Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Мурсалова Гузалия Булатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "ВАСИЛЕК"
Населённый пункт: г Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дата публикации: 12.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О

ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Понятие времени неотделимо и от реальности, и от самого ритма существования

современного общества. Высокий темп жизни диктует необходимость не только уметь

правильно отслеживать ход времени, но и управлять своей деятельность, опираясь на

временные рамки ее осуществления. С связи с этим необходимо формировать и чувство

времени, и представления о данной категории.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования (ФГОС ДО), «жизнь ребёнка также неотделима от времени, поэтому

программами для ДОУ предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Она

необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной

культуры».

На сегодняшний день традиционные занятия по формированию представлений о

времени у старших дошкольников в детском саду следует заменить на детскую активность, в

ходе которой идёт развитие математических способностей детей в разнообразных видах

деятельности: играх, беседах, решении проблемных ситуаций. Помимо этого, высока

важность познавательной инициативности ребёнка – то есть наличие познавательного

интереса, который становится предпосылкой к самостоятельной творческой математической

деятельности. Поэтому формирование представлений о времени у старших дошкольников

должно происходить не только в дошкольных учреждениях, но и в свободной деятельности,

так как самостоятельная постановка вопросов и проблем заставляет ребёнка искать пути

поиска ответов и решений.

Цель

исследования:

теоретически

обосновать

и

экспериментально

проверить

педагогические условия формирования представлений о времени у дошкольников.

Объект

исследования:

процесс

формирования

представлений

о

времени

у

дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о

времени у дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в предположении, что формирование представлений

о времени у дошкольников возможно, если использовать следующие педагогические

условия:

– учтены возрастные особенности детей 5-6 лет (развитие коммуникативных навыков,

навыков участия в сюжетно-ролевых играх);

–занятия с использованием игровой деятельности подобраны в соответствии с

показателями развития представлений о времени у детей 5-6 лет;

– поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей в режимных

моментах, включающая занятия с использованием моделей и моделирования.

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме

исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент – констатирующий

этап); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных

данных).

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск.

В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет.

Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявление уровня

сформированности представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Критерии и показатели, а также диагностические задания были разработаны на

констатирующем этапе эксперимента, с опорой на исследования Р.Ф. Галлямовой, и

представлены на слайде.

Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности

представлений о времени у детей дошкольного возраста можно диагностировать у 45%

детей. Такой дошкольник не имеет верных представлений о том, в каком порядке сменяются

части суток. Не может даже после подсказки педагога верно обозначить очередность своих

личных каждодневных действий во времени, путает утро, вечер, ночь и день. Дошкольник не

имеет верных представлений о том, в каком порядке сменяются дни недели. Не может даже

после подсказки педагога верно обозначить очередность своих личных каждодневных

действий в определенные дни недели, не знает, чем будние дни отличаются от выходных, как

они называются. Не знает, какой день идет следующим в календарной неделе. Дошкольник

не имеет верных представлений о том, в каком порядке сменяются времена года. Не может

даже после подсказки педагога верно обозначить очередность времен года, не может назвать

характерных признаков того или иного времени года. У дошкольника не сформирован навык

верно устанавливать время по часам. Он не знает, что нужно сделать для того, чтобы

определить по ним время, что обозначают цифры и стрелки.

Средний уровень сформированности представлений о времени у детей дошкольного

возраста выявлен у 50% детей данной возрастной группы. Такой дошкольник имеет частично

верные представления о том, в каком порядке сменяются части суток. Может только после

подсказки педагога верно обозначить очередность своих личных каждодневных действий во

времени, но сам путает утро, вечер, ночь и день. Дошкольник имеет частично верные

представления о том, в каком порядке сменяются дни недели.

Нами были разработаны занятия с использованием моделей и моделирования, в соответствии

с показателями сформированности представлений о времени у дошкольников, а именно:

представления о чередовании частей суток; умение определять последовательность дней

недели; умение определять последовательность времен года; умение определять время по

часам. Всего было разработано и проведено 12 занятий. Тематическое планирование работы

представлено на слайде.

нами было учтено, что дошкольники обучаются ориентироваться во времени еще до школы.

Дети дошкольного возраста обязаны выучиться определять время, беспрепятственно в нем

ориентироваться, употреблять в речи обозначение времени. Чтобы верно ориентироваться,

ребенок вынужден выучиться чувствовать продолжительность различных отрезков времени

– это способствует вырабатыванию умения координировать ритм и темп своих действий с

периодами времени, способности к планированию. Подобные значительные качества как

точность, целесообразность, собранность, организованность, нужны человеку на протяжении

всей жизни, вырабатываются на базе умения планировать свое время. Дети старшего

дошкольного возраста отличаются умением планомерно вести анализ и обобщение,

способностью абстрагироваться от ситуации и внешних воздействий. Период старшего

дошкольного возраста характеризуется тем, что мышление ребенка переходит от наглядного

уровня на абстрактно-логический. Ребенок начинает мыслить не только конкретными

предметами и явлениями, но перед ним встают и проблемные вопросы, которые он должен

пытаться решить самостоятельно, используя при этом гибкость и продуктивность мышления.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) у детей появляются тенденции к установлению

логических связей, к умению обобщать и сравнивать. Это очень важно, так как

возникновение обобщения напрямую связано с развитием интеллекта. К концу старшего

дошкольного возраста у детей развивается умение обобщать и устанавливать логические

связи. Данные приобретения являются очень важными для дальнейшего интеллектуального

развития ребенка и его успешного обучения в школе.

Формирование временных представлений в старшей группе происходит с использование

следующих

педагогических

условий:

организацию

практической

деятельности

по

ознакомлению детей с часами, ознакомлению детей с длительностью 1, 3 и 5 минут с

помощью секундомера, песочных часов в ходе различной практической деятельности,

развитию умения оценивать длительность интервала времени в процессе различных видов

деятельности, развитию умения предварительно планировать объем деятельности на

указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности,

создание условий, которые бы побудили детей к переживанию временных интервалов в

бытовых ситуациях.

На

контрольном

этапе

установлено,

что

в

экспериментальной

группе

уровень

сформированности представлений о времени у детей дошкольного возраста повысился:

количество детей 5-6 лет с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень

повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности

представлений о времени у детей дошкольного возраста выявлен у 10%, тогда как ранее этот

показатель был равен 0. Отметим, что дети экспериментальной группы демонстрируют более

верные, чем на констатирующем этапе, представления о том, в каком порядке сменяются

части суток.

Результаты

контрольной

группы

не

изменились

относительно

результатов,

полученных на первом этапе работы.

Исходя

из

данных

результатов,

мы

делаем

вывод,

что

разработанная

и

апробированная нами система работы по формированию представлений о времени у

дошкольников показывает высокий уровень эффективности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана система

работы по формированию представлений о времени у дошкольников, которая может быть

использована

педагогом-психологом,

воспитателями

в

процессе

формирования

представлений о времени у дошкольников.

На этом доклад окончен, спасибо за внимание!



В раздел образования