Напоминание

Урок в 5 классе по теме: "Окружность и круг"


Автор: Иванов Игорь Владимирович
Должность: учитель математики КГБОУ "Шарыповский кадетский корпус"
Учебное заведение: КГБОУ "Шарыповский кадетский корпус"
Населённый пункт: город Шарыпово, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок в 5 классе по теме: "Окружность и круг"
Дата публикации: 13.11.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме «Окружность и круг» в 5 классе.

Урок включает этапы актуализации знаний, изучения нового материала, практической

работы и закрепления.

Цели урока:

- Предметные: сформировать представление об окружности и круге как геометрических

фигурах, их элементах (радиус, диаметр, хорда, дуга); научить строить окружность с помощью

циркуля.

- Метапредметные: развить логическое мышление, умение анализировать, делать выводы,

работать в парах и группах.

- Личностные: воспитать интерес к математике, трудолюбие, дисциплинированность,

уважение к одноклассникам.

Оборудование:

- Проектор и экран.

- Презентация с иллюстрациями и заданиями.

- Циркули, линейки, карандаши, рабочие листы.

- Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметы для практической работы (стакан,

ножницы, бумага).

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

- Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Создание эмоционального настроя через стихотворение или загадку, связанную с

окружностью.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы (5 мин)

- Фронтальный опрос: «Какие виды линий вы знаете? Какие фигуры состоят из отрезков?

Какие из них являются кривыми линиями?»

- Постановка проблемы: «Чем отличаются окружность и круг? Как их построить?»

3. Изучение нового материала (15 мин)

- Определение окружности: «Окружность — это замкнутая линия, состоящая из всех точек

плоскости, расположенных на одном расстоянии от заданной точки (центра)».

- Определение круга: «Круг — это часть плоскости, ограниченная окружностью».

- Элементы окружности: радиус (отрезок от центра до точки на окружности), диаметр

(отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр), хорда (отрезок,

соединяющий две точки на окружности), дуга (часть окружности)

- Соотношение между радиусом и диаметром: d = 2r)

- Построение окружности с помощью циркуля: алгоритм (отметить центр, установить

расстояние между ножками циркуля, провести окружность).

4. Практическая работа (10 мин)

- Задание 1: построить окружность радиусом 3 см, отметить её центр и провести диаметр.

- Задание 2: используя стакан и краску, получить отпечаток окружности на бумаге, затем

вырезать круг и сложить его пополам, чтобы определить диаметр и радиус.

- Работа в парах: построить две окружности, которые не пересекаются, измерить их

радиусы и расстояние между центрами, сделать вывод

5. Закрепление изученного (10 мин)

- Устные вопросы: «Назовите радиусы, диаметры и хорды на чертеже. Чем отличается

окружность от круга?»

- Решение задач из учебника.

- Тестовая работа с взаимоконтролем.

6. Физкультминутка (2 мин)

- Провести рукой по воображаемой окружности, выполнить упражнения для глаз и шеи.

7. Рефлексия и самооценка (3 мин)

- Вопросы: «Что нового вы узнали на уроке? Что было интересным? Чему вы научились?»

- Оценка своей работы с помощью «кружков настроения» (жёлтый — всё понятно, красный

— были трудности).

8. Домашнее задание

- Построить окружность радиусом 4 см, отметить на ней центр, радиус, диаметр и хорду.

- Привести 3 примера предметов, имеющих форму круга, и 3 примера — форму

окружности.

Дополнительные рекомендации

- Использовать презентацию с анимацией для наглядности (например, демонстрацию

построения окружности циркулем, сравнение окружности и круга).

- Включить в урок элементы игры: например, разгадывание ребусов или загадок, связанных с

темой.

- Для закрепления можно предложить задание на классификацию предметов по форме

(окружность/круг) с использованием раздаточного материала.

Эта разработка адаптирована под требования ФГОС и включает разнообразные формы

работы (фронтальную, индивидуальную, парную), что способствует активному вовлечению

учащихся в учебный процесс.



В раздел образования