Автор: Чибирова Диана Людвиговна
Должность: учитель музыкального искусства, учитель -методист
Учебное заведение: ГБОУ ЦО ЭРУДИТ
Населённый пункт: РСО-Алания Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музей Д.Д.Шостаковича Санкт -Петербург. Народный.
Дата публикации: 10.06.2025
Раздел: среднее образование
«А музы не молчали…., они в набат звучали
Колоколами русскими, за боль родной земли».
Чибирова Д.Л.:
учитель методист, учитель музыкального искусства
ГБОУ ЦО Эрудит РСО-Алания г. Владикавказ 2025г.
Inter anna silent Musae….. Когда говорят пушки, музы молчат…..
Так считали древние римляне, но осажденный Ленинград это опроверг.
Люди были уверены: если бы умерла культурная жизнь, умер бы весь город.
В городе над Невой есть особенный музей. Одни называют его – народный, другие –
школьный. А кто-то произносит негромко: музей культурной жизни блокадного
Ленинграда «А музы не молчали». Этот музей – единственное в стране собрание
уникальных экспонатов, рассказывающих о культурной жизни блокадного города.
На начальном этапе музей «А музы не молчали» формировался как место памяти
героев, погибших в суровые дни блокады. Главными и самыми ценными экспонатами
были встречи с людьми, пережившими ужас войны.
Он уникален тем, что ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не
рассказывает о духовной жизни осаждённого города, о его огромном творческом
потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических
судьбах ленинградцев.
Народный музей "А музы не молчали..."начал свою историю в Санкт-Петербургской
средней школы №235 имени Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и посвящён культуре и
искусству Ленинграда в период Великой Отечественной войны.
В коллекции музея около 20 000 исторических документов, а также подлинные предметы,
в том числе инструменты, на которых впервые была исполнена 7-я «Ленинградская»
симфония Дмитрия Шостаковича, личные вещи дирижера Карла Элиасберга и поэтессы
Ольги Берггольц, писателя Даниила Гранина и многих других представителей
ленинградской творческий интеллигенции. Здесь можно узнать о работе в дни войны
театров, агитбригад, художников — графиков, живописцев и скульпторов, услышать
звуки блокадного репродуктора и музыку, звучавшую в страшные 900 дней блокады.
Основателем народного музея "А музы не молчали" был заслуженный учитель России
Евгений Линд он вошел в историю родного города как подвижник музейного дела,
хранитель летописи блокадного подвига Ленинграда. Сын ополченца, погибшего в 1942
году в боях за Ленинград, Евгений Линд избрал главным делом жизни сбор документов,
посвященных культуре и искусству родного города в период вражеской осады. Его
трудами при 235-й средней школе в 1968 году родился музей "А музы не молчали",
ставший центром патриотического воспитания молодежи. Сами ветераны подарили музею
более 20 тысяч подлинников, среди которых - нотные рукописи военных песен Василия
Соловьева-Седого, стол Ольги Берггольц, концертный фрак и дирижерская палочка
маэстро Карла Элиасберга, под управлением которого в осаде прозвучала седьмая
/Ленинградская/ симфония Дмитрия Шостаковича, посвященная подвигу ленинградцев.
По инициативе Линда на здании Большого зала Филармонии была открыта мемориальная
доска в память о той героической премьере. Перу Евгений Линда принадлежит книга
"Седьмая...", в которой он рассказал историю создания и блокадного исполнения
легендарном симфонии. Эта книга - коллективный портрет и памятник музыкантам,
которые 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде исполнили бессмертную Седьмую
симфонию Д.Д. Шостаковича. Четыре десятилетия основатель музея Евгений Алексеевич
Линд собирал в его залах свидетелей легендарного концерта. Все оставшиеся в живых
музыканты написали свои воспоминания. Собраны все, кроме двух, портреты участников
первого в Ленинграде исполнения симфонии. Исправлены ошибки в программке вечера,
не быть которых не могло, когда люди умирали от голода с инструментами в руках.
Найдены артиллеристы, защищавшие небо города в те часы, когда шел концерт. Обо всём
этом и не только в книге Седьмая (Линд Евгений).
К 100 летию со дня рождения великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
книга вышла вторым изданием. За свою деятельность Евгений Алексеевич стал
лауреатом "Золотой книги Санкт-Петербурга", а созданный учителями и учениками
школы, музей был открыт 16 марта 1968 года. Музей известен своим собранием
исторических документов по теме: «Искусство и война». Уникальность музея в том, что
ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной
жизни осаждённого города, об его огромном творческом потенциале, востребованном
жителями в годы войны. Подаренные ими документы и вещи легли в основу коллекции
музея. Среди экспонатов также, личные вещи, документы и рукописи композиторов
Д. Д. Шостаковича, Б. Асафьева, Н.
А.
Римского-Корсакова
, поэта О. Берггольц,
писателя Д. Гранина, артистов Л. Дельмас, П. Андреева, Г. Богдановой-Чесноковой, А.
Бениаминова, участников танцевального ансамбля А.
Е.
Обранта
, ленинградских
художников и многих других. В 1983 г. музей получил звание «народный». С 1986 по
года по 2022 год руководителем музея являлась бывшая ученица школы №235 Ольга
Герасимовна Прутт. Ольга Герасимовна была невероятно чутким и глубоким человеком и
бережно хранила бесценные материалы по истории музыкальной культуры нашего города.
Её вклад в развитие изучения культуры и искусства блокадного Ленинграда невозможно
переоценить.
В 2005 году после реконструкции здания 235 школы им. Д. Д. Шостаковича для музея
построено отдельное четырёхэтажное здание. Экспозиция располагается на первых трёх
этажах. Первый этаж — зал монументальной скульптуры, он же небольшой концертный
зал. Второй этаж посвящён творческой интеллигенции блокадного Ленинграда, Театру
Музыкальной комедии и другим театрам, агитбригадам, художникам. Особый раздел
посвящён детям. На третьем этаже — экспозиция «Музыкальная жизнь блокадного
Ленинграда», уникальные материалы по 7 симфонии Д. Д. Шостаковича. Воссоздана
зимняя блокадная комната.
Из воспоминаний племянника Алексея Линд-Стобеуса:
- Семья моего дяди Евгения Алексеевича Линда (годы жизни 1933-2005) имеет к
искусству самое прямое отношение. Его отец Алексей Павлович (годы жизни 1905-1942)
был директором довоенного Театра Юного Зрителя в Ленинграде. На третий день войны,
взяв в гримерке шинель, он ушел добровольцем на фронт. Политрук 168-й зенитной
батареи А.П.Линд погиб 16 марта 1942 года на подступах к Ленинграду в Мясном бору.
Посмертно награжден орденом "Красной звезды".
Дядя Женя замечательно играл на гитаре и очень хорошо пел, особенно старинные
романсы. Ну, как же не быть приобщенным к музыке, если жена Людмила Николаевна
Федотова (годы жизни 1939-2004) 40 лет отдала театру Музыкальной комедии в
Ленинграде, а в последние годы жизни вела педагогическую работу в консерватории. Она
является заслуженной артисткой РСФСР, народной артисткой РФ. Исполняла Одетту
"Баядерка", Сильву "Королева чардаша", Ганна Главари "Весёлая вдова" и главные партии
в еще десятке знаменитых оперетт. И здесь будет уместным сказать, что музыка их
связала навсегда.
21 декабря 2005 года в информационной ленте канала НТВ появилась заметка: Учитель
физкультуры, который воспитал тридцать пять мастеров спорта, чемпионов Советского
Союза и Олимпийских игр, умер в Петербурге.
Таких сильных мужчин встречается в жизни очень редко. Он перенес шесть клинических
смертей, но выжил всем смертям назло. Наверное, для того, чтобы снова продолжить дело
всей его жизни - музей " в Санкт-Петербурге на набережной реки Пряжки.
Более пятидесяти лет назад Евгений Алексеевич привез свой класс на Невскую Дубровку,
где во время войны шли очень ожесточенные бои и где каждый метр земли был перепахан
не один раз. Он рассказывал ребятам о лейтенанте Томилине, ленинградском
композиторе, добровольцем ушедшим на фронт и погибшим, поднимая свой взвод в
атаку. Это все, что было о нем известно. Но слова поэтессы Ольги Берггольц: "Никто не
забыт, и ни что не забыто" призывали действовать. Именно там было решено отыскать
не только погибших, но и тех, кто выжил. Евгений Линд сказал тогда своим ученикам:
«- Мы должны рассказать про каждого, кто творил искусство в блокадном Ленинграде,
потому что все они – герои». Вот так начинался самый народный музей.
Все мы знаем выражение "Когда гремят пушки, музы молчат". Но в блокадном
Ленинграде все было наоборот. В воскресенье 9 августа 1942 года в осажденном городе
впервые прозвучала знаменитая 7-я симфония Дмитрия Шостаковича "Нашествие". Наши
артиллеристы внезапным огнем подавили вражеские батареи, обеспечив 80 минут
тишины, чтобы оркестр под управлением Карла Элиасберга смог выполнить свою миссию
и показать всему миру, что Ленинград жив.
Отправной точкой была программка того самого концерта, где были перечислены все его
участники, и ученики Евгения Алексеевича бросились на поиски по всему Ленинграду.
Сейчас в это трудно поверить, но тогда еще был жив сам Дмитрий Шостакович, который
прислал в подарок партитуру симфонии. Здравствовал дирижер Карл Элиасберг и еще
многие участники того знакового для Ленинграда и всей страны концерта. И они,
свидетели тех дней, передали ребятам реликвии, наверное, самые дорогие их сердцу:
инструменты - именно те, что звучали в блокаду; дирижерскую палочку, под взмахи
которой весь мир понял - Ленинград выстоит. Также были переданы подлинные тетради
партитуры, доставленные в блокадный город через линию фронта летчиком Литвиновым
(его тоже найдут).
А теперь представьте, какая была проведена работа, чтобы найти и узнать судьбу каждого
музыканта оркестра ленинградского радио, найти тех, кто сидел в зале, даже
артиллеристов, о которых я говорила выше. Сам музей открыл свои двери 16 марта 1968
года - в день гибели отца Евгения Алексеевича.
Отдельная экспозиция посвящена Театру музкомедии - единственному театру, который
остался в блокадном Ленинграде, который дал свыше 900 спектаклей и концертов. Перед
мужеством этих людей стоит склонить свои головы. В экспозиции есть огромные валенки
балерины Пельцер... Она стремительно летала по сцене - изможденная голодом, но не
сломленная, а за кулисами ее ждали тулуп и те самые валенки, да стакан пустого кипятка.
Ну, скажите, разве это не подвиг? А медаль артистки Габриэльянц, которая за один день
давала несколько концертов в ленинградских госпиталях. А засохший букетик ромашек,
бережно сохраненной артисткой Семенченко после одного из концертов на передовой:
кто-то из солдат в благодарность за песни выскочил из траншеи и нарвал эти цветы.
Обо всем не рассказать - есть залы композиторам и музыковедам, художникам, артистам
фронтовых концертных бригад, детям-блокадникам. В музее хранятся удивительные
экспонаты, неизменно приводящие в трепет - от инструментов и фотографий
исполнителей «Ленинградской симфонии» до детского платья, сшитого из марли...Тихон
Хренников, когда все это увидел, потрясенно сказал: "Об этом музее надо говорить
стоя".