Автор: Иванова Лариса Петровна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ"Торжокская школа-интернат"
Населённый пункт: Торжокский район, посёлок Зелёный
Наименование материала: "Экологическое воспитание на уроках трудового обучения"
Тема: Публикация
Дата публикации: 09.11.2024
Раздел: среднее образование
Экологическое
воспитание на уроках
сельскохозяйственного
труда
Исполнитель: Учитель Иванова Л.П.
2017
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в
глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не
научатся относиться бережно к природе, они погубят себя. А для этого надо
воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразиться в прочные
убеждения.
Экологическое
воспитание
–
составная
часть
нравственного
воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать
единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
На
формирование
экологического
сознания
оказывают
влияние
экологические знания и убеждения.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить
некоторые особенности этого процесса:
- деятельность;
- сложность;
- активность;
- ступенчатый характер;
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в)
формирование
убеждений
в
необходимости
экологической
деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к
природе.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного
отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического
сознания:
это
предполагает
соблюдение
нравственных
и
правовых
принципов природопользования, активную деятельность по изучению и
охране природы своей местности.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно
нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная
личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия,
формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос их
правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила
экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут
убеждениями этого человека.
На уроках труда учащиеся на доступном уровне получают знания об
окружающем мире, рассматривают связи между живой и неживой природой,
между различными компонентами живой природы (растениями, животными),
между природой и человеком.
Через познание данных связей и отношений ученики изучают
окружающий мир и в этом им помогают экологические связи. Их изучение
способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей
значительно повышает интерес учащихся к предмету. На уроках должны
чередоваться
теоретические
и
практические
задания,
что
у
нас
и
практикуется.
Первое важное условие – экологическое воспитание учащихся должно
проводиться в системе (т.е. не только на уроках сельскохозяйственного
труда).
Второе условие – надо активно вовлекать учащихся в практические
дела по охране местных природных ресурсов, что мы и делаем на
внеклассных занятиях.
Уже не первый год учащиеся занимаются уборкой дороги МИС –
Полустово, уборкой леса вдоль реки, около школы, а так же принимают
участие в общешкольном ежегодном субботнике по уборке территории,
облагораживали
родник.
Ребята
которые
посещают
уроки
сельскохозяйственного труда ежегодно принимают участие в посевных и
посадочных работах на школьном огороде, школьных клумбах, теплицах,
ухаживают за садом. Ребята сами стараются красиво и эстетично оформить
клумбы, посадить цветы, а потом ухаживают за ними. Зимой развешивают
кормушки и подкармливают птиц. В кабинете ребята ухаживают (то есть
поливают, рыхлят, подкармливают) за комнатными цветами, знают как
пересадить цветок, как вырастить черенки цветов.