Напоминание

"Олег Иванович Бувалко"


Автор: Раченко Ольга Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Г.Таганрог Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Олег Иванович Бувалко"
Дата публикации: 11.05.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Олег Иванович Бувалко

Недавно исполнилось 95 лет со дня рождения известного таганрогского

художника Олега Ивановича Бувалко. Его творчество продолжает волновать

любителей живописи, вызывая в душах живой отклик.

Вся жизнь Олега Ивановича связана с Таганрогом. Здесь прошли его детские

и юношеские годы, сформировалось осознания своей будущей

профессиональной принадлежности, здесь он обрел творческую зрелость и

мастерство. Надолго оставить свой дом пришлось только однажды, на

время учебы. С 1947 по 1952 вместе со своим братом Игорем Бувалко, Олег

обучался в Харьковском Государственном художественном училище. Для

молодых людей это было время освоения ремесла. Отрабатывались

профессиональные навыки в умении правильно грунтовать холст, наносить

подмалевок, смешивать краски. Каждодневные натурные штудии были

направлены на освоение рисунка и живописной техники. К концу обучения

стало формироваться понимание творческих задач, определился круг тем, к

которым хотелось обратиться в первую очередь. Еще не очень большой

2

багаж жизненного и профессионального опыта, не помешали вскоре найти

свою палитру, стиль и реализовать задуманное.

Художественное становление Олега Ивановича не находило противоречия с

общим процессом развития советского искусства, в центре которого был

человек труда. Послевоенное поколение гордилось успехами страны и

хранило память о Великой Отечественной войне. Художник знал рабочих,

поднимавших заводы, наблюдал за жизнью горожан, преображавших

улицы и скверы. Участие в художественных выставках расширило круг

общение с людьми искусства. Город, с которым были связаны первые

художественные впечатление, стал главным героем его произведений.

Об увлечении бытовым жанром свидетельствует композиция «Мамин

помощник» (1956), изображающую домашнюю сценку. В картине художник

уверенно демонстрирует мастерство в создании фигуративной композиции.

Навыки пленэрной живописи, приобретенные в годы учебы, пригодились

для передачи сложного освещения интерьера комнаты.

Как-то сразу на первое место вышел пейзаж. Этот выбор был созвучен

душевному состоянию автора, ведь пейзажный жанр наиболее эмоционален

и открыт чувству. В «Индустриальном пейзаже» разворачивается широкая

панорама производственных цехов. Романтическую взволнованность

произведению сообщает небо с тяжелыми облаками и яркими вспышками

света. С не меньшим увлечением художник писал порт с высокими стрелами

подъемных кранов. Атмосфера приазовского утра в пейзаже «Лодки»,

передана с помощью свободных, широких мазков и холодной цветовой

гаммы. Главным элементом композиции являются лодки, живописно

расположившиеся недалеко от берега. Невольно чувствуешь присутствие

художника. Кажется, что он сам, покачиваясь, в одной из них, пишет этюд.

Аналогичное решение мы находим в «Старой бухте».

Радостное чувство мирной жизни нередко омрачалось тяжелыми

воспоминаниями. Художник жил среди людей, которые прошли войну и их

рассказы не могли не волновать его. В 1968году в соавторстве братья

Бувалко выполнили большую монументальную работу для экспонирования в

Матвеево – Курганском музее боевой и трудовой славы. Ее темой стали

события Миус - фронта. С 1941 по 1943 год на этой линии фронта шли

тяжелые бои. Земля была обагрена кровью воинов. Диорама запечатлела

эпизод одного из сражения, передав накал боя.

3

Над темой Великой Отечественной войны художник продолжил работу и в

дальнейшем, однако, подход к ее решению изменился. Новым стало

обращение к станковой картине. Отказ от монументальности позволил

наполнить произведение психологическим содержанием. Произведения, в

которых не видны взрывы снарядов, неожиданно приобрели глубокие

интонации иного эмоционального звучания. От природы наделенный

внутренним равновесием, художник уходит от драматической

напряженности и выбирает момент отдыха бойцов. В картине «Надежда»

состояние пробуждающейся природы вселяет в души людей надежду. В

хрупкой фигурке молодой женщины, еще вчера выносившей бойцов с поля

боя, чувствуется легкое оцепенение. Задумавшись, она прислушивается к

непривычной тишине. Холодная цветовая гамма серо-зеленых

приглушенных тонов объединяет гладь воды и фигуры спящих бойцов.

Правильно найденные живописные интонации, вносят нотки лиризма в

героическую тему.

В 70- 80-е годы живописная манера Бувалко приобрела черты зрелости и

самобытности. Многие произведения Олега были созданы в традиционной

реалистической манере. Однако, в дальнейшем, он отказывается от

повествовательности, а наметившиеся перемены, коснулись стилистики

произведения. Поиск пластических приемов, способных передать желаемое

опосредованно, оказался не простым. Романтик по своей природе, художник

снова обращается к природе, но пишет не только кистью, но и пером.

«Искусство – это лучшее, взятое из природы и доведенное до полной

гармонии», утверждает художник. Свои находки Олег Иванович доверял

листу бумаги. Торопливо записывая свои ощущения, он фиксировал этапы

работы над произведением и свои размышления об искусстве. «Огромное

наследие и собственный опыт ведут к предельной обобщенности... Искусство

– это тайна, а картина часть этой тайны». Знакомясь с творчеством больших

мастеров, учился доверять себе. Особенно заинтересовала фраза Эндрю

Уайта: «Самая важная вещь в искусстве, это эмоции, но они должны быть

Вашими собственными».

Одна из главных тайн, которую пытался раскрыть для себя живописец, была

связана с пейзажем. Он стремился быть достоверным в передаче природы и

в то же время хотел наполнить ее возвышенным содержанием. Как

соединить, казалось - бы, несоединимое: обобщение и чувственность,

реалистичность и идеальность. Появляется серия полотен, которые хочется

назвать «ноктюрнами». Не привязываясь к топографической и временной

конкретности, автор, создает образы узнаваемых мотивов. Ощущение

4

сиюминутности исчезает из его полотен, уступая место мечтательной

созерцательности. Самый обычный пейзаж, как, например, «Стожок»

преобразуется в утонченную элегию. Главными становятся красота линий и

цвета. Событийное содержание уходит на второй план. Художник идет по

пути поиска интонаций, в которых негромко звучит символический

подтекст. Иногда в этом ему помогают деревья. Их темные силуэты

заплетают ветвями пространство композиции, внося драматическое

звучание («Апрель»).

Как коренной таганрожец, Олег Иванович не мог не обратиться к чеховской

теме. Перечитывая А.П.Чехова, он пытается воссоздать образ писателя. Но,

пожалуй, более тонко, что-то неуловимо чеховское, чувствуется в пейзажах, в

которых запечатлены исторические места Таганрога, связанные с жизнью

писателя. Нередко Олег Иванович писал Домик А.П.Чехова. В своих записках

художник отметил, как мучительно велась работа над одним из них. «На

дорожке мокрой появилось отражение домика. Много мучений было с

землей; не лежит и все… и крышу писал раз 40, а в целом, собрался пейзаж в

зеленом весеннее - дождливом колорите».

Разнообразие техник живописец демонстрирует, передавая домик в

различные времена года. Особенно удался осенний мотив. Пастозное

письмо и золотистая цветовая гамма передает все богатство осенней

природы. В пейзаже мы наблюдаем попытку соединить принципы

декоративной и тональной живописи. Сближенные тона и их повышенная

звучность находятся в согласии с некоторой уплощенностью форм.

Особой страстью художника были цветы. Многие натюрморты вызывали

удивительное чувство физического ощущения аромата цветов. Их красота

гонит прочь мысль, о том, что она недолговечна. Художник любил наблюдать

за ними в пору цветения. Делал это внимательно, стараясь изучить

особенности каждого растения. Однако, не все натюрморты можно отнести

к натурным работам в привычном понимании. Художник умеет установить

некую дистанцию, чтобы посмотреть на них как - бы издалека, немного

отстраненно. Такой прием позволяет автору отказаться от сиюминутного

впечатления, во имя создания определенного состояния. В своих цветочных

сюитах живописец всегда стремился к художественной достоверности.

Произведения Олега Ивановича Бувалко всегда тепло принимались

зрителем. Он щедро делился своим талантом, принимая участие в городских

выставках. Будучи интересным рассказчиком, с радостью делился своими

профессиональными секретами, подолгу объясняя процесс работы. Многие

5

свои полотна художник передал таганрогским музеям, щедро дарил их

людям, искренне принимавших его искусство. В дар городу было передано

мозаичное панно с портретом А.П.Чехова и по сей день украшающее

Александровскую улицу.

Размышляя о судьбе художника, невольно задаешься вопросом: как могло

бы, развиваться творчество О.И.Бувалко если бы ему был отмерен иной

жизненный срок? Ответ очевиден: он кроется в следовании творческим

принципам, которые основаны на доброте и искренности.

Ольга

Раченко

6



В раздел образования