Автор: Иванов Игорь Владимирович
Должность: учитель математики КГБОУ "Шарыповский кадетский корпус"
Учебное заведение: КГБОУ "Шарыповский кадетский корпус"
Населённый пункт: город Шарыпово, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок в 5 классе по теме: "Окружность и круг"
Дата публикации: 13.11.2025
Раздел: среднее образование
Урок по теме «Окружность и круг» в 5 классе.
Урок включает этапы актуализации знаний, изучения нового материала, практической
работы и закрепления.
Цели урока:
- Предметные: сформировать представление об окружности и круге как геометрических
фигурах, их элементах (радиус, диаметр, хорда, дуга); научить строить окружность с помощью
циркуля.
- Метапредметные: развить логическое мышление, умение анализировать, делать выводы,
работать в парах и группах.
- Личностные: воспитать интерес к математике, трудолюбие, дисциплинированность,
уважение к одноклассникам.
Оборудование:
- Проектор и экран.
- Презентация с иллюстрациями и заданиями.
- Циркули, линейки, карандаши, рабочие листы.
- Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметы для практической работы (стакан,
ножницы, бумага).
Структура урока:
1. Организационный момент (2 мин)
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Создание эмоционального настроя через стихотворение или загадку, связанную с
окружностью.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы (5 мин)
- Фронтальный опрос: «Какие виды линий вы знаете? Какие фигуры состоят из отрезков?
Какие из них являются кривыми линиями?»
- Постановка проблемы: «Чем отличаются окружность и круг? Как их построить?»
3. Изучение нового материала (15 мин)
- Определение окружности: «Окружность — это замкнутая линия, состоящая из всех точек
плоскости, расположенных на одном расстоянии от заданной точки (центра)».
- Определение круга: «Круг — это часть плоскости, ограниченная окружностью».
- Элементы окружности: радиус (отрезок от центра до точки на окружности), диаметр
(отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр), хорда (отрезок,
соединяющий две точки на окружности), дуга (часть окружности)
- Соотношение между радиусом и диаметром: d = 2r)
- Построение окружности с помощью циркуля: алгоритм (отметить центр, установить
расстояние между ножками циркуля, провести окружность).
4. Практическая работа (10 мин)
- Задание 1: построить окружность радиусом 3 см, отметить её центр и провести диаметр.
- Задание 2: используя стакан и краску, получить отпечаток окружности на бумаге, затем
вырезать круг и сложить его пополам, чтобы определить диаметр и радиус.
- Работа в парах: построить две окружности, которые не пересекаются, измерить их
радиусы и расстояние между центрами, сделать вывод
5. Закрепление изученного (10 мин)
- Устные вопросы: «Назовите радиусы, диаметры и хорды на чертеже. Чем отличается
окружность от круга?»
- Решение задач из учебника.
- Тестовая работа с взаимоконтролем.
6. Физкультминутка (2 мин)
- Провести рукой по воображаемой окружности, выполнить упражнения для глаз и шеи.
7. Рефлексия и самооценка (3 мин)
- Вопросы: «Что нового вы узнали на уроке? Что было интересным? Чему вы научились?»
- Оценка своей работы с помощью «кружков настроения» (жёлтый — всё понятно, красный
— были трудности).
8. Домашнее задание
- Построить окружность радиусом 4 см, отметить на ней центр, радиус, диаметр и хорду.
- Привести 3 примера предметов, имеющих форму круга, и 3 примера — форму
окружности.
Дополнительные рекомендации
- Использовать презентацию с анимацией для наглядности (например, демонстрацию
построения окружности циркулем, сравнение окружности и круга).
- Включить в урок элементы игры: например, разгадывание ребусов или загадок, связанных с
темой.
- Для закрепления можно предложить задание на классификацию предметов по форме
(окружность/круг) с использованием раздаточного материала.
Эта разработка адаптирована под требования ФГОС и включает разнообразные формы
работы (фронтальную, индивидуальную, парную), что способствует активному вовлечению
учащихся в учебный процесс.