Напоминание

Наставниество как инструмент повышения каества образования


Автор: Бассараб Тамара Мухитдиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ - Лицей №2
Населённый пункт: Город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Наставниество как инструмент повышения каества образования
Дата публикации: 13.12.2025
Раздел: полное образование





Назад




Наставничество как инструмент повышения качества

образования

Модель «учитель-учитель»

Государственная образовательная политика РФ, открытия ученых в науке, развитие

отечественной и зарубежной педагогики, запрос общества, реализация парадигмы

«образование через всю жизнь» – все это вместе требует от педагога нового качества в его

деятельности.

Современной школе нужен профессионально компетентный,

самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к

реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в

инновационные процессы. Главная цель введения системы наставничества – повышение

качества преподавания учителя.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования

навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное

взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Но практика школьной действительности показывает, что даже при высоком уровне

готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация

молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким

эмоциональным напряжением. В этот момент необходимо молодому специалисту

получить поддержку опытного педагога-наставника.

Поэтому наша задача – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные

качества, коммуникативные и управленческие умения.

С чего же начинать наставничество?

Выбор формы работы с молодым специалистом необходимо начинать с вводного

анкетирования (тестирования) или собеседования, где он рассказывает о своих

трудностях, проблемах, неудачах в работе. Затем определяется совместная программа

работы начинающего учителя с его наставником..

Большую эффективность, по сравнению с традиционными формами работы (беседами,

консультациями, посещением и обсуждением уроков), имеют новые нетрадиционные,

или модернизированные психологические тренинги. («Адаптация для молодых

педагогов», «Обучение как сотрудничество», «Мое психологическое благополучие»,

«Сохраним себя для себя», ) Творческие лаборатории, психолого-педагогические

деловые игры, диспуты разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как

учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического

опыта от поколения к поколению учителями-мастерами ускоряют процесс вхождения

начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя

увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате

молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную

категорию, растет их профессионализм.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если учителя - наставники

подготовят им различные "памятки":

1.

Обязанности классного руководителя

2. Организация работы с неуспевающими учащимися;

3. Анализ и самоанализ урока;

4. Организация работы с родителями;

Но как же 1 наставнику решить эти многогранные задачи?

Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации

профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и

решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.

Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и

молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку

преподавания отдельных дисциплин.

Наставник – психолог – опытный психолог школы, который осуществляет

психологическую поддержку молодого педагога классного руководителя. Консультирует

по всем вопросам формирования психологического климата в классе.

Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе

молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную

помощь от коллег.



В раздел образования