Напоминание

Трудовое воспитание в младших группах детского сада.


Автор: Савосина Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 п. Теплое"
Населённый пункт: ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕПЛО-ОГАРЕВСКИЙ РАЙОН, ТЕПЛОЕ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Трудовое воспитание в младших группах детского сада.
Дата публикации: 10.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудовое воспитание в младших группах детского сада.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь

наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и

любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает

все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское

чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь

человека.

В.А. Сухомлинский

Цели и задачи трудового воспитания

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и

культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и

уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных

образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач

дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении

начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Цели и задачи трудового воспитания

Основной

целью

трудового

воспитания

самых

маленьких

посетителей

дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование

положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ

Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной

жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач,

повар).

o

В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную

информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные,

большие дома, чтобы в них жили люди».

o

Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни,

преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между

профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в

процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил

большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда

магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты,

одежду, книги и пр.»).

Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности

тела, одежды.

o

Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением

мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.

o

Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале,

осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой,

застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают

трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о

помощи, используя вежливые слова.

Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь,

соблюдать чистоту и порядок.Взрослые должны поощрять такие проявления.

Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу

(полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-

второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно,

взрослые

рискуют

навсегда

погасить

в

маленьких

помощниках

огонёк

трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении

дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно

привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны

использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на

стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда,

вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых

действий(«Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём

игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда

придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).

o

Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что

малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не

стоит

сообщать

им

результат

труда,

рассчитанный

на

длительную

перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на

кухню,

чтобы

сварить

суп»).

Дети

попросту

его

забудут.

Такие

«долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям

результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим

лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени:

«Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где

повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу

своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.

Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении

порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность,

опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного

взаимодействия

с

семьями

воспитанников.

Поэтому

педагогу

необходимо

продумать

комплекс

мероприятий

по

работе

с

родителями:

групповые

и

подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и

т. д.

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды

труда:

Самообслуживание.

Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку,

ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым

платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.

Хозяйственно-бытовой труд

. Поддержание порядка в групповой комнате,

раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики

для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам

даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным

материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое

место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.

Труд в природе

. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения,

протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках,

высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей

младшего

возраста

к

изготовлению

поделок,

коллективных

аппликаций,

композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут

воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения

раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является

поручение,

индивидуальное

или

подгрупповое,

когда

сделать

что-либо

воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети

выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием,

например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки

фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой

протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях

или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы

невыполненной.

Приёмы мотивации к труду:

Наблюдение.

Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита

подражательность, а основным видом деятельности является предметная.

Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы,

малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно

как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника,

воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия:

накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

С наблюдением тесно связан показ.

Этот приём воспитатель использует

постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку

малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед

мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это

сделать

малышам.

Пользуясь

мылом,

стряхивая

с

рук

воду,

вытираясь

полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно

и понятно, что следует делать.

Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной

форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза,

каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то

она не помнётся и после сна её будет легче найти».

Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение

отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем

руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и

они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым

пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее

выполнит процедуру умывания.

Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают

малышей

к

аккуратности,

опрятности

художественные

произведения.

Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком

длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т.

д.)

Создание игровых и сюрпризных моментов

. К детям приходит любимая игрушка

(мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно

складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная

пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И

дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво

рассаживают в игровом уголке.

Создание проблемных ситуаций.

Игровой персонаж озвучивает детям проблему.

Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все

игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить

игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно

делать.

Дидактическая игра.

После озвучивания проблемной ситуации решить её

возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки,

складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по

местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.

Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем.

Они

также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и

обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в

раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в

шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не

будут бросать свои вещи на пол».

Поощрение

самый действенный и необходимый в раннем и младшем

дошкольном возрасте приём.

Хвалить детей необходимо за каждое малое

достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты

старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко

потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам

надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд

связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к

труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Трудовая деятельность в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10

минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к

предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение

трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в

радость, запомнился как приятный и полезный.

Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не

предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе

организованной образовательной: НОД, дидактические игры, трудовое поручение на

прогулке(«помоги воспитателю собрать веточки»),самостоятельная деятельность детей

и т.п.

Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в

помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.

Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).Уборка

листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них

воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская

перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или

прометание короткой дорожки. Раскладывание счётного материала, карандашей по

коробкам, стаканчикам. Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного

конструктора, машин. Участие в создании поделок, коллективных декоративных

композиций. Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй

половине дня. Длительность его не превышает 15 минут.( Дидактическая игра «Мы

пришли умыться», Беседа «Всему своё место», Привлекать детей к помощи няне

(убрать салфетницы и хлебницы), Упражнение «Расставим стулья», Упражнение

«Разложи карандаши» и т,п,)



В раздел образования