Автор: Бассараб Тамара Мухитдиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ - Лицей №2
Населённый пункт: Город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Наставниество как инструмент повышения каества образования
Дата публикации: 13.12.2025
Раздел: полное образование
Наставничество как инструмент повышения качества
образования
Модель «учитель-учитель»
Государственная образовательная политика РФ, открытия ученых в науке, развитие
отечественной и зарубежной педагогики, запрос общества, реализация парадигмы
«образование через всю жизнь» – все это вместе требует от педагога нового качества в его
деятельности.
Современной школе нужен профессионально компетентный,
самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к
реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в
инновационные процессы. Главная цель введения системы наставничества – повышение
качества преподавания учителя.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Но практика школьной действительности показывает, что даже при высоком уровне
готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация
молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким
эмоциональным напряжением. В этот момент необходимо молодому специалисту
получить поддержку опытного педагога-наставника.
Поэтому наша задача – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные
качества, коммуникативные и управленческие умения.
С чего же начинать наставничество?
Выбор формы работы с молодым специалистом необходимо начинать с вводного
анкетирования (тестирования) или собеседования, где он рассказывает о своих
трудностях, проблемах, неудачах в работе. Затем определяется совместная программа
работы начинающего учителя с его наставником..
Большую эффективность, по сравнению с традиционными формами работы (беседами,
консультациями, посещением и обсуждением уроков), имеют новые нетрадиционные,
или модернизированные психологические тренинги. («Адаптация для молодых
педагогов», «Обучение как сотрудничество», «Мое психологическое благополучие»,
«Сохраним себя для себя», ) Творческие лаборатории, психолого-педагогические
деловые игры, диспуты разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как
учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического
опыта от поколения к поколению учителями-мастерами ускоряют процесс вхождения
начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя
увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате
молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную
категорию, растет их профессионализм.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если учителя - наставники
подготовят им различные "памятки":
1.
Обязанности классного руководителя
2. Организация работы с неуспевающими учащимися;
3. Анализ и самоанализ урока;
4. Организация работы с родителями;
Но как же 1 наставнику решить эти многогранные задачи?
Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации
профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и
решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и
молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку
преподавания отдельных дисциплин.
Наставник – психолог – опытный психолог школы, который осуществляет
психологическую поддержку молодого педагога классного руководителя. Консультирует
по всем вопросам формирования психологического климата в классе.
Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе
молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную
помощь от коллег.