Напоминание

Влияние педагога и наставника на учебный процесс и формирование личности студента


Авторы: Варлашина Светлана Юрьевна, Буглова Марина Валентиновна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж транспортных технологий"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние педагога и наставника на учебный процесс и формирование личности студента
Дата публикации: 11.06.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Влияние педагога и наставника на учебный процесс и формирование

личности студента

Буглова М.В., преподаватель

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»

Варлашина С.Ю., преподаватель

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»

Успех обучения и воспитания студентов ГАПОУ ПО «Пензенский

колледж

транспортных

технологий»

в

первую

очередь

зависит

от

наставников и преподавателей, их опыта и профессионального мастерства.

Классный руководитель обязан не только обучать профессиональным

умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать

педагогические ситуации, уметь критически относится к своей работе, видеть

ее сильные и слабые стороны.

Наша образовательная организация должна подготовить компетентных

рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного

технического процесса,

умеющих правильно найти себя в условиях

рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных

трудиться в коллективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе

производства.

Ведущая роль в совершенствовании и ускорении образовательного и

учебно-производственного процесса принадлежит наставникам, классным

руководителям. Характерные черты большинства из них - компетентность и

высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность

обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Им крайне

важно систематически обращаться к научной литературе по педагогике и

психологии.

Необходимо,

чтобы

современный

рабочий

обладал

глубокими

знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В

решении

этой

задачи

ведущее

место

принадлежит

преподавателям

специальных дисциплин колледжа. Они призваны передать юношам и

девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию,

сформировать личность, привить высокие морально - этические качества,

способствовать формированию компетентного специалиста, воспитанию

гражданина, истинного патриота.

Преподаватель во многом решает вопрос создания работоспособного и

сплочённого

студенческого

коллектива,

характеризующегося

здоровым

психологическим

климатом,

высоким

моральным

уровнем,

коллективистскими

общественными

отношениями.

Его

педагогическое

влияние на студентов осуществляется на занятиях производственного

обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, преподаватель

является

одной

из

центральных

фигур

образовательного,

учебно-

производственного

и

воспитательного

процессов

в

системе

среднего

профессионального образования.

Чтобы успешно обучать и воспитывать молодёжь, наставнику следует

обладать ещё некоторыми качествами, одним из них является хорошее

знание своей специальности, отличные навыки в деле, которому он обучает.

С процессом обучения неразрывно связано и воспитание молодёжи. Эти два

процесса в работе преподавателя неотделимы. Его влияние только тогда

будет эффективным, когда студенты будут чувствовать, что они от него

получили реальные знания профессии.

Педагогическое

мастерство

одно

из

важнейших

качеств

преподавателя

спецдисциплин,

определяющих

эффективность

его

деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является

умение научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого

необходимы знания педагогики и психологии. Важной характерной чертой

педагогического мастерства является умение устанавливать правильные

взаимоотношения со студентами. Авторитет преподавателя и классного

руководителя создаётся глубоким знанием своего дела, личным примером,

культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью,

принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и

воспитанникам.

Большое

влияние

на

рост

авторитета

классного

руководителя

оказывает

его

умение

убеждать.

Педагог

должен

чаще

советовать,

показывать,

внушать

и

реже

понукать,

приказывать,

наставлять,

выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в

минимальном размере.

Одним из важных волевых качеств классного руководителя является

умение

требовать.

Но

требовательность

может

дать

положительный

результат, если она соединяется с уважением к студентам. Ребята говорят,

что любят строгих, но справедливых педагогов, им нравится, когда с них

требуют и когда внимательно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее

учет. Требовательность классного руководителя выражается в том, что он

заставляет каждое дело обязательно доводить до конца.

Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о

наряду

с

ней

обладает

педагогическим

тактом,

умением

учитывать

возрастные и индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт

– особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что

мастер п/о делает: его слов, поступков, общения с ребятами.

Наставник,

безусловно,

должен

быть

объективным

человеком,

одинаково относиться ко всем ребятам независимо от своих личных

симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив,

субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально

относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их,

сочувствовать и переживать.

Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема

индивидуального подхода требует заботы преподавателя не только о

неуспевающих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения

вперёд. С этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же

дать новое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.

Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем

образом жизни наставники в образовательной организации должны давать

пример студентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Своё

влияние на молодёжь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших,

наиболее сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он

проявляет педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные

особенности своих воспитанников.



В раздел образования