Автор: Савосина Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 п. Теплое"
Населённый пункт: ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕПЛО-ОГАРЕВСКИЙ РАЙОН, ТЕПЛОЕ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Трудовое воспитание в младших группах детского сада.
Дата публикации: 10.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Трудовое воспитание в младших группах детского сада.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь
наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает
все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское
чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь
человека.
В.А. Сухомлинский
Цели и задачи трудового воспитания
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и
культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и
уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных
образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении
начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Цели и задачи трудового воспитания
Основной
целью
трудового
воспитания
самых
маленьких
посетителей
дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование
положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ
Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной
жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач,
повар).
o
В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную
информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные,
большие дома, чтобы в них жили люди».
o
Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни,
преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между
профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в
процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил
большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда
магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты,
одежду, книги и пр.»).
Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности
тела, одежды.
o
Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением
мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
o
Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале,
осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой,
застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают
трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о
помощи, используя вежливые слова.
Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь,
соблюдать чистоту и порядок.Взрослые должны поощрять такие проявления.
Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу
(полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-
второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно,
взрослые
рискуют
навсегда
погасить
в
маленьких
помощниках
огонёк
трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении
дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно
привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны
использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на
стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).
Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда,
вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых
действий(«Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём
игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда
придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
o
Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что
малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не
стоит
сообщать
им
результат
труда,
рассчитанный
на
длительную
перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на
кухню,
чтобы
сварить
суп»).
Дети
попросту
его
забудут.
Такие
«долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям
результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим
лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени:
«Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где
повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу
своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении
порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность,
опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного
взаимодействия
с
семьями
воспитанников.
Поэтому
педагогу
необходимо
продумать
комплекс
мероприятий
по
работе
с
родителями:
групповые
и
подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и
т. д.
Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды
труда:
Самообслуживание.
Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку,
ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым
платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
Хозяйственно-бытовой труд
. Поддержание порядка в групповой комнате,
раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики
для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам
даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным
материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое
место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
Труд в природе
. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения,
протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках,
высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей
младшего
возраста
к
изготовлению
поделок,
коллективных
аппликаций,
композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут
воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения
раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является
поручение,
индивидуальное
или
подгрупповое,
когда
сделать
что-либо
воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети
выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием,
например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки
фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой
протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях
или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы
невыполненной.
Приёмы мотивации к труду:
Наблюдение.
Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита
подражательность, а основным видом деятельности является предметная.
Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы,
малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно
как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника,
воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия:
накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
С наблюдением тесно связан показ.
Этот приём воспитатель использует
постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку
малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед
мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это
сделать
малышам.
Пользуясь
мылом,
стряхивая
с
рук
воду,
вытираясь
полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно
и понятно, что следует делать.
Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной
форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза,
каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то
она не помнётся и после сна её будет легче найти».
Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение
—
отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем
руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и
они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым
пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее
выполнит процедуру умывания.
Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают
малышей
к
аккуратности,
опрятности
художественные
произведения.
Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком
длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т.
д.)
Создание игровых и сюрпризных моментов
. К детям приходит любимая игрушка
(мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно
складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная
пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И
дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво
рассаживают в игровом уголке.
Создание проблемных ситуаций.
Игровой персонаж озвучивает детям проблему.
Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все
игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить
игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно
делать.
Дидактическая игра.
После озвучивания проблемной ситуации решить её
возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки,
складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по
местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем.
Они
также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и
обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в
раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в
шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не
будут бросать свои вещи на пол».
Поощрение
— самый действенный и необходимый в раннем и младшем
дошкольном возрасте приём.
Хвалить детей необходимо за каждое малое
достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты
старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко
потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам
надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд
связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к
труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Трудовая деятельность в первой младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10
минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к
предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение
трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в
радость, запомнился как приятный и полезный.
Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не
предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе
организованной образовательной: НОД, дидактические игры, трудовое поручение на
прогулке(«помоги воспитателю собрать веточки»),самостоятельная деятельность детей
и т.п.
Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в
помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).Уборка
листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них
воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская
перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или
прометание короткой дорожки. Раскладывание счётного материала, карандашей по
коробкам, стаканчикам. Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного
конструктора, машин. Участие в создании поделок, коллективных декоративных
композиций. Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй
половине дня. Длительность его не превышает 15 минут.( Дидактическая игра «Мы
пришли умыться», Беседа «Всему своё место», Привлекать детей к помощи няне
(убрать салфетницы и хлебницы), Упражнение «Расставим стулья», Упражнение
«Разложи карандаши» и т,п,)