Автор: Колпащикова Светлана Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 63
Населённый пункт: г. Киров, Кировская Область
Наименование материала: Мастеркласс
Тема: «Как воспитателю реагировать на претензии родителей?»
Дата публикации: 13.01.2025
Раздел: дошкольное образование
«Как воспитателю реагировать на претензии родителей?»
Цель: помочь и дать рекомендации для воспитателей, как грамотно и
спокойно выйти из любой ситуации, сложившейся между родителями и
педагогами.
Научить воспитателей анализировать задаваемые родителями вопросы,
грамотно выявлять саму причину таких вопросов и находить нужные слова
для ответов, не создавая конфликтной ситуации, и давая понять
собеседнику, то что вы тоже не меньше обеспокоены этой проблемой.
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и
задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных
личностей –педагогов, родителей и детей. Часто от согласованности подхода
к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический
комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями.
И конечно же огромную роль играет личность воспитателя, его поведение,
его умение взаимодействовать с детьми и родителями. При этом
недопонимания с родителями, сложные, на первый взгляд ситуации –
явление неизбежное.
Есть родители, у которых редко возникают вопросы и претензии к
воспитателю, а если и возникают, то всегда они излагают их тактично, с
улыбкой и доброжелательно. И вопросы сразу же решаются легко сами
собой. Но есть вопросы, скрывающие за собой, как кажется, претензии, и тон
родителя вызывает на конфликт, и что делать в таких ситуациях?
На что обычно жалуются родители и чем они чаще всего недовольны?
- мало внимания уделил воспитатель ребенку
- не дал выучить стихотворение на утренник
- не одел свитер ребенку на прогулку
- не причесал и не умыл
- заставляет спать в тихий час
И вы, наверно, обязательно дополните этот список, исходя из своего опыта.
2
Для родителей, как правило, их ребенок самый талантливый, умный,
воспитанный и лучший на всем белом свете. Нередко родители, не замечая
трудностей ребенка, ожидают от него большего. Отсюда и появляются
претензии к воспитателю. Родители часто выговаривают свои недовольства,
не подбирая слов. Воспитатель принимает эту информацию буквально, в
результате чего может возникнуть конфликт. Всегда ли родители осознанно
стремятся обидеть или задеть личность воспитателя, что на самом деле хотят
сказать родители и как понять, что скрыто в глубине претензии?
Как воспитателю предотвратить возникновение конфликтов?
Я убеждена, что предотвращение конфликтных ситуаций – это лучше, чем
выслушивать претензии и отвечать на неприятные вопросы. Чтобы не
создавать себе в дальнейшем проблем с родителями, ваше взаимодействие
с семьей должно носить систематический характер. Обязательно нужно, что
бы на ваших родительских стендах постоянно обновлялась информация,
которая включала бы в себя консультации на волнующие родителей
вопросы, велись с родителями доверительные беседы. Проводились
собрания или открытые беседы на волнующие темы. Анкетирование. Важно
активно привлекать родителей к сотрудничеству и взаимопомощи,
показывая, тем самым, что они полноценные участники воспитательного
процесса. И, конечно же, завоевать авторитет, показав себя профессионалом
в своем деле. Стараться каждый день показывать родителям свою работу с
детьми и заинтересованность в их развитии, ведь зачастую многие и не
знают, и не видят, чем занимается педагог с детьми в течение дня.
Существует много способов показать нашу деятельность:
- выставки работ детей
- фото и видео занятий и прогулок
- участие детей в различных конкурсах
- проведение открытых мероприятий для детей и родителей
- утренняя и вечерняя занятость детей, когда родители приводят и забирают
детей – это время, когда они видят ваше взаимодействие с их чадами.
- индивидуальные беседы о достижениях детей и т.д.
3
Но если уже произошла ситуация, которая требует особого внимания, мы с
вами, как профессионалы, должны придерживаться социальных норм
общения с родителями: не позволять себе переходить на повышенные тона,
оскорбления и т.п. Наша задача правильно услышать родителя, грамотно
ответить на вопрос, если это в нашей компетенции, если нет, то уточнить
информацию. Педагог должен дать почувствовать родителям свою
заинтересованность в решении любой проблемы и самое главное не
разжечь конфликт с родителем.
Я построила алгоритм, с помощью которого, можно разобрать любую
ситуацию и найти правильный выход из нее.
1.
Внимательно выслушать вопрос или претензию родителя, не
перебивая его.
2.
Понять, что на самом деле говорит родитель и выявить, проблему,
которая кроется за его словами:
- беспокойство о здоровье ребенка
- беспокойство об эмоциональном состоянии ребенка
- беспокоится об успехах и достижениях ребенка
- беспокойство о безопасности ребенка в детском саду
- личная претензия воспитателю
3.
Выбрать правильное решение и ответить на вопрос или претензию
педагогически грамотно, уверенно, четко. Если нужно, то извиниться и
объяснить причины происшедшего.
Давайте сейчас вместе с вами рассмотрим несколько ситуаций, с которыми
каждый из вас, я уверена, встречался не раз в своей трудовой деятельности,
постараемся понять, что нам говорит родитель, и что мы должны прочитать
между строк? Пользуясь алгоритмом, выйдем из неприятной ситуации.
Ситуация 1: Мама говорит воспитателю: «Это какое-то безобразие! Два дня
сходим в детский сад, а потом две недели сидим на больничном!»
Что хочет сказать мама воспитателю?
4
Мама озабочена здоровьем ребенка и предъявляет претензию воспитателю.
Итак, рассмотрим эту ситуацию в соответствии с нашим алгоритмом:
Первое – мы внимательно выслушали претензию.
Вторая наша задача выявить причину недовольства мамы и понять
действительно ли это так?
На первый взгляд претензия понятна, вас подозревают в ненадлежащем
присмотре и уходе за ребенком.
Но на самом деле в этой претензии может крыться множество проблем таких
как:
1.
Сад посещают больные дети и вы не принимаете меры, чтобы их
отстранить.
2.
Проветривание группы происходит в присутствии детей.
3.
Не контролируете, что одевает ребенок на прогулку (или не одеваете
его).
Если виноваты вы: И если действительно такие проблемы существую, то
вы должны принести свои извинения родителю и пообещать взять этот
вопрос под свой контроль.
Вашей вины нет: Но если причина частой болезни ребенка в другом.
Например, если он во время прогулки систематически ест снег, бегает по
лужам не в резиновой обуви, одет не по погоде родителями, не имеет
сменной одежды в шкафчике, ребенок плохо кушает, и вы не раз
обращали на это внимание в беседах с мамой, то нужно еще раз спокойно
и убедительно проговорить эти проблемы и донести до мамы важность
происходящего. Тем самым подчеркнуть свою озабоченность частой
болезни малыша и вместе найти выходы из этой ситуации.
Ситуация 2: Мама: «Почему вы не разрешаете Петеньке спать с его
любимой игрушкой, а вот Марья Ивановна разрешает? Из-за этого Петя
отказывается посещать детский сад.»
Мама переживает об эмоциональном состоянии ребенка, и обвиняет
воспитателя в предвзятом отношении к ее ребенку.
Ваша позиция: да, действительно, у меня есть принцип и я не разрешаю
детям спать с игрушками. Потому что не все дети приносят в детский сад
5
игрушки и те, у кого их нет болезненно реагируют на детей, спящих с
игрушками. В нашей группе достаточно игрушек и вам не обязательно
приносить с собой свои. Петеньку игрушки в постели отвлекают от сна, и я
заметила, когда он ложится спать без игрушки прекрасно и спокойно
засыпает под чтение сказок. И могу больше вам сказать, когда Петя
приходит в сад без игрушек он весь день чувствует себя уверенно, с
детьми не конфликтует, потому что не чего делить, и никто не просит у
него посмотреть или поиграть в его игрушку. Обратите на это внимание и
побеседуйте дома с сыном, он умный мальчик и обязательно все поймет.
Предлагаю вам сейчас разделиться на группы и каждой группе
сформулировать претензию для воспитателя. Далее мы постараемся
ответить, с помощью нашего алгоритма на все ваши составленные
претензии вместе.
Мы сейчас постарались с вами ответить, на часто встречающиеся,
претензии родителей. Нашли множество правильных и мудрых решений.
Тест «Как мы воспринимаем информацию» (лист бумаги А4)
1.
Напишите ваше имя в верхнем правом углу этого листа
2.
Обведите ваше имя в кружок
3.
Нарисуйте пять маленьких квадратиков в левом верхнем углу
4.
Напишите «да» «да» «да» в левом нижнем углу
5.
Посредине листа на рисуйте большой треугольник
6.
Внутри треугольника напишите цифру 5
7.
В нижнем правом углу нарисуйте овал
Обменяйтесь друг с другом листочками и посмотрите. Я информацию
выдавала постепенно одинаковую для вас всех, но, как вы заметили,
все совершенно по-разному ее восприняли и отобразили на бумаге.
Но вы совершенно уверены, что точно выполняли все инструкции и это
так, и нет не правильных ответов в ваших тестах есть только то, как вы
воспринимаете сказанное.
Вот так же и в жизни, когда родители предъявляют претензию, наша
главная задача правильно оценить вопрос и услышать, то что сказал
родитель. Вопросы родители задают одни и те же, как правило, сейчас
мы на примерах с вами в этом убедились. Нашли множество верных
решений, ответить педагогически грамотно, четко, держа себя
достойно и уверенно сейчас вам не составит никакого труда.