Напоминание

"Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"


Автор: Самойленко Оксана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 37 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 11.07.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Автор: О.А. Самойленко учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №37 «Лесная сказка»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение

словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений

детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил

бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки

окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и

пассивный словарь ребенка.

Что значит «активный словарь» («пассивный словарь»)? (Участники семинара высказывают

свое мнение)

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку.

Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь –

это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в

повседневной жизни конкретного ребенка.

Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях

жизнедеятельности детского сада.

Главными задачами словарной работы являются

обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Основными целями развития словарного запаса детей являются:

1. Развитие их активного и пассивного словаря.

2. Расширение знаний в области значений слов.

3. Развитие речи и речевого аппарата.

Методы обогащения словарного запаса

Выделяют две группы методов обогащения словаря детей дошкольного возраста: методы

накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и

активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание

и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые

прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание

картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и

видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря:

рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

дидактические игры и упражнения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех

следующих направлениях:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся

кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления

знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения

предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и

прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями

природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они

проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с

которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни.

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей.

Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети

впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во

времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного

наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее

слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова.

Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на

припоминание, выбор нужного слова.

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания

о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о

жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.). На роль картинки в развитии словаря

обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: "Учите ребенка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с

картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету". При выборе картин в

целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая

постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно

определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические

приемы.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря

используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в

двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При

рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих

правил.

Дидактические

игры

широко

распространенный

метод

словарной

работы.

Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе

(словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать

имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Словарные дидактические игры помогают

развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.

В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные

ранее знания и словарь в новых условиях.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых

правил.

Игровая

задача

словарных

упражнений

состоит

в

быстром

подборе

соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому

особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении

заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Игры для развития словаря детей дошкольного возраста

Мыльные пузыри.

Дети выдувают мыльные пузыри.

Пузыри что делают? Они надуваются, летят, лопаются, падают.

Мы что делаем? Прыгаем, улыбаемся, радуемся, лопаем пузыри.

У кого какой предмет?

Цель: упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить,

сравнивая

предметы,

начинать

с

существенных

(ведущих)

признаков;

развивать

наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий

деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов;

наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих

предмет, его качества и т. п.

Игровой материал: парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от

друга несколькими признаками и деталями (2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме,

количеству дырочек; 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста; 2

рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман

наверху, у другой — два внизу;

Ход игры. Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой

паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки.

Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про

один предмет буду рассказывать я, про другой — тот, кого я вызову. Рассказывать будем по

очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я

скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета».

Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. Воспитатель. На моей

картинке — рубашка. Ребенок. На моей — тоже рубашка. Воспитатель. У меня рубашка с

длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона. Ребенок. У меня рубашка с короткими

рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель. Моя рубашка клетчатая. Ребенок. А моя

полосатая. Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.

Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу. Другому ребенку воспитатель

предлагает вместе рассказать о рыбках. Воспитатель. У меня рыбка красного цвета. Ребенок.

А у меня голубого. Воспитатель. У моей рыбки большой хвост. Ребенок. У моей маленький.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

(В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй».)Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и

животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие

внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» («Я знаю три имени девочек

(пять имен мальчиков)».

Раз и два, и три, четыре —

Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов,

развитие быстроты реакции, ловкости.

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков

словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Цель:

закрепление

знания

детей

о

жилищах

животных,

насекомых.

Закрепление

употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Что животные умеют —

Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие

воображения, ловкости.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей,

развитие внимания, ловкости.

Игра «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Игра «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Заключение

Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у

детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать

его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению

словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного

возраста.



В раздел образования