Автор: Раченко Ольга Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Г.Таганрог Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Олег Иванович Бувалко"
Дата публикации: 11.05.2025
Раздел: дополнительное образование
1
Олег Иванович Бувалко
Недавно исполнилось 95 лет со дня рождения известного таганрогского
художника Олега Ивановича Бувалко. Его творчество продолжает волновать
любителей живописи, вызывая в душах живой отклик.
Вся жизнь Олега Ивановича связана с Таганрогом. Здесь прошли его детские
и юношеские годы, сформировалось осознания своей будущей
профессиональной принадлежности, здесь он обрел творческую зрелость и
мастерство. Надолго оставить свой дом пришлось только однажды, на
время учебы. С 1947 по 1952 вместе со своим братом Игорем Бувалко, Олег
обучался в Харьковском Государственном художественном училище. Для
молодых людей это было время освоения ремесла. Отрабатывались
профессиональные навыки в умении правильно грунтовать холст, наносить
подмалевок, смешивать краски. Каждодневные натурные штудии были
направлены на освоение рисунка и живописной техники. К концу обучения
стало формироваться понимание творческих задач, определился круг тем, к
которым хотелось обратиться в первую очередь. Еще не очень большой
2
багаж жизненного и профессионального опыта, не помешали вскоре найти
свою палитру, стиль и реализовать задуманное.
Художественное становление Олега Ивановича не находило противоречия с
общим процессом развития советского искусства, в центре которого был
человек труда. Послевоенное поколение гордилось успехами страны и
хранило память о Великой Отечественной войне. Художник знал рабочих,
поднимавших заводы, наблюдал за жизнью горожан, преображавших
улицы и скверы. Участие в художественных выставках расширило круг
общение с людьми искусства. Город, с которым были связаны первые
художественные впечатление, стал главным героем его произведений.
Об увлечении бытовым жанром свидетельствует композиция «Мамин
помощник» (1956), изображающую домашнюю сценку. В картине художник
уверенно демонстрирует мастерство в создании фигуративной композиции.
Навыки пленэрной живописи, приобретенные в годы учебы, пригодились
для передачи сложного освещения интерьера комнаты.
Как-то сразу на первое место вышел пейзаж. Этот выбор был созвучен
душевному состоянию автора, ведь пейзажный жанр наиболее эмоционален
и открыт чувству. В «Индустриальном пейзаже» разворачивается широкая
панорама производственных цехов. Романтическую взволнованность
произведению сообщает небо с тяжелыми облаками и яркими вспышками
света. С не меньшим увлечением художник писал порт с высокими стрелами
подъемных кранов. Атмосфера приазовского утра в пейзаже «Лодки»,
передана с помощью свободных, широких мазков и холодной цветовой
гаммы. Главным элементом композиции являются лодки, живописно
расположившиеся недалеко от берега. Невольно чувствуешь присутствие
художника. Кажется, что он сам, покачиваясь, в одной из них, пишет этюд.
Аналогичное решение мы находим в «Старой бухте».
Радостное чувство мирной жизни нередко омрачалось тяжелыми
воспоминаниями. Художник жил среди людей, которые прошли войну и их
рассказы не могли не волновать его. В 1968году в соавторстве братья
Бувалко выполнили большую монументальную работу для экспонирования в
Матвеево – Курганском музее боевой и трудовой славы. Ее темой стали
события Миус - фронта. С 1941 по 1943 год на этой линии фронта шли
тяжелые бои. Земля была обагрена кровью воинов. Диорама запечатлела
эпизод одного из сражения, передав накал боя.
3
Над темой Великой Отечественной войны художник продолжил работу и в
дальнейшем, однако, подход к ее решению изменился. Новым стало
обращение к станковой картине. Отказ от монументальности позволил
наполнить произведение психологическим содержанием. Произведения, в
которых не видны взрывы снарядов, неожиданно приобрели глубокие
интонации иного эмоционального звучания. От природы наделенный
внутренним равновесием, художник уходит от драматической
напряженности и выбирает момент отдыха бойцов. В картине «Надежда»
состояние пробуждающейся природы вселяет в души людей надежду. В
хрупкой фигурке молодой женщины, еще вчера выносившей бойцов с поля
боя, чувствуется легкое оцепенение. Задумавшись, она прислушивается к
непривычной тишине. Холодная цветовая гамма серо-зеленых
приглушенных тонов объединяет гладь воды и фигуры спящих бойцов.
Правильно найденные живописные интонации, вносят нотки лиризма в
героическую тему.
В 70- 80-е годы живописная манера Бувалко приобрела черты зрелости и
самобытности. Многие произведения Олега были созданы в традиционной
реалистической манере. Однако, в дальнейшем, он отказывается от
повествовательности, а наметившиеся перемены, коснулись стилистики
произведения. Поиск пластических приемов, способных передать желаемое
опосредованно, оказался не простым. Романтик по своей природе, художник
снова обращается к природе, но пишет не только кистью, но и пером.
«Искусство – это лучшее, взятое из природы и доведенное до полной
гармонии», утверждает художник. Свои находки Олег Иванович доверял
листу бумаги. Торопливо записывая свои ощущения, он фиксировал этапы
работы над произведением и свои размышления об искусстве. «Огромное
наследие и собственный опыт ведут к предельной обобщенности... Искусство
– это тайна, а картина часть этой тайны». Знакомясь с творчеством больших
мастеров, учился доверять себе. Особенно заинтересовала фраза Эндрю
Уайта: «Самая важная вещь в искусстве, это эмоции, но они должны быть
Вашими собственными».
Одна из главных тайн, которую пытался раскрыть для себя живописец, была
связана с пейзажем. Он стремился быть достоверным в передаче природы и
в то же время хотел наполнить ее возвышенным содержанием. Как
соединить, казалось - бы, несоединимое: обобщение и чувственность,
реалистичность и идеальность. Появляется серия полотен, которые хочется
назвать «ноктюрнами». Не привязываясь к топографической и временной
конкретности, автор, создает образы узнаваемых мотивов. Ощущение
4
сиюминутности исчезает из его полотен, уступая место мечтательной
созерцательности. Самый обычный пейзаж, как, например, «Стожок»
преобразуется в утонченную элегию. Главными становятся красота линий и
цвета. Событийное содержание уходит на второй план. Художник идет по
пути поиска интонаций, в которых негромко звучит символический
подтекст. Иногда в этом ему помогают деревья. Их темные силуэты
заплетают ветвями пространство композиции, внося драматическое
звучание («Апрель»).
Как коренной таганрожец, Олег Иванович не мог не обратиться к чеховской
теме. Перечитывая А.П.Чехова, он пытается воссоздать образ писателя. Но,
пожалуй, более тонко, что-то неуловимо чеховское, чувствуется в пейзажах, в
которых запечатлены исторические места Таганрога, связанные с жизнью
писателя. Нередко Олег Иванович писал Домик А.П.Чехова. В своих записках
художник отметил, как мучительно велась работа над одним из них. «На
дорожке мокрой появилось отражение домика. Много мучений было с
землей; не лежит и все… и крышу писал раз 40, а в целом, собрался пейзаж в
зеленом весеннее - дождливом колорите».
Разнообразие техник живописец демонстрирует, передавая домик в
различные времена года. Особенно удался осенний мотив. Пастозное
письмо и золотистая цветовая гамма передает все богатство осенней
природы. В пейзаже мы наблюдаем попытку соединить принципы
декоративной и тональной живописи. Сближенные тона и их повышенная
звучность находятся в согласии с некоторой уплощенностью форм.
Особой страстью художника были цветы. Многие натюрморты вызывали
удивительное чувство физического ощущения аромата цветов. Их красота
гонит прочь мысль, о том, что она недолговечна. Художник любил наблюдать
за ними в пору цветения. Делал это внимательно, стараясь изучить
особенности каждого растения. Однако, не все натюрморты можно отнести
к натурным работам в привычном понимании. Художник умеет установить
некую дистанцию, чтобы посмотреть на них как - бы издалека, немного
отстраненно. Такой прием позволяет автору отказаться от сиюминутного
впечатления, во имя создания определенного состояния. В своих цветочных
сюитах живописец всегда стремился к художественной достоверности.
Произведения Олега Ивановича Бувалко всегда тепло принимались
зрителем. Он щедро делился своим талантом, принимая участие в городских
выставках. Будучи интересным рассказчиком, с радостью делился своими
профессиональными секретами, подолгу объясняя процесс работы. Многие
5
свои полотна художник передал таганрогским музеям, щедро дарил их
людям, искренне принимавших его искусство. В дар городу было передано
мозаичное панно с портретом А.П.Чехова и по сей день украшающее
Александровскую улицу.
Размышляя о судьбе художника, невольно задаешься вопросом: как могло
бы, развиваться творчество О.И.Бувалко если бы ему был отмерен иной
жизненный срок? Ответ очевиден: он кроется в следовании творческим
принципам, которые основаны на доброте и искренности.
Ольга
Раченко
6