Автор: Мурсалова Гузалия Булатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "ВАСИЛЕК"
Населённый пункт: г Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дата публикации: 12.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Тема:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О
ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Понятие времени неотделимо и от реальности, и от самого ритма существования
современного общества. Высокий темп жизни диктует необходимость не только уметь
правильно отслеживать ход времени, но и управлять своей деятельность, опираясь на
временные рамки ее осуществления. С связи с этим необходимо формировать и чувство
времени, и представления о данной категории.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО), «жизнь ребёнка также неотделима от времени, поэтому
программами для ДОУ предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Она
необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной
культуры».
На сегодняшний день традиционные занятия по формированию представлений о
времени у старших дошкольников в детском саду следует заменить на детскую активность, в
ходе которой идёт развитие математических способностей детей в разнообразных видах
деятельности: играх, беседах, решении проблемных ситуаций. Помимо этого, высока
важность познавательной инициативности ребёнка – то есть наличие познавательного
интереса, который становится предпосылкой к самостоятельной творческой математической
деятельности. Поэтому формирование представлений о времени у старших дошкольников
должно происходить не только в дошкольных учреждениях, но и в свободной деятельности,
так как самостоятельная постановка вопросов и проблем заставляет ребёнка искать пути
поиска ответов и решений.
Цель
исследования:
теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить
педагогические условия формирования представлений о времени у дошкольников.
Объект
исследования:
процесс
формирования
представлений
о
времени
у
дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о
времени у дошкольников.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, что формирование представлений
о времени у дошкольников возможно, если использовать следующие педагогические
условия:
– учтены возрастные особенности детей 5-6 лет (развитие коммуникативных навыков,
навыков участия в сюжетно-ролевых играх);
–занятия с использованием игровой деятельности подобраны в соответствии с
показателями развития представлений о времени у детей 5-6 лет;
– поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей в режимных
моментах, включающая занятия с использованием моделей и моделирования.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме
исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент – констатирующий
этап); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных
данных).
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск.
В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявление уровня
сформированности представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Критерии и показатели, а также диагностические задания были разработаны на
констатирующем этапе эксперимента, с опорой на исследования Р.Ф. Галлямовой, и
представлены на слайде.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности
представлений о времени у детей дошкольного возраста можно диагностировать у 45%
детей. Такой дошкольник не имеет верных представлений о том, в каком порядке сменяются
части суток. Не может даже после подсказки педагога верно обозначить очередность своих
личных каждодневных действий во времени, путает утро, вечер, ночь и день. Дошкольник не
имеет верных представлений о том, в каком порядке сменяются дни недели. Не может даже
после подсказки педагога верно обозначить очередность своих личных каждодневных
действий в определенные дни недели, не знает, чем будние дни отличаются от выходных, как
они называются. Не знает, какой день идет следующим в календарной неделе. Дошкольник
не имеет верных представлений о том, в каком порядке сменяются времена года. Не может
даже после подсказки педагога верно обозначить очередность времен года, не может назвать
характерных признаков того или иного времени года. У дошкольника не сформирован навык
верно устанавливать время по часам. Он не знает, что нужно сделать для того, чтобы
определить по ним время, что обозначают цифры и стрелки.
Средний уровень сформированности представлений о времени у детей дошкольного
возраста выявлен у 50% детей данной возрастной группы. Такой дошкольник имеет частично
верные представления о том, в каком порядке сменяются части суток. Может только после
подсказки педагога верно обозначить очередность своих личных каждодневных действий во
времени, но сам путает утро, вечер, ночь и день. Дошкольник имеет частично верные
представления о том, в каком порядке сменяются дни недели.
Нами были разработаны занятия с использованием моделей и моделирования, в соответствии
с показателями сформированности представлений о времени у дошкольников, а именно:
представления о чередовании частей суток; умение определять последовательность дней
недели; умение определять последовательность времен года; умение определять время по
часам. Всего было разработано и проведено 12 занятий. Тематическое планирование работы
представлено на слайде.
нами было учтено, что дошкольники обучаются ориентироваться во времени еще до школы.
Дети дошкольного возраста обязаны выучиться определять время, беспрепятственно в нем
ориентироваться, употреблять в речи обозначение времени. Чтобы верно ориентироваться,
ребенок вынужден выучиться чувствовать продолжительность различных отрезков времени
– это способствует вырабатыванию умения координировать ритм и темп своих действий с
периодами времени, способности к планированию. Подобные значительные качества как
точность, целесообразность, собранность, организованность, нужны человеку на протяжении
всей жизни, вырабатываются на базе умения планировать свое время. Дети старшего
дошкольного возраста отличаются умением планомерно вести анализ и обобщение,
способностью абстрагироваться от ситуации и внешних воздействий. Период старшего
дошкольного возраста характеризуется тем, что мышление ребенка переходит от наглядного
уровня на абстрактно-логический. Ребенок начинает мыслить не только конкретными
предметами и явлениями, но перед ним встают и проблемные вопросы, которые он должен
пытаться решить самостоятельно, используя при этом гибкость и продуктивность мышления.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) у детей появляются тенденции к установлению
логических связей, к умению обобщать и сравнивать. Это очень важно, так как
возникновение обобщения напрямую связано с развитием интеллекта. К концу старшего
дошкольного возраста у детей развивается умение обобщать и устанавливать логические
связи. Данные приобретения являются очень важными для дальнейшего интеллектуального
развития ребенка и его успешного обучения в школе.
Формирование временных представлений в старшей группе происходит с использование
следующих
педагогических
условий:
организацию
практической
деятельности
по
ознакомлению детей с часами, ознакомлению детей с длительностью 1, 3 и 5 минут с
помощью секундомера, песочных часов в ходе различной практической деятельности,
развитию умения оценивать длительность интервала времени в процессе различных видов
деятельности, развитию умения предварительно планировать объем деятельности на
указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности,
создание условий, которые бы побудили детей к переживанию временных интервалов в
бытовых ситуациях.
На
контрольном
этапе
установлено,
что
в
экспериментальной
группе
уровень
сформированности представлений о времени у детей дошкольного возраста повысился:
количество детей 5-6 лет с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень
повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности
представлений о времени у детей дошкольного возраста выявлен у 10%, тогда как ранее этот
показатель был равен 0. Отметим, что дети экспериментальной группы демонстрируют более
верные, чем на констатирующем этапе, представления о том, в каком порядке сменяются
части суток.
Результаты
контрольной
группы
не
изменились
относительно
результатов,
полученных на первом этапе работы.
Исходя
из
данных
результатов,
мы
делаем
вывод,
что
разработанная
и
апробированная нами система работы по формированию представлений о времени у
дошкольников показывает высокий уровень эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана система
работы по формированию представлений о времени у дошкольников, которая может быть
использована
педагогом-психологом,
воспитателями
в
процессе
формирования
представлений о времени у дошкольников.
На этом доклад окончен, спасибо за внимание!