Напоминание

Музей Д.Д.Шостаковича Санкт -Петербург. Народный.


Автор: Чибирова Диана Людвиговна
Должность: учитель музыкального искусства, учитель -методист
Учебное заведение: ГБОУ ЦО ЭРУДИТ
Населённый пункт: РСО-Алания Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музей Д.Д.Шостаковича Санкт -Петербург. Народный.
Дата публикации: 10.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




«А музы не молчали…., они в набат звучали

Колоколами русскими, за боль родной земли».

Чибирова Д.Л.:

учитель методист, учитель музыкального искусства

ГБОУ ЦО Эрудит РСО-Алания г. Владикавказ 2025г.

Inter anna silent Musae….. Когда говорят пушки, музы молчат…..

Так считали древние римляне, но осажденный Ленинград это опроверг.

Люди были уверены: если бы умерла культурная жизнь, умер бы весь город.

В городе над Невой есть особенный музей. Одни называют его – народный, другие –

школьный. А кто-то произносит негромко: музей культурной жизни блокадного

Ленинграда «А музы не молчали». Этот музей – единственное в стране собрание

уникальных экспонатов, рассказывающих о культурной жизни блокадного города.

На начальном этапе музей «А музы не молчали» формировался как место памяти

героев, погибших в суровые дни блокады. Главными и самыми ценными экспонатами

были встречи с людьми, пережившими ужас войны.

Он уникален тем, что ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не

рассказывает о духовной жизни осаждённого города, о его огромном творческом

потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических

судьбах ленинградцев.

Народный музей "А музы не молчали..."начал свою историю в Санкт-Петербургской

средней школы №235 имени Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и посвящён культуре и

искусству Ленинграда в период Великой Отечественной войны.

В коллекции музея около 20 000 исторических документов, а также подлинные предметы,

в том числе инструменты, на которых впервые была исполнена 7-я «Ленинградская»

симфония Дмитрия Шостаковича, личные вещи дирижера Карла Элиасберга и поэтессы

Ольги Берггольц, писателя Даниила Гранина и многих других представителей

ленинградской творческий интеллигенции. Здесь можно узнать о работе в дни войны

театров, агитбригад, художников — графиков, живописцев и скульпторов, услышать

звуки блокадного репродуктора и музыку, звучавшую в страшные 900 дней блокады.

Основателем народного музея "А музы не молчали" был заслуженный учитель России

Евгений Линд он вошел в историю родного города как подвижник музейного дела,

хранитель летописи блокадного подвига Ленинграда. Сын ополченца, погибшего в 1942

году в боях за Ленинград, Евгений Линд избрал главным делом жизни сбор документов,

посвященных культуре и искусству родного города в период вражеской осады. Его

трудами при 235-й средней школе в 1968 году родился музей "А музы не молчали",

ставший центром патриотического воспитания молодежи. Сами ветераны подарили музею

более 20 тысяч подлинников, среди которых - нотные рукописи военных песен Василия

Соловьева-Седого, стол Ольги Берггольц, концертный фрак и дирижерская палочка

маэстро Карла Элиасберга, под управлением которого в осаде прозвучала седьмая

/Ленинградская/ симфония Дмитрия Шостаковича, посвященная подвигу ленинградцев.

По инициативе Линда на здании Большого зала Филармонии была открыта мемориальная

доска в память о той героической премьере. Перу Евгений Линда принадлежит книга

"Седьмая...", в которой он рассказал историю создания и блокадного исполнения

легендарном симфонии. Эта книга - коллективный портрет и памятник музыкантам,

которые 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде исполнили бессмертную Седьмую

симфонию Д.Д. Шостаковича. Четыре десятилетия основатель музея Евгений Алексеевич

Линд собирал в его залах свидетелей легендарного концерта. Все оставшиеся в живых

музыканты написали свои воспоминания. Собраны все, кроме двух, портреты участников

первого в Ленинграде исполнения симфонии. Исправлены ошибки в программке вечера,

не быть которых не могло, когда люди умирали от голода с инструментами в руках.

Найдены артиллеристы, защищавшие небо города в те часы, когда шел концерт. Обо всём

этом и не только в книге Седьмая (Линд Евгений).

К 100 летию со дня рождения великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

книга вышла вторым изданием. За свою деятельность Евгений Алексеевич стал

лауреатом "Золотой книги Санкт-Петербурга", а созданный учителями и учениками

школы, музей был открыт 16 марта 1968 года. Музей известен своим собранием

исторических документов по теме: «Искусство и война». Уникальность музея в том, что

ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной

жизни осаждённого города, об его огромном творческом потенциале, востребованном

жителями в годы войны. Подаренные ими документы и вещи легли в основу коллекции

музея. Среди экспонатов также, личные вещи, документы и рукописи композиторов

Д. Д. Шостаковича, Б. Асафьева, Н.

А.

Римского-Корсакова

, поэта О. Берггольц,

писателя Д. Гранина, артистов Л. Дельмас, П. Андреева, Г. Богдановой-Чесноковой, А.

Бениаминова, участников танцевального ансамбля А.

Е.

Обранта

, ленинградских

художников и многих других. В 1983 г. музей получил звание «народный». С 1986 по

года по 2022 год руководителем музея являлась бывшая ученица школы №235 Ольга

Герасимовна Прутт. Ольга Герасимовна была невероятно чутким и глубоким человеком и

бережно хранила бесценные материалы по истории музыкальной культуры нашего города.

Её вклад в развитие изучения культуры и искусства блокадного Ленинграда невозможно

переоценить.

В 2005 году после реконструкции здания 235 школы им. Д. Д. Шостаковича для музея

построено отдельное четырёхэтажное здание. Экспозиция располагается на первых трёх

этажах. Первый этаж — зал монументальной скульптуры, он же небольшой концертный

зал. Второй этаж посвящён творческой интеллигенции блокадного Ленинграда, Театру

Музыкальной комедии и другим театрам, агитбригадам, художникам. Особый раздел

посвящён детям. На третьем этаже — экспозиция «Музыкальная жизнь блокадного

Ленинграда», уникальные материалы по 7 симфонии Д. Д. Шостаковича. Воссоздана

зимняя блокадная комната.

Из воспоминаний племянника Алексея Линд-Стобеуса:

- Семья моего дяди Евгения Алексеевича Линда (годы жизни 1933-2005) имеет к

искусству самое прямое отношение. Его отец Алексей Павлович (годы жизни 1905-1942)

был директором довоенного Театра Юного Зрителя в Ленинграде. На третий день войны,

взяв в гримерке шинель, он ушел добровольцем на фронт. Политрук 168-й зенитной

батареи А.П.Линд погиб 16 марта 1942 года на подступах к Ленинграду в Мясном бору.

Посмертно награжден орденом "Красной звезды".

Дядя Женя замечательно играл на гитаре и очень хорошо пел, особенно старинные

романсы. Ну, как же не быть приобщенным к музыке, если жена Людмила Николаевна

Федотова (годы жизни 1939-2004) 40 лет отдала театру Музыкальной комедии в

Ленинграде, а в последние годы жизни вела педагогическую работу в консерватории. Она

является заслуженной артисткой РСФСР, народной артисткой РФ. Исполняла Одетту

"Баядерка", Сильву "Королева чардаша", Ганна Главари "Весёлая вдова" и главные партии

в еще десятке знаменитых оперетт. И здесь будет уместным сказать, что музыка их

связала навсегда.

21 декабря 2005 года в информационной ленте канала НТВ появилась заметка: Учитель

физкультуры, который воспитал тридцать пять мастеров спорта, чемпионов Советского

Союза и Олимпийских игр, умер в Петербурге.

Таких сильных мужчин встречается в жизни очень редко. Он перенес шесть клинических

смертей, но выжил всем смертям назло. Наверное, для того, чтобы снова продолжить дело

всей его жизни - музей " в Санкт-Петербурге на набережной реки Пряжки.

Более пятидесяти лет назад Евгений Алексеевич привез свой класс на Невскую Дубровку,

где во время войны шли очень ожесточенные бои и где каждый метр земли был перепахан

не один раз. Он рассказывал ребятам о лейтенанте Томилине, ленинградском

композиторе, добровольцем ушедшим на фронт и погибшим, поднимая свой взвод в

атаку. Это все, что было о нем известно. Но слова поэтессы Ольги Берггольц: "Никто не

забыт, и ни что не забыто" призывали действовать. Именно там было решено отыскать

не только погибших, но и тех, кто выжил. Евгений Линд сказал тогда своим ученикам:

«- Мы должны рассказать про каждого, кто творил искусство в блокадном Ленинграде,

потому что все они – герои». Вот так начинался самый народный музей.

Все мы знаем выражение "Когда гремят пушки, музы молчат". Но в блокадном

Ленинграде все было наоборот. В воскресенье 9 августа 1942 года в осажденном городе

впервые прозвучала знаменитая 7-я симфония Дмитрия Шостаковича "Нашествие". Наши

артиллеристы внезапным огнем подавили вражеские батареи, обеспечив 80 минут

тишины, чтобы оркестр под управлением Карла Элиасберга смог выполнить свою миссию

и показать всему миру, что Ленинград жив.

Отправной точкой была программка того самого концерта, где были перечислены все его

участники, и ученики Евгения Алексеевича бросились на поиски по всему Ленинграду.

Сейчас в это трудно поверить, но тогда еще был жив сам Дмитрий Шостакович, который

прислал в подарок партитуру симфонии. Здравствовал дирижер Карл Элиасберг и еще

многие участники того знакового для Ленинграда и всей страны концерта. И они,

свидетели тех дней, передали ребятам реликвии, наверное, самые дорогие их сердцу:

инструменты - именно те, что звучали в блокаду; дирижерскую палочку, под взмахи

которой весь мир понял - Ленинград выстоит. Также были переданы подлинные тетради

партитуры, доставленные в блокадный город через линию фронта летчиком Литвиновым

(его тоже найдут).

А теперь представьте, какая была проведена работа, чтобы найти и узнать судьбу каждого

музыканта оркестра ленинградского радио, найти тех, кто сидел в зале, даже

артиллеристов, о которых я говорила выше. Сам музей открыл свои двери 16 марта 1968

года - в день гибели отца Евгения Алексеевича.

Отдельная экспозиция посвящена Театру музкомедии - единственному театру, который

остался в блокадном Ленинграде, который дал свыше 900 спектаклей и концертов. Перед

мужеством этих людей стоит склонить свои головы. В экспозиции есть огромные валенки

балерины Пельцер... Она стремительно летала по сцене - изможденная голодом, но не

сломленная, а за кулисами ее ждали тулуп и те самые валенки, да стакан пустого кипятка.

Ну, скажите, разве это не подвиг? А медаль артистки Габриэльянц, которая за один день

давала несколько концертов в ленинградских госпиталях. А засохший букетик ромашек,

бережно сохраненной артисткой Семенченко после одного из концертов на передовой:

кто-то из солдат в благодарность за песни выскочил из траншеи и нарвал эти цветы.

Обо всем не рассказать - есть залы композиторам и музыковедам, художникам, артистам

фронтовых концертных бригад, детям-блокадникам. В музее хранятся удивительные

экспонаты, неизменно приводящие в трепет - от инструментов и фотографий

исполнителей «Ленинградской симфонии» до детского платья, сшитого из марли...Тихон

Хренников, когда все это увидел, потрясенно сказал: "Об этом музее надо говорить

стоя".



В раздел образования