Автор: Осипова Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 61
Населённый пункт: Санкт-Петербург Выборгский район
Наименование материала: статья
Тема: Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся
Дата публикации: 13.03.2025
Раздел: среднее образование
Осипова О.А. учитель географии-биологии
ГБОУ Гимназия 61 Санкт-Петербург Выборгский район
Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся
Одной из важнейших задач образования на сегодняшний день является
уход от преимущественно репродуктивной деятельности, обучение методам
и приемам самостоятельного, творческого, исследовательского решения
поставленных перед учащимся задач.
Одним из направлений ФГОС является формирование умений учебно-
исследовательской деятельности.
Единого
определения
учебно-исследовательской
деятельности
не
существует. Под этим понятием рассматривается один из видов организации
учебного процесса в школе (таблица 1).
Таблица
1
–
Понятие
«Учебно-исследовательская
деятельность»
(составлено автором по [40, 42, 51])
Структура учебно-исследовательской деятельности представлена на
рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура учебно-исследовательской деятельности (составлено
автором по [36])
Объекты для учебного исследования выбираются с учетом наличия
системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая
позволит сформулировать гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке
гипотезы.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся должна отвечать
следующим педагогическим требованиям:
учитывать возрастные и психологические особенности учащегося;
строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой
для углубления знаний и получения новых;
способствовать саморазвитию и самореализации учащегося;
строиться исключительно на добровольной основе;
способствовать
формированию
научного
мышления,
которое
отличается системностью, гибкостью, креативностью;
содействовать формированию научного мировоззрения [40].
Учебно-исследовательская деятельность имеет ряд отличительных
черт, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Отличительные черты учебно-исследовательской деятельности
(составлено автором по [1])
При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо
учитывать определенные факторы:
тема исследования должна быть интересна ученикам и учителю;
суть проблемы должна быть понятна ученикам и учителю;
организация работы строится на взаимоподдержке учителя и
ученика;
решение проблемы должно давать новые знания ученику [1].
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской
деятельности
учащихся,
являются
доброжелательная
атмосфера
в
коллективе, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения,
структурирование
учебного
материала
по
принципу
нарастания
познавательной
трудности
учебной
работы,
вооружение
учащихся
рациональными приемами познавательной деятельности, формирование
внутренних стимулов к учению, самообразованию и др. [23].
Учебно-исследовательская деятельность позволяет выполнять контроль
знаний разделов школьных дисциплин, определять уровень логического
мышления, уровень владения методами решения учебных задач и т.п. [2].
Существуют несколько видов функций исследовательского подхода в
обучении, среди которых наиболее значимы дидактические (рисунок 3).
Рисунок 3 – Дидактические функции исследовательского подхода
(составлено автором по [34])
Среди
этапов
исследования
можно
выделить
пять
основных:
подготовка к проведению учебного исследования, проведение исследования,
оформление результатов исследования, рецензирование исследовательской
работы, защита результатов исследования [13].
Учебное исследование предполагает личностное развитие учащихся,
такую познавательную деятельность, в которой ученики не ограничиваются
усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное
решение, находят новые вопросы в уже известном. Таким образом, учебно-
исследовательская
деятельность
показывает
возрастание
роли
таких
элементов содержания образования, как опыт творческой деятельности и
эмоционально-ценностное отношение к миру [8].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность
учебно-исследовательской
деятельности
состоит
в
развитии
интеллектуальной
и
творческой
инициативы
учащихся,
расширении
представлений
о
межпредметных
связях,
осмысленной
и
творческой
переработке информации научного характера.