Автор: Петренко Кристина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Белозоровская ООШ"
Населённый пункт: с.Ковалево
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у учащихся метапредметных образовательных результатов на уроках математики в условиях применения информационно-коммуникационных технологий
Дата публикации: 10.12.2025
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА
УРоКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ.
Сегодня в России школа работает по новым образовательным стандартам. Методоло-
гическую основу ФГ0С второго поколения составляют компетентностный и системно-дея-
тельностный подходы, а приоритетом становится формирование общеучебных умений и
навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере
предопределяет успешность обучения в целом.
Систему учебных действий составляют личностные, метапредметные и предметные
результаты, в стандарте описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.
Особое внимание в новых стандартах уделено метапредметным результатам обучения, по-
скольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоя-
тельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах
своего развития.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут
развиты уверенная ориентация в различных предметных областях; владение основными
общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации
собственной учебной деятельности, информационным моделированием как основным ме-
тодом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской дея-
тельности, проведения виртуальных экспериментов, основами продуктивного взаимодей-
ствия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми т.д.
Между тем, понимание результатов метапредметного обучения через универсальные
учебные действия, которое дается в ФГОС, является недостаточно технологичным. За
этим определением не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют со-
бой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образователь-
ную практику и технологии, с помощью которых результат обучения достигается. Поэто-
му у учителя сегодня нет образца, на который он должен ориентироваться в работе с
детьми.
Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного ре-
зультата обучения уровень развития мышления, коммуникации, рефлексии учащихся. В
связи с этим, учеными и практиками сегодня ведется поиск новых эффективных методов
обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников,
стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
1
Итак, в Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные
результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, при-
менимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов».
Примечательно, что метапредметный подход, ориентированный на развитие лично-
сти ребенка, был популярен в нашей стране еще в 20-е годы прошлого века и назывался
методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой сту-
пени с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружа-
ющем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми
проводили экскурсии, диспуты, споры. Однако, в 1932 году метод проектов осудили и
школа вернулась к предметному обучению. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном
подходе и метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсаль-
ных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального
ядра образования.
В широком значении универсальные учебные действия (УУД) понимаются как уме-
ние учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию пу-
тем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком,
психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов
действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию
этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят над-
предметный, т. е. метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преем-
ственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регу-
ляции любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания. Сфор-
мированные универсальные учебные действия позволяют учащимся принимать решения
не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креатив-
ность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педа-
гогических технологий.
К универсальным учебным действиям относят, во-первых личностные характеристи-
ки, представляющие собой готовность к жизненному и личностному самоопределению,
2
знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить
поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентацию в жизненных ролях и
межличностных отношениях(формируются во время выполнения заданий, в которых
школьникам предлагается дать собственную оценку).
Во-вторых, регулятивные умения и навыки, состоящие в умении поставить учебную
цель на основе того, что уже известно и усвоено; планировать последовательность своих
действий для достижения конечного результата; прогнозировать результат своих дей-
ствий; контролировать их и соотносить способы действий и результаты с заданным этало-
ном; корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и
его продуктом; оценивать качество и уровень усвоения знаний(формируются при выпол-
нении заданий, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а
затем сравнить свой результат с выводом в рамке).
Наконец, коммуникативные действия, выражающиеся в умении планировать учеб-
ное сотрудничество с учителем и сверстниками; навыках постановки вопросов; разреше-
ния конфликтов; умении полно и точно выражать свои мысли; владении монологической
речью. Эти УУД формируются при организации работы в группе.
Математический курс в основной школе представлен следующими разделами: ариф-
метика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей в метапредмет-
ном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания дей-
ствительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математиче-
ского моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности.
Обучение математике часто сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями,
правилами и формулами. Он решает типовые задачи. Развитие мышления происходит
только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики.
Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При
этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в
преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть
такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут
3
самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог
объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей.
Достижение метапредметных результатов обучения возможно на любом этапе урока
Таблица
Этап урока
Деятельность учите-
ля
Деятельность учени-
ка
Формируемые УУД
Организационное
начало урока
Проверка домашнего
задания. Объявление
темы урока
Сообщают о готовно-
сти к уроку и наличии
домашнего задания
Умение осознанно и произ-
вольно строить речевое вы-
сказывание в устной форме
Актуализация
знаний
Задаёт вопросы, ком-
ментирует и коррек-
тирует ответы детей
Отвечают на вопросы
учителя по материалу
прошлого урока
Анализ, построение логиче-
ской цепи рассуждений, до-
казательство
Постановка це-
лей урока
Задаёт вопросы. Ком-
ментирует ответы,
предлагает сформули-
ровать цель урока
Отвечают на вопросы
учителя, формулиру-
ют цель урока
Целеполагание, подведение
под понятия
Объяснение но-
вого материала
Объясняет новый ма-
териал, отвечает на
вопросы учеников
Записывают тему,
воспринимают новую
информацию, отвеча-
ют на вопросы
Элементы волевой саморе-
гуляции, знаково-символи-
ческие действия
Первичная про-
верка знаний
Задаёт вопросы. Ком-
ментирует и коррек-
тирует ответы
Отвечают на вопросы.
Решают поставленные
задачи
Извлечение необходимой
информации из прослушан-
ного материала, анализ, син-
тез, установление при-
чинно-следственных связей
Закрепление зна-
ний
Наблюдает за работой
учащихся. Помогает,
при необходимости
проверяет ответы.
Комментирует ход ре-
шения
Отвечают на вопросы.
Решение записывают
в тетрадь. Выполняют
проверочный тест
Контроль и оценка процесса
и результатов деятельности,
построение логической цепи
рассуждений, применение
методов информационного
поиска, в том числе с помо-
щью компьютерных средств
Итог урока. Ре-
флексия. Домаш-
нее задание.
Предлагает оценить
свою работу на уроке.
Поясняет домашнее
задание
Проводят самооценку,
рефлексию. Записы-
вают домашнее зада-
ние
Анализ и синтез, рефлексия
способов и условий дей-
ствия
Формирование метапредметных умений и навыков осуществляется в ходе использо-
вания технологий метапредметного обучения – развивающего обучения, критического
мышления, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), личностно-ориентированного
обучения, проектных технологий и т.д. Общей основой разнообразных инновационных
технологий обучения, имеющей поисковую направленность, является надпредметная по-
исковая учебная деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуника-
тивно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
4
В качестве иллюстрации процесса формирования метапредметных умений и навыков
у школьников приведем фрагменты уроков математики и конкретных заданий.
Например, формируя умение соотносить полученный результат с поставленной
учебной задачей, учащимся может быть предложено следующее задание: «Запиши наи-
меньшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр».
При этом проверяется способность «удерживать» все условия поставленной задачи.
Для развития у школьников навыков планирования, контроля и оценки учебных дей-
ствий могут использоваться следующие задания.
1. Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.
520 – 120 × 3 + 50 = 110
360 – 240 × 3 : 6 = 60
Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи:
«Равенство должно быть верным».
2. Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.
Работа Пети Твоя работа
20 × 30 = 60 600 20 × 30= 60 600
92 × 2 = 184 92 × 2 = 184
54 × 2 = 18 108 54 × 2 = 108
302 × 3 = 906 302 × 3 = 96 906
Отметка:____ Отметка:____
Проверяется адекватность самооценки, так как в обеих работах одинаковое количество
ошибок.
Формируя навыки использования знаково-символических средств представления ин-
формации учащимся могут быть предложены следующее задание.
Сделай чертеж к задаче.
От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два ка-
тера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние
будет между ними через 3 часа?
Проверяется умение использовать знаково-символические средства в виде схемы .
Овладение учащимися логическими действиями и умственными операциями происхо-
дит при выполнении следующего задания.
Распредели фигуры на две группы. Запиши общее свойство каждой группы.
5
Запиши номера фигур:
Первая группа: ________, общее свойство:_____________________________
Вторая группа:________ , общее свойство: _____________________________
Проверяется умение группировать (классифицировать) объекты .
Таким образом, включения в урок разнообразные технологии, методические приемы
личностно-ориентированного и деятельностного подходов обучения, учитель способству-
ет формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям
понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятель-
ность в соответствии с поставленными целями. А это те качества, которые необходимы
человеку в современных условиях.
6