Автор: Мартыненко Татьяна Андреевна
Должность: Учитель нальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Хлебодаровский учебно-воспитательный комплекс Чаплынского муниципального округа"
Населённый пункт: село Хлебодаровка Чаплинский район Херсонская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дисграфия и дислексия у младших школьников"
Дата публикации: 10.04.2025
Раздел: начальное образование
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
Период начального школьного обучения - это время активного
формирования
навыков
письма
и
чтения.
Однако
не
все
дети
осваивают
эти
навыки
одинаково
легко.
У
некоторых
возникают
стойкие
трудности, не
связанные
с
интеллектом
или
мотивацией.
Такие трудности могут быть связаны с нарушениями письменной и
речевой деятельности - дисграфией и дислексией.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса
письма,
проявляющееся
в
стойких
ошибках,
не
объясняемых
недостаточным знанием грамматики или невнимательностью. Ребёнок
с дисграфией может:
путать
буквы,
особенно
схожие
по
звучанию
или
написанию
(например, "б" и "п", "д" и "т"),
пропускать, переставлять или добавлять лишние буквы в словах,
сливать слова в одно или, наоборот, делить одно слово на
несколько частей,
нарушать структуру предложений.
Причины
дисграфии
кроются
в
недостаточной
сформированности фонематического слуха, нарушении зрительного и
слухового восприятия, трудностях с моторной координацией.
Что такое дислексия?
Дислексия
-
это
частичное
нарушение
процесса
чтения,
при
котором
ребёнок
испытывает
трудности
с
распознаванием
букв,
слогов и слов. Признаки дислексии:
медленный, затруднённый темп чтения,
замена одних букв или слогов на другие,
непонимание прочитанного текста,
угадывание слов по отдельным признакам (по начальной букве
или длине слова),
быстрая утомляемость при чтении.
Дислексия
часто
сопровождается
проблемами
с
фонематическим анализом, нарушениями кратковременной памяти, а
также может быть связана с наследственностью.
Причины возникновения
Обе патологии могут быть обусловлены:
перинатальными повреждениями центральной нервной системы,
задержкой психоречевого развития,
наследственными факторами,
неблагоприятными условиями в семье или перегрузкой в школе.
Важно
понимать,
что
дети
с
дисграфией
и
дислексией,
как
правило,
обладают
нормальным
интеллектом
и
могут
быть
успешными в других сферах деятельности.
Диагностика и помощь
Для точной диагностики необходимо комплексное обследование,
включающее
консультации
логопеда,
нейропсихолога
и,
при
необходимости, невролога. Чем раньше выявлены нарушения, тем
эффективнее коррекционная работа.
Коррекционная работа включает:
индивидуальные занятия с логопедом,
развитие фонематического слуха и зрительно-пространственного
восприятия,
логопедический массаж и артикуляционные упражнения,
игры на развитие внимания и памяти.
Очень важно наладить контакт между родителями, учителем и
специалистами, чтобы создать для ребёнка комфортные условия для
обучения и развития.
Заключение
Дисграфия
и
дислексия
-
это
не
приговор,
а
особенности,
требующие внимания и поддержки. При своевременном выявлении и
грамотной
коррекции
большинство
детей
успешно
преодолевают
трудности и достигают хороших результатов в обучении. Главное -
терпение, понимание и помощь со стороны взрослых.