Напоминание

Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся


Автор: Осипова Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 61
Населённый пункт: Санкт-Петербург Выборгский район
Наименование материала: статья
Тема: Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся
Дата публикации: 13.03.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Осипова О.А. учитель географии-биологии

ГБОУ Гимназия 61 Санкт-Петербург Выборгский район

Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся

Одной из важнейших задач образования на сегодняшний день является

уход от преимущественно репродуктивной деятельности, обучение методам

и приемам самостоятельного, творческого, исследовательского решения

поставленных перед учащимся задач.

Одним из направлений ФГОС является формирование умений учебно-

исследовательской деятельности.

Единого

определения

учебно-исследовательской

деятельности

не

существует. Под этим понятием рассматривается один из видов организации

учебного процесса в школе (таблица 1).

Таблица

1

Понятие

«Учебно-исследовательская

деятельность»

(составлено автором по [40, 42, 51])

Структура учебно-исследовательской деятельности представлена на

рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура учебно-исследовательской деятельности (составлено

автором по [36])

Объекты для учебного исследования выбираются с учетом наличия

системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая

позволит сформулировать гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке

гипотезы.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся должна отвечать

следующим педагогическим требованиям:

учитывать возрастные и психологические особенности учащегося;

строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой

для углубления знаний и получения новых;

способствовать саморазвитию и самореализации учащегося;

строиться исключительно на добровольной основе;

способствовать

формированию

научного

мышления,

которое

отличается системностью, гибкостью, креативностью;

содействовать формированию научного мировоззрения [40].

Учебно-исследовательская деятельность имеет ряд отличительных

черт, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Отличительные черты учебно-исследовательской деятельности

(составлено автором по [1])

При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо

учитывать определенные факторы:

тема исследования должна быть интересна ученикам и учителю;

суть проблемы должна быть понятна ученикам и учителю;

организация работы строится на взаимоподдержке учителя и

ученика;

решение проблемы должно давать новые знания ученику [1].

Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской

деятельности

учащихся,

являются

доброжелательная

атмосфера

в

коллективе, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения,

структурирование

учебного

материала

по

принципу

нарастания

познавательной

трудности

учебной

работы,

вооружение

учащихся

рациональными приемами познавательной деятельности, формирование

внутренних стимулов к учению, самообразованию и др. [23].

Учебно-исследовательская деятельность позволяет выполнять контроль

знаний разделов школьных дисциплин, определять уровень логического

мышления, уровень владения методами решения учебных задач и т.п. [2].

Существуют несколько видов функций исследовательского подхода в

обучении, среди которых наиболее значимы дидактические (рисунок 3).

Рисунок 3 – Дидактические функции исследовательского подхода

(составлено автором по [34])

Среди

этапов

исследования

можно

выделить

пять

основных:

подготовка к проведению учебного исследования, проведение исследования,

оформление результатов исследования, рецензирование исследовательской

работы, защита результатов исследования [13].

Учебное исследование предполагает личностное развитие учащихся,

такую познавательную деятельность, в которой ученики не ограничиваются

усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное

решение, находят новые вопросы в уже известном. Таким образом, учебно-

исследовательская

деятельность

показывает

возрастание

роли

таких

элементов содержания образования, как опыт творческой деятельности и

эмоционально-ценностное отношение к миру [8].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность

учебно-исследовательской

деятельности

состоит

в

развитии

интеллектуальной

и

творческой

инициативы

учащихся,

расширении

представлений

о

межпредметных

связях,

осмысленной

и

творческой

переработке информации научного характера.



В раздел образования