что такое
плохо?»;
К.И.Чуковск
ий «Муха-
Цокотуха»
Декабрь
Знакомство с
разными
профессиями
«Кем
работают
мои
родители?»
Воспитател
и, дети,
родители
Сделать вместе со своими
родителями в виде
презентации.
Дидактическая
игра
«Москва
столица
нашей
Родины»
Воспитател
и, дети
Дидактическая игра: «Край
родной»;
Январь
Виртуальная
экскурсия
«Музей
нашего
города»
Воспитател
и
Отгадывание
загадок
О
нравственно
м
воспитании
Воспитател
и, дети
Февраль
Просмотр
мультфильмов
«Защитники
родины»
Воспитател
и, дети
Продолжить
знакомство с
обычаями и
традициями
русского
народа
«Городецкая
,
хохломская,
дымковская,
гжель»
Знакомство с
различной
росписью.
Воспитател
и, дети,
родители
Сделать вместе со своими
родителями в виде
презентации.
Март
Оформление
фотогазеты
«Моя мама –
лучшая! »
Дети, папы
Сюжетно
ролевая игра
«Гид по
городу»
Дети
Апрель
Беседа
«День
космонавтик
и»
Воспитател
и, дети
Викторина
«Что мы
знаем о
космосе?»
Воспитател
и
Май
Рассматривани
е альбома
«О подвигах
солдат во
время ВОВ»
Дети,
родители
Беседа
«О войне»,
«День
победы
Воспитател
и
Итог проекта
Воспитател
и, дети,
родители
Практические выходы:
1.
СРИ.
Тема: «Магазин», «Кафе»
2.
Оформление стенда «Моя родина»
3.
Родительское собрание и консультация
Тема: «Патриотическое воспитание
Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.