Авторы: Варлашина Светлана Юрьевна, Буглова Марина Валентиновна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж транспортных технологий"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние педагога и наставника на учебный процесс и формирование личности студента
Дата публикации: 11.06.2025
Раздел: среднее профессиональное
Влияние педагога и наставника на учебный процесс и формирование
личности студента
Буглова М.В., преподаватель
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»
Варлашина С.Ю., преподаватель
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»
Успех обучения и воспитания студентов ГАПОУ ПО «Пензенский
колледж
транспортных
технологий»
в
первую
очередь
зависит
от
наставников и преподавателей, их опыта и профессионального мастерства.
Классный руководитель обязан не только обучать профессиональным
умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать
педагогические ситуации, уметь критически относится к своей работе, видеть
ее сильные и слабые стороны.
Наша образовательная организация должна подготовить компетентных
рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного
технического процесса,
умеющих правильно найти себя в условиях
рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных
трудиться в коллективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе
производства.
Ведущая роль в совершенствовании и ускорении образовательного и
учебно-производственного процесса принадлежит наставникам, классным
руководителям. Характерные черты большинства из них - компетентность и
высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность
обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Им крайне
важно систематически обращаться к научной литературе по педагогике и
психологии.
Необходимо,
чтобы
современный
рабочий
обладал
глубокими
знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В
решении
этой
задачи
ведущее
место
принадлежит
преподавателям
специальных дисциплин колледжа. Они призваны передать юношам и
девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию,
сформировать личность, привить высокие морально - этические качества,
способствовать формированию компетентного специалиста, воспитанию
гражданина, истинного патриота.
Преподаватель во многом решает вопрос создания работоспособного и
сплочённого
студенческого
коллектива,
характеризующегося
здоровым
психологическим
климатом,
высоким
моральным
уровнем,
коллективистскими
общественными
отношениями.
Его
педагогическое
влияние на студентов осуществляется на занятиях производственного
обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, преподаватель
является
одной
из
центральных
фигур
образовательного,
учебно-
производственного
и
воспитательного
процессов
в
системе
среднего
профессионального образования.
Чтобы успешно обучать и воспитывать молодёжь, наставнику следует
обладать ещё некоторыми качествами, одним из них является хорошее
знание своей специальности, отличные навыки в деле, которому он обучает.
С процессом обучения неразрывно связано и воспитание молодёжи. Эти два
процесса в работе преподавателя неотделимы. Его влияние только тогда
будет эффективным, когда студенты будут чувствовать, что они от него
получили реальные знания профессии.
Педагогическое
мастерство
–
одно
из
важнейших
качеств
преподавателя
спецдисциплин,
определяющих
эффективность
его
деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является
умение научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого
необходимы знания педагогики и психологии. Важной характерной чертой
педагогического мастерства является умение устанавливать правильные
взаимоотношения со студентами. Авторитет преподавателя и классного
руководителя создаётся глубоким знанием своего дела, личным примером,
культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью,
принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и
воспитанникам.
Большое
влияние
на
рост
авторитета
классного
руководителя
оказывает
его
умение
убеждать.
Педагог
должен
чаще
советовать,
показывать,
внушать
и
реже
понукать,
приказывать,
наставлять,
выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в
минимальном размере.
Одним из важных волевых качеств классного руководителя является
умение
требовать.
Но
требовательность
может
дать
положительный
результат, если она соединяется с уважением к студентам. Ребята говорят,
что любят строгих, но справедливых педагогов, им нравится, когда с них
требуют и когда внимательно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее
учет. Требовательность классного руководителя выражается в том, что он
заставляет каждое дело обязательно доводить до конца.
Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о
наряду
с
ней
обладает
педагогическим
тактом,
умением
учитывать
возрастные и индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт
– особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что
мастер п/о делает: его слов, поступков, общения с ребятами.
Наставник,
безусловно,
должен
быть
объективным
человеком,
одинаково относиться ко всем ребятам независимо от своих личных
симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив,
субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально
относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их,
сочувствовать и переживать.
Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.
Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема
индивидуального подхода требует заботы преподавателя не только о
неуспевающих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения
вперёд. С этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же
дать новое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.
Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем
образом жизни наставники в образовательной организации должны давать
пример студентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Своё
влияние на молодёжь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших,
наиболее сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он
проявляет педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные
особенности своих воспитанников.